• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развитие творческих способностей дошкольников с применением нетрадиционных техник рисования

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
40/2022
В статье раскрывается сущность детского творчества, художественной детской деятельности, даны показатели наличия творческого начала у детей. Перечисляется использование нетрадиционных методов рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Развитие творческих способностей дошкольников с применением нетрадиционных техник рисования

Кузнецова Ю.А.,

воспитатель ГБОУ «Школа № 1208», Москва

Дошкольный возраст — период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в это время активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес в процессе детской деятельности. Большое значение имеют ее содержание и формы, их обогащение, так как у ребенка появляется потребность в художественной деятельности.

В процессе обучения изобразительной деятельности у детей воспитываются эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развиваются художественный вкус и творческие способности [1].

Исследование проблемы развития творчества детей отражено в работах многих отечественных психологов, таких как: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, В.Ф. Котляр, В.С. Кузин, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Я.A. Пономарев, Б.М. Теплов и др.; педагогов: Л.А. Парамоновой, С.В. Погодиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной и др.

Всесторонне развиваться, формировать и проявлять творческие способности дети могут только под руководством и при участии взрослых. Для этого необходимо знать особенности проявления ребенка в изобразительной деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства, построения взаимоотношений с ним в этом виде деятельности [4].

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы.

Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию. Творчество порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое», и не связано с возрастными ограничениями [1; 4].

Детское художественное творчество — процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого продукта деятельности, в ходе которого реализуется художественный потенциал детей и ранее ими усвоенный изобразительный, познавательный, эмоциональный и социальный опыт для отображения своих представлений, впечатлений, отношения к окружающему миру [4].

Изобразительная деятельность — процесс, направленный на формирование и развитие изобразительных умений, необходимых для создания художественно-выразительного образа [4]. Только постепенно под руководством педагога ребенок овладевает изобразительными средствами.

Под развитием творчества в детском возрасте чаще всего подразумевают раскрытие творческого потенциала личности в процессе обучения и воспитания. Показателями творческого потенциала у дошкольников являются высокая познавательная активность, легкость усвоения нового, стремление к творчеству в различных видах деятельности, положительное отношение к себе и к другим людям, эмоциональная стабильность, саморегуляция, нацеленность на успех, получение удовольствия от процесса творчества.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

— искренность, непосредственность переживаний;

— увлеченность, «захваченность» деятельностью;

— активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;

— специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Показатели качества творческих действий включают в себя:

— внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

— создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов;

— применение известного в новых ситуациях;

— нахождение новых приемов решения;

— быстрота реакции;

— хорошая ориентировка в новых условиях;

— нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

К показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:

— нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;

— своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

— соответствие продукции элементарным художественным требованиям [4].

Исследователи детского изобразительного творчества — Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста.

В исследованиях, прежде всего, подчеркивается, что все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Даже при создании фантастического образа ребенок еще больше утверждается в реальности.

Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творчества детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Применение нетрадиционных техник рисования поможет увеличить эффективность творческого развития дошкольников[2].

В последние годы в изобразительной деятельности с дошкольниками чаще применяются нетрадиционные техники рисования, такие как: кляксография, пальцевая живопись, рисование нитками, рисование мыльными пузырями, коллаж, монотипия, граттаж и многие другие, способствующие развитию детского художественного творчества.

Техники нетрадиционного рисования

Рассмотрим некоторые техники нетрадиционного рисования с дошкольниками.

Рисование мыльными пузырями — очень интересный вид творчества для детей. Для этого необходимо опустить в смесь шампуня, гуаши и воды трубочку для коктейля и дуть в нее до тех пор, пока не образуется пена, к которой прикладывают лист бумаги. После этого дети дорисовывают детали в силу своей фантазии.

При работе в технике «пальцевой живописи» на каждый палец наносится отдельная краска и пальцы «отправляются» в творческое путешествие по листу рисунка. Обведенный контур руки на бумаге вызывает определенные ассоциации. В одном и том же контурном рисунке можно увидеть разные изображения: птицу, бабочку, рыбу и т. д. Добавляя к этому контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные изображения.

Для работы в технике «кляксография» необходимы гуашь, тушь, жидкие разведенные краски. В центр листа нужно капнуть каплю, наклонить лист в одну, затем в другую сторону или подуть на нее. Каждый поворот, наклон, дает новое изображение. В такой технике можно рисовать деревья, животных, у каждого ребенка получается свое произведение.

Техника «монотипия» — одна из простейших. С ее помощью создается неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру. Такие изображения отличаются мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний. Разновидностью монотипии является прием штамповки. Для его освоения необходимо иметь крупную печать-клише.

Следующая разновидность монотипии — печать растениями. Для этого следует вначале высушить растения, затем по одному уложить их на рабочий лист бумаги и покрыть густой гуашевой краской. После окраски растение укладывается на подготовленный лист ватмана подкрашенной стороной вниз, сверху кладется лист бумаги, растение прижимается рукой, после чего бумагу осторожно снимают вместе с растением. Данным видом нетрадиционной техники рисования возможно заниматься с детьми старшего дошкольного возраста.

Прием изобразительного искусства «коллаж» заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Соединение в общую композицию, в одно целое фрагментов, вырезанных из фотографий, рисунков, картинок, иллюстраций фигур. Основой могут служить как чистый лист бумаги (белой или цветной), так и рисунок, репродукция.

Не все из перечисленных техник могут быть использованы в работе с детьми раннего возраста ввиду их сложности. Между тем основные требования к нетрадиционным техникам рисования в дошкольном возрасте — это простота исполнения, доступность материалов и гарантированный результат выполнения творческого задания в оригинальном, неповторимом авторском исполнении. При этом хотелось бы отметить, что разная техника художественного исполнения имеет свою эффективность и влияет на развитие дошкольника тем или иным образом.

Влияние рисования на развитие навыков дошкольника

«Рисование ладошками», например, развивает тактильное восприятие. С помощью цветных отпечатков ладони (стопы) или пальцев возможно создавать целые сюжетные картины. Дополнив отпечатки дорисовками или выполнив их на тонированной бумаге, мы получаем картины, каждая из которых достойна оформления в рамку. При этом у ребенка развиваются фантазия, образное мышление, формируется творческая индивидуальность.

Также развитию фантазии и образного мышления способствует «рисование по мокрой бумаге». На влажную бумагу произвольно наносится краска, при этом появляются разводы, в которых можно увидеть образы и формы. Фантазия ребенка может быть безгранична при умелом и чутком руководстве взрослого.

Такой вид нетрадиционной техники рисования, как «штампование», развивает у детей чувство ритма. Возможность использования в качестве штампа любых материалов, начиная с обычного картона или обоев, скрученных в валики, и даже такого корнеплода, как картофель, дает фантазии детей безграничную свободу. Более того, экспериментирование с разным материалом способствует развитию креативности у детей. Ребенок приучается к пониманию того, что пробовать и экспериментировать важно, развивая свое мышление в русле разных подходов и нестандартных решений. В данной технике возможны как декорирование работы, так и создание сюжетного рисунка.

Работая с детьми в технике «фотокопия», педагог развивает у дошкольников воображение и фантазию. Сначала на бумагу наносится рисунок водоотталкивающим материалом (воск, мыло), затем покрывается краской, которая скатывается и рисунок проявляется. Так можно создать сюжетный рисунок или его отдельные элементы. Из-за необычности исполнения для детей данный вид творчества превращается в волшебство, и они становятся маленькими волшебниками. Это дает понимание того, что ребенок может сам сотворить какое-то чудо, его возможности безграничны, что придает ребятам уверенности в себе.

Творческий подход в исполнении, например, декоративной вазы наносится техникой «набрызг», в процессе чего получаются точечные капельки — брызги. Как правило, при этом используется зубная щетка, но для начала лучше использовать кисть, стуча ею о палец кисти. На лист бумаги накладывается трафарет вазы и «забрызгивается» полностью либо частично. Таким способом возможно как фоновое оформление (салют, небо, песок, снег, конфетти и т.п.), так и как элемент рисунка. При этом детям доставляет истинное удовольствие испачкаться и побрызгаться, что дома категорически запрещено делать. И мы снова возвращаемся к свободе фантазии ребенка и возможности безнаказанно пошалить.

Отдельные техники нетрадиционного рисования, такие как «пластилинография», при которой предварительно наносится на картон контур рисунка, и впоследствии по нему наносится пластилин, или «рисование на песке» — более эффективно развивают мелкую моторику, а также стимулируют развитие тактильного восприятия ребенка. При «рисовании на песке» ровная поверхность засыпается небольшим слоем песка и при помощи пальца на него наносятся линии и узоры, которые при желании тут же можно изменять. Для большего интереса и развития фантазии детей можно использовать цветной песок [2].

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, эмоционального положительного отношения к занятию, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.

При создании изображения с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография») непроизвольно осуществляется своеобразная дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях, и дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ.

Например, Р.Г. Казакова рекомендует проводить работу по применению нетрадиционных техник рисования с детьми поэтапно:

— на репродуктивном — следует проводить активную работу с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, ознакомлению с различными средствами выразительности. Начинать рекомендуется с хорошо знакомых для детей техник, после чего постепенно знакомить детей с новыми техниками;

— на конструктивном — рекомендуется проводить активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчеству воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ [2].

При этом игровая форма позволяет поддерживать заинтересованность и мотивацию ребенка к занятиям, что, в свою очередь, повышает эффективность данной работы.

Помимо этого, нетрадиционные методы рисования — пальцами, листьями, мыльными пузырями, кляксография, монотипия, граттаж и др. — активно применяются в качестве методических приемов развития мелкой моторики. При этом специалисты отмечают, что помимо непосредственного развития последней в процессе занятий нетрадиционным рисованием у детей совершенствуются коммуникативные способности, улучшается познавательная деятельность, а также развиваются артикуляция и правильное дыхание, необходимые для произнесения слов [5].

Проблема активизации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности актуальна для современной педагогики, ибо она обусловлена задачей воспитания в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, необходимых для успешной адаптации сегодняшних дошкольников к современному миру, когда знания становятся непостоянной переменной, обновляясь и увеличиваясь в объеме.

Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л.С. Выготский писал: «...творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов» [4].

Советская педагогика считала бесспорной зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности. «Только при условии овладения основами изобразительной грамоты дошкольники смогут научиться “читать” уже созданные произведения и “писать” собственные образы», — считает С.В. Погодина [3].

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению