• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
03/2022
На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в воображении, освоении речи, появляются поздно говорящие дети. Гаджеты заменяют живое общение готовыми «живыми» картинками и играми в одиночку. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину некоторых нарушений и выстроить грамотную программу сопровождения. Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений

Вивчарь В.Н., педагог-психолог МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Краснодарского края 

Дошкольный возраст — наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в это время происходит формирование и становление человека, его способностей и склонностей. Говоря о строении головного мозга, можно утверждать, что его правое полушарие отвечает за творческое мышление. Люди, у которых больше развита именно эта часть мозга, более чувствительны, склонны полагаться на интуицию в принятии решений. Левое же полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, развития творческих способностей.

Учитывая особенности работы мозга, изучив приемы и методы нейропсихологической коррекции, можно сказать, что нейропсихологические упражнения являются отличным дополнением к основной коррекционной программе. Нейропсихологические упражнения — эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов помочь детям при нескольких видах нарушений, в частности, при гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития, неразвитости воображения и др. Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений, а при правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Для развития межполушарных связей полезно играть на специальных тренажерах (межполушарных досках). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта (фото 1). На съемную межполушарную доску ребенок накладывает лист бумаги, обеими руками прорисовывает лабиринт справа и слева одновременно, затем, используя воображение, дорисовывает сюжет к лабиринтам. Эта игра стимулирует оба полушария головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, воображение, внимательность и мелкую моторику. Нейропсихологические игры и упражнения применяются как в индивидуальном, так и в подгрупповом взаимодействии.

В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития, а дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Ведь более значимы не результаты детского творчества, а формирование творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Так, например, в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Хотя занятия рисованием приносят много радости дошкольникам, необходимо постоянно поддерживать интерес к изобразительной деятельности, ведь все необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.

Нейропсихологические упражнения для развития как межполушарного взаимодействия, так и творческих способностей, можно варьировать и усовершенствовать. Например, перенести рисование на прозрачный мольберт (фото 2). В отличие от бумаги стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона. Использовать для рисования на стеклянном мольберте можно и мелки, и водные маркеры.

Да и вместе детям веселее и интереснее рисовать. На одном стеклянном мольберте могут одновременно рисовать 2—4 ребенка, а за столом дети работают только парами.

Рисование на стекле позволяет решать следующие задачи:

—          упражняет детей в рисовании в различных нетрадиционных техниках;

—          развивает навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества;

—          межполушарные связи;

—          мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук, зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку на вертикальной поверхности;

—         способствует формированию графических навыков и умений;

—          развитию познавательной сферы, произвольного внимания, эмоциональной и образной памяти, творчества;

—          воспитывает чувство сотрудничества, желание договариваться друг с другом;

—          формирует творческую активность.

Рисование на стекле является хорошим средством для профилактики и коррекции страхов, связанных с боязнью ошибок, снимает страх неудачи, ведь под рукой есть влажная салфетка, а краски высыхают небыстро и рисунок можно всегда откорректировать.

Рисование пальцами обостряет ощущения. Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой. Для лучшего развития и стимуляции полушарий головного мозга можно одновременно задействовать обе руки.

Прозрачный мольберт позволяет выполнять тренинговые упражнения, такие как «Обведи по точкам», «Обведи по линиям», «Обведи по контуру», «Заштрихуй фигуры», «Кто быстрее обведет фигуру?», «Кто лучше заштрихует?», «Соедини по точкам», «Дорисуй», «Рисуем эмоции и настроение обеими руками», «Узоры и бордюры», «Геометрический диктант» и др. Такие игры-упражнения стимулируют активность, раскрывают творческий потенциал каждого ребенка, что немало важно в его развитии.

На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте часто используется педагогами в работе с дошкольниками и является инновационной технологией. С уверенностью можно сказать, что занятия с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка творческого воображения и формированию у него художественно-творческих способностей.

Литература

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2008.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2010.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб., 2007.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. М., 2002.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению