При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Развитие речи и формирование нравственных ориентиров младших школьников средствами отечественной мультипликации
Гришина Е.И. учитель-логопед, МБОУ Выездновская средняя школа Арзамасского р-на Нижегородской обл.
На современном этапе развития общества достаточно острым является вопрос нравственного воспитания, который имеет значение для всей последующей жизни ребенка. Ученые-лингвисты утверждают, что лексика необходима как для развития речи, так и для формирования нравственных качеств личности. Но в практике отмечена негативная тенденция возрастающей скудности нравственно-этической лексики и лексики, относящейся к группе «человеческие отношения», в речи младших школьников.
В последнее время фиксируется значительный рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. При отсутствии специалистов-логопедов в большинстве детских садов сельской местности дети не получают коррекционной логопедической помощи и приходят в первый класс общеобразовательной школы с различными ОНР. Однако современное образование и введение в действие ФГОС предъявляет достаточно высокие требования к общему и в частности к речевому развитию учащихся.
Соответственно можно сделать вывод, что коррекция речевых нарушений и нравственное воспитание младших школьников являются одними из важнейших задач как общей, так и коррекционной педагогики. Более того, современные дети, а с нарушениями речи тем более, в силу своих психофизиологических особенностей, нуждаются в более внимательном отношении и требуют постоянного поиска инновационных подходов, методов и средств обучения. Для того, чтобы ребенок с ОНР мог с интересом и увлечением работать на занятии, проявляя речевую активность, необходима постоянная смена видов деятельности, использование приемов наглядности и игровых моментов.
Одним из эффективных средств развития речи и нравственного воспитания младших школьников, на наш взгляд, является мультипликация. Она объединяет в себе живопись, литературу, графику, музыку, элементы театрализованной деятельности и танца, что очень благотворно влияет на развитие воображения, памяти, мыслительной и речевой активности, а также на раскрытие творческого потенциала учащегося. С точки зрения психологов мультфильм — один из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира. Персонажи мультфильмов демонстрируют самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, устанавливают эталоны хорошего и плохого поведения, формируя в детском сознании первичные представления о моральных и смысловых ценностях. Понятный русскому менталитету и детскому восприятию сюжет, выразительность образов, красивая и правильная речь героев, высокохудожественное музыкальное сопровождение заставляют сопереживать героям мультфильма и вызывают сильную эмоциональную реакцию, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную и речевую активность детей, обогащает их чувственную основу и нравственный потенциал.
Качественные мультфильмы способны донести до ребенка высшие нравственные ценности, привить интерес к получению новых знаний, к чтению художественной литературы. Обсуждение просмотренных мультфильмов активизирует словарь ребенка, разговорную речь, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Негатив западной мультипликации
Существует большое количество старых добрых мультфильмов, которые можно и нужно показывать детям. Но сегодня лучшие образцы отечественной мультипликации зачастую остаются за чертой внимания детей и родителей. Заполонившая экраны телевизоров западная мультипликация в большинстве своем некачественна, не учитывает возможностей и потребностей ребенка. В результате этого с экранов телевизоров льется огромный поток разрушающих мультфильмов, наполненных жестокостью и дурным вкусом. В них часто можно увидеть проявление агрессии: драки, погони, истерики, убийства, месть и др. Во многих из них присутствуют примеры грубой лексики: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад». Жаргонная лексика также представлена в мультфильмах для детей: «козырно», «прикольно», «пофигу» и др. Эта лексика входит в словарь наших детей, т.к. они считают ее современной, настоящей, живой.
В сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Но кроме этого, в иностранной анимации часто поднимаются весьма недетские темы, которые проявляются в сексуальных жаргонных и пошлых выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка» и др. («Шрек»). Ребенок в силу возраста ассоциирует себя с главными героями мультфильмов, восхищаясь их популярностью, всемогуществом, невольно взращивая в себе агрессию и эмоциональное опустошение.
Ценность отечественной мультипликации
Старые отечественные мультфильмы, сюжеты которых просты и понятны детям, а проблемы, поднятые в них, близки и знакомы, представляют собой бОльшую ценность. По своим развивающим и воспитательным возможностям они очень близки сказке.
С одной стороны, сюжеты старых российских мультфильмов обладают образностью, эмоциональностью, зрелищностью, а с другой стороны, ненавязчиво и виртуозно преподносят детям эталоны хорошего и плохого поведения, формируя тем самым первые представления о смысловых и нравственных ценностях.
Представление женских образов в современной мультипликации искажено. Все чаще перед детьми предстает героиня мультфильма, отличительными качествами которой являются агрессивность (в том числе и словесная), цинизм, холодность, развязность. Она наделяется взрослым физиологизмом и совершенно лишается романтики.
В старых отечественных мультфильмах женские образы представлены по-иному. Основные качества женщин в них — нежность, любовь, целомудрие, уступчивость, терпение, застенчивость, скромность и, обязательно, любовь к детям. Именно такой пример для подражания должны видеть маленькие девочки, реализующие его потом в играх и в реальном общении.
Речь мультипликационных героев старых добрых мультфильмов богата и эмоциональна, выразительна и артистична. И это не случайно, ведь озвучиванием советских мультфильмов занимались лучшие актеры, мастера художественного слова: В. Ливанов, Е. Леонов, О. Анофриев, Ю. Никулин, А. Папанов и многие другие. Невозможно себе представить Фрекен Бок с голосом не Фаины Раневской, а попугая Кешу без голоса Геннадия Хазанова, также как невозможно представить Аленушку и Настеньку злобными и грубыми. В их речи содержится большое количество эпитетов и образных выражений, часто используются и ласковые слова-обращения (например, «лисонька», «голубушка», «матушка» и др.).
В советских мультфильмах отражается нормальная для ребенка картина мира. В ней заключена, в сущности, православная основа, потому что зло скоротечно, а вечно – добро. Часто в основу мультфильма положены маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Существующий отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается под воздействием дружбы, любви или сочувствия. Такие мультфильмы учат переосмысливать происходящее, заставляют сопереживать героям, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро и пр., таким образом, закладывают в детей «программу воспитания» качеств настоящего человека.
Таким образом, старые отечественные мультфильмы являются очень благодатным материалом, который можно применять для решения педагогических и коррекционных задач.
Внеурочная деятельность «Доброта с экрана»
В нашей школе был разработана программа внеурочной деятельности «Доброта с экрана» для учащихся младших классов. Она актуальна как для нормотипичных детей, так и для детей с нарушением лексико-грамматической стороны языка и связной речи.
Курс занятий рассчитан на два учебных года с регулярностью занятий 2 раза в неделю. Новизна данной программы заключается в интеграции идей нравственного воспитания в коррекционную логопедическую внеурочную работу посредством использования лучших образцов отечественной мультипликации.
Цель программы — развитие устной речи и формирование нравственных ориентиров учащихся младшего школьного возраста на основе использования отечественных мультфильмов.
Содержание программы первого года обучения направлено на активизацию и обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя и связной речи. В основной части занятия детям предлагается посмотреть мультфильм, на материале которого строится речевая работа. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка и связной речи основывается на использовании мультфильмов во взаимосвязи с лексическими темами. На каждую лексическую тему подобрано 2—4 мультфильма, на основе которых предполагается дальнейшая работа (на выбор педагога).
Темы для занятий первого года обучения: Школа. Школьные принадлежности; Фрукты и овощи. Сад-огород; Деревья; Ягоды; Грибы; Времена года. Осень; Игрушки; Посуда; Продукты питания; Одежда; Обувь; Головные уборы; Зима; Зимующие птицы; Зимние виды спорта; Новый год; Дикие животные; Животные жарких стран; Домашние животные; Домашние птицы; Перелетные птицы; Времена года. Весна; Мебель; Правила поведения; Транспорт; Профессии; Инструменты; Зоопарк; Рыбы; Цветы; Насекомые; Времена года. Лето. Летние каникулы.
При выборе темы учитывается ее коммуникативная целесообразность, соответствие целям обучения и воспитания, возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
Например, над лексической темой «Головные уборы» можно поработать на основе мультфильма «Шапка-невидимка», над темой «Транспорт» — на мультфильмах «Сказки о машинах» и «Следы на асфальте».
После просмотра мультфильма проводится речевая работа с использованием словесных, пальчиковых и дидактических игр и упражнений. Например, «Назови ласково», «Отгадай и назови», «Один — много», «Скажи наоборот», «Подбери родственные слова», «Объясни значение слов» (нос, хвост, крыло) и др.
Развивать такую лексико-грамматическую категорию, как притяжательные прилагательные можно на основе мультфильмов «Хвосты» и «Это что за птица?», т.к. сюжеты этих мультфильмов очень располагают к данной работе.
Кроме этого на основе беседы по содержанию мультфильма у учащихся формируется умение осуществлять нравственно-психологический анализ ситуации. Через ответы на вопросы, участие в диалоге, пересказа фрагментов мультфильма происходит развитие связной речи детей.
Содержание занятий второго года обучения направлено на формирование и активизацию у детей нравственно-этического словаря, лексики, относящейся к группе «человеческие отношения». Нами разработаны занятия для второго года обучения по следующим темам: Дружба. Мы и наши друзья; Ссора и мир; Добро и зло; О правде и лжи; О зависти; О скромности и хвастливости; О лени и трудолюбии; Учеба – мой главный труд; О жадности и щедрости; О смелости и трусости; О силе и благородстве. Кто такой настоящий мужчина; О патриотизме. Подвиг русского солдата; О мужестве и героизме. Дети военных лет; Образ русской девушки. Как стать настоящей женщиной; Любовь и забота; Семья. Семейные отношения; Обида и совесть; О милосердии, сострадании и прощении; Все мы разные, но все мы равные; О культуре поведения и культуре речи; Здоровый образ жизни. Спорт; О любви к природе; Праздник «Доброта с экрана».
Эффективным методическим приемом, облегчающим усвоение учащимися лексического значения слов нравственной тематики, является оносемантический прием (термин Л.П. Федоренко). Его суть заключается в объяснении семантики слова через знакомство с самим понятием, а потом его названием, т.е. сначала осмысливается ситуация, содержащаяся в подобранном мультфильме, которая затем называется соответствующим словом (например, щедрость, героизм, забота).
Далее детям предлагаются разные виды игр, упражнений и грамматических заданий с изучаемым словом, уточняется его лексическое значение, подбираются синонимы, антонимы, родственные слова, пословицы, поговорки, афоризмы или фразеологизмы, а также небольшие художественные произведения. Развитие связной речи происходит через обсуждение, пересказ, составление рассказов и участие в интерактивных играх с моделированием диалогов.
Алгоритм работы над словом может быть следующим:
— толкование лексического значения; подбор слов разных частей речи, характеризующих эмоциональное отношение к окружающему;
— подбор антонимов к словам разных частей речи (трус — храбрец; ленивый — трудолюбивый; радоваться — грустить и т.д.);
— подбор синонимов;
— подбор родственных слов;
— образование существительных с отвлеченным значением (нежность, грубость и т.д.).
Подбирая тему мультфильма к лексической теме занятия, в структуру занятия включаются и задания на развитие лексико-грамматических языковых категорий и связного высказывания. Время для просмотра мультфильма учитель-логопед может выделить как непосредственно на занятии, так и в группе продленного дня, предварительно оговорив это с воспитателем.
После просмотра мультфильма можно предложить следующие виды работ:
— беседу по вопросам или беседу проблемного характера, посвященную решению какой-либо нравственной проблемы («Как вы думаете, правильно ли поступили герои?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?» и др.);
— иллюстрирование;
— рисование понравившегося героя или момента;
Интересными и результативными являются следующие приемы работы с мультфильмами по формированию связной речи:
— «Стоп-кадр» — остановка мультфильма в кульминационный момент и стимулирование мотивационных компонентов речевой деятельности на прогнозирование ситуации или выполнение каких-либо упражнений;
— «Путаница» — восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, как вариант с последующим проигрыванием;
— «Калейдоскоп кадров» – составление новой истории на основе фрагментов разных мультфильмов;
— «Дублеры» использование схемы-сюжета популярного мультфильма для создания новой истории;
— «Умники и умницы» — загадывание загадок о героях, о мультфильмах, об их отличительных особенностях;
— «Режиссеры»: а) изменение деталей, эпизодов мультфильмов; б) придумывание продолжения мультфильма по его началу или начальному и конечному фрагменту;
— «Актеры» 1 озвучивание мультфильма;
— «Оживление мультфильма» – озвучивание мультфильма, снятого без речевого сопровождения, запись и наложение «своей» озвучки на кадры мультфильма.
Занятие по теме «Семья. Семейные отношения»
Цель:
— обогащение и активизация словаря по лексической теме;
— формирование правильного восприятия нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
На занятиях происходит осмысление учащимися следующих понятий: семья, род, родня, родные, Родина; что делает людей родными; мать и отец; мамин портрет; сердце матери; сила материнской любви; мудрость отца; любовь родителей к детям, любовь детей к родителям; почитание родителей; отношения старших и младших в семье; что такое счастливая семья; забота о близких; праздник «День семьи, любви и верности» и его покровители Петр и Феврония.
Работа над лексическим значением слова «Семья»
1. Прямое значение. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети
и т.п.), живущих вместе (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка).
2. Переносное значение. Группа людей, сплоченных дружбой и объединенных общими интересами (классная семья).
3. Группа
животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей (семья аистов, воробьиная семья).
Подбор однокоренных слов к слову «Семья»: семейство, семейка, семьянин, семейственность, семейники, семейный.
Подбор слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, к существительным, обозначающим родство и семейные отношения (мама, папа, сын, дочь, внук, внучка, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя и др.).
Подбор синонимов и антонимов. Синонимы к слову отец: папа, батя, батька, батюшка, папаша, папуля, тятя. Антонимы по полу: мать; по родственным отношениям: сын, дочь; по степени родства: отчим.
Слова-обращения в русских народных сказках (звучат ласково, почтительно): матушка, отец, батюшка, тятя, доченька, внученька и др.
Фразеологизмы: глава семьи, крепкая семья.
Пословицы и поговорки.
При солнышке светло, а при матушке — добро.
Сын – отцу помощник, дочь – матери помощница.
Для внука дедушка — советчик, для дедушки внук — помощник.
Послушному сыну отцов приказ не ломит спину.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Художественная литература по теме «Семья»: М. Скребцова «Мама — лучший друг», «Сердце матери», «История о чайке»; китайская сказка «Семейная драгоценность»; А. Лопатина «Мой папа — человек отличный», Э. Шим «Брат и младшая сестра».
Работа с произведениями художественной литературы может проводиться как непосредственно на занятии, если это стихи или короткие рассказы, так и в группе продленного дня до или после занятия.
Мультфильмы для работы по теме «Семья»:
— «Северная сказка» (8 мин), Творческое объединение Экран, 1979 г.
— «Отцовская наука» (10 мин), Киевнаучфильм, 1986 г.
— «Встречайте бабушку», (8 мин), Творческое объединение Экран, 1984 г.
— «Жили были дед и баба» (9 мин), Союзмультфильм, 1988 г.
— «Волк и теленок» (10 мин), Союзмультфильм, 1984 г.
— «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах», Беларусь, 2008 г.
—«Сказание о Петре и Февронии», ВГИК, 2008 г.
При работе с мультфильмом «Северная сказка» можно раскрыть и обсудить с детьми образ матери: мамин портрет, сердце матери, силу материнской любви, мамины руки, а также тему любви родителей к детям и детей к родителям.
Кроме анализа ситуации и поступков героев можно использовать упражнение «Режиссер» — придумывание положительного финала к мультфильму. Детям предлагается изменить последовательность кадров и придумать такую историю, чтобы мама осталась жива.
На основе мультфильма «Отцовская наука» можно раскрыть образ отца: отцовская строгость, мудрость и любовь. Подбираем прилагательные, характеризующие поведение всех членов семьи.
Мультфильм «Волк и теленок» позволяет обсудить тему настоящей семьи, что делает семью настоящей (отношение друг к другу, любовь). Интерактив «Стоп кадр» — прогнозирование ситуации.
При работе с мультфильмом «Жили-были дед и баба» разбираем особенности русского семейного уклада, роли и отношения в семье. Эта история учит не забывать тех, кому мы обязаны жизнью. Интерактив — составление диалогов и озвучивание мультфильма (мультфильм снят без озвучки).
Мультфильм «Встречайте бабушку» — один из шедевров Расы Страутмане. Это кукольный мультфильм про типичную семью, в которой не все в порядке. Каждый живет своей жизнью: папа смотрит хоккей, мама болтает по телефону с подружкой, сын страдает от безделья и недостатка внимания. И вот внезапно приезжает бабушка, сначала «волшебная», потом реальная. Благодаря стараниям бабушки семья обретает гармонию. Этот мультфильм полезен как детям, так и взрослым в качестве психологической нагрузки, т.к. каждый человек в зависимости от возраста может сделать выводы о своей роли в семье и об отношениях в ней.
При просмотре мультфильма важно обратить внимание на речь героев, на их действия. Можно перечислить все действия бабушки (готовит, варит, месит, печет, взбивает, шинкует и т.д.), особенно обращая внимание на глаголы, относящиеся к лексической группе «Приготовление пищи». Это важно, так как дети с речевыми нарушениями часто такие глаголы не дифференцируют. Важно также обратить внимание на чувства и отношения героев в начале и в финале мультфильма, проанализировать их.
Интерактив «Стоп кадр» — прогнозирование ситуации; моделирование и проигрывание ситуации «Вечер в настоящей семье».
Мультфильмы «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах» и «Сказание о Петре и Февронии» посвящены святым Петру и Февронии, являющимися православными покровителями семьи и брака на Руси. Ежегодно с 2008 года 8 июля отмечается важный российский праздник — День семьи, любви и верности. В этот же день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии. Познакомиться с историей этих святых можно на основе данных мультфильмов. Интерактив: «Путаница».
Основной формой работы по данной программе являются занятия. Продуктом коллективной детской деятельности являются выставки рисунков, коллажи, мультфильмы с озвучиванием героев, мини-драматизации и др. Также можно использовать такую форму работы с учащимися и родителями, как выпуск буклетов, памяток, каталогов, ученические конференции, мульт-концерты и праздники.
Просмотр мультфильмов является одним из любимых детских занятий, при этом почти каждая нарисованная или кукольная история содержит в себе глубокий духовный смысл, что важно для развития ребенка, его воспитания и обучения. В результате применения на логопедических занятиях советских мультфильмов у детей развивается речь, мышление, внимание, воображение, фантазия, память. Ребенок получает и усваивает правильные модели нравственного поведения: нужно уметь дружить, делать добро, уважать родителей, помогать другим. Развивается и нравственно-эстетическое восприятие ребенка, у него появляется возможность рассмотреть красоту русской природы, услышать классическую музыку и песни лучших детских композиторов, увидеть красивые танцы, костюмы и декорации. На примере мультфильмов закладываются основы трудового воспитания, потому что в них всегда приветствуется тот, кто добросовестно выполняет свои обязанности и высмеиваются лентяи и лодыри. А отрицательным героям всегда дается возможность осознать свои ошибки и исправиться, что, в конце концов, чаще всего и происходит.
Таким образом, можно сделать вывод, что добрые отечественные мультфильмы являются эффективным средством развития речи и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Главное условие успешности – системность и позитивная эмоциональная атмосфера занятий, способствующая стимулированию детей к коммуникативному взаимодействию.
Список использованной и рекомендованной литературы
1. Бучилова И.А., Миронова А.А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2876–2880.
2. Гришина Е.И.
Доброта с экрана. Воспитание мультфильмом. Внеурочная деятельность детей с нарушениями речи. Нижний Новгород, 2018.
3. Гроцкая Е.Н. Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей в работе логопеда.
4. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5–7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.
5. Тихонов А.Г. Мультфильмы: польза или вред.
6. Шкурат И. http://razvitiedetok.ru/rebenok-poznaet-mir/975.html.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle