• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развитие вестибулярно-моторных координаций у дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
В статье представлен теоретический и практический материал для развития вестибулярно-моторной координации у детей дошкольного возраста. Предназначен для инструкторов физкультуры дошкольных образовательных организаций. Развитие вестибулярно-моторных координаций у дошкольников

Мелехина А.В.,

инструктор по физкультуре

МДОУ д/с № 182, г. Ярославль

Есть ли какая-то связь между интеллектом и вестибулярной системой? Вы наверняка думаете, что нет. А теперь представьте, что с вами случилось следующее: вы внезапно перестали различать верх и низ, вертикальное и горизонтальное; вы пытаетесь читать, но буквы в книге разбегаются в разные стороны, как шустрые тараканы; вы не ощущаете, где кончается ваше тело, какой длины ваши руки и ноги, поэтому постоянно задеваете людей и мебель; вас кто-то окликает, но вы крутите головой и не понимаете, с какой стороны прозвучал голос; вы смотрите на друга, но не можете понять, он стоит или идет к вам.

Нет, это не эпизоды из «Алисы в Стране чудес», а обычное состояние ребенка с врожденными дисфункциями вестибулярной системы. Почему он никогда не рассказывал вам об этом? Он не знает, что бывает по-другому. Среди детей с трудностями в обучении более 67% имеют скрытые вестибулярные дисфункции [2]. Но вестибулярную систему можно тренировать! Об этом — наша статья.

Основная структура мозга — мозжечок, обеспечивающий вестибулярно-моторные координации человека, отвечающий за равновесие тела, мышечный тонус, участвующий в познавательных процессах и учебной деятельности.

Сигналы от вестибулярно-моторной системы информируют мозг о силе тяжести, равновесии, положении тела в пространстве. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность [5]. Обеспечивается и работа артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время чтения, пальцев кисти при письме и т.д.

В первые две недели внутриутробной жизни, когда многие женщины еще не знают о своей беременности, у зародыша начинается активное развитие головного мозга и мозжечка. Любое травмирующее воздействие на эмбрион в это время (никотин, алкоголь, токсины, нарушение обмена веществ, стрессы и т.д.) может привести к неблагоприятным последствиям: синдрому дефицита внимания и гиперактивности, оппозиционно-вызывающему расстройству (раздражительность, гневливость, негативное настроение, злопамятность), дислексии и т.д. [3]

В дошкольном детстве быстро развиваются полушария мозжечка, что отражается в умении ребенка сидеть, ползать, ходить. Профессор А.А. Псеунок пишет, что вестибулярная система ребенка начинает работать в утробе матери уже на 21-й день после зачатия, а созревает к 11-му году жизни [6].

Любое нарушение в развитии крупной и мелкой моторики должно настораживать родителей, так как мозжечок участвует не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека.

Мозжечок принимает участие:

— в регуляции поведения, эмоций и внимания;

— развитии артикуляции и речи;

— интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной), поступающей из других структур мозга;

— регуляции скорости, последовательности и согласованности высших психических функций, формировании тела;

— моторном планировании;

— обеспечении вестибулярно-моторных и речедвигательных координаций, движений глаз во время чтения и письма.

Различные нарушения в деятельности мозжечка приводят:

— к снижению памяти и внимания;

— трудностям сенсорного переключения;

— рассеянности, забывчивости, повышенной утомляемости, затруднениям при долгом стоянии и сидении;

— неуклюжести;

— невозможности последовательного выполнения необходимых действий;

— поведенческим (гиперактивность) и речевым (мутизм, афазия*) расстройствам.

 

* При мутизме (лат. mutus — «немой», «безгласный») человек не отвечает на вопросы и даже не дает понять знаками, что согласен вступить с окружающими в контакт, при этом в принципе способность разговаривать, понимать речь окружающих и способность к письму у него сохранены. Афазия (от др.-греч. ἀ — отрицательная частица и φάσις — «проявление», «высказывание») — нарушение восприятия речи при сохранении слуха.

 

Все это приводит к затруднениям в обучении и социальной адаптации детей. Существуют исследования, показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, которые сопровождаются снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности [5].

К основным причинам нарушений работы мозжечка можно отнести внутриутробный дефицит развития мозга, генетические нарушения, вирусные инфекции, накопление токсинов (свинец, ртуть и т.д.), вакцинации, аутоиммунные болезни, опухоли, сосудистые заболевания, врожденную гипоплазию [6].

Вестибулярно-моторное развитие детей необходимо начинать как можно раньше, еще до их прихода в детский сад.

В систему развития вестибулярно-моторных координаций входят [4]:

— развитие крупной и мелкой моторики, координации движений, схемы тела, выразительности движений, чувства ритма;

— овладение способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика), приемами мышечного расслабления и эмоционального раскрепощения;

— формирование умения дифференциации качества движений (быстрые/медленные, сильные/слабые, мягкие/жесткие и т.д.);

— мысленное представление деятельности с воображаемыми предметами.

Для развития вестибулярно-моторных координаций целесообразно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве [4]:

— по вертикали:

• прыжки на батуте, мягких матах и в воду,

• перемещения на пружинящих снарядах,

• соскальзывание по наклонным плоскостям (горка);

— по горизонтали:

• катание на роликах, велосипедах и самокатах;

— вращение вокруг своей оси (продольной — лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция, диски; поперечной — кувырок вперед на мате, кувырок вперед в воде или на перекладине с помощью инструктора);

— маятниковые возвратно-поступательные движения: качели, карусели, гамак;

— уменьшение чувства гравитации, или частичная невесомость: плавание, прыжки на батуте, фитнес-мячах и в воду, соскальзывание по наклонным плоскостям.

У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение отмечается не на первых занятиях и является признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом процесса психического развития [7].

Если у ребенка появились вегетативные реакции на вращательные упражнения (бледность, повышенное потоотделение, головокружение, тошнота, страх, неудовольствие), нагрузки следует прекратить или уменьшить, хотя в дальнейшем их можно постепенно увеличивать от занятия к занятию [7].

Примеры упражнений для мозжечковой стимуляции

1. Прыжки на фитнес-мяче и батуте, катание на качалке и качелях.

2. Удержание равновесия:

— на балансировочных подушке и доске, вращение на диске в правую и левую стороны в положении стоя и сидя;

— при ходьбе по сенсорной тропе и скамье;

— при ходьбе на ходулях;

3. Прокатывание:

— бревнышком (лечь на спину, вытянуть руки над головой. Переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в другую);

— солдатиком (лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела. Переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в другую.

— колобком (лечь на спину, подтянуть колени к животу. Переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в другую).

В комплекс упражнений для развития вестибулярно-моторных координаций можно включить также статические упражнения «Цапля», «Ласточка», «Дерево», «Наклон вперед стоя на одной ноге», удержание равновесия (на уменьшенной площади опоры: после ходьбы на месте с закрытыми глазами и т.д.).

Развивать вестибулярно-моторные координации необходимо с раннего возраста не только у дошкольников с задержками психического, речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами и хромосомными нарушениями, но и у нормативно развивающихся детей. Развитие это должно быть системным.

Литература

1. Айрис Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М., 2017.

2. Ефимов О.И., ЕфимоваВ.Л. Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка. 2019.

3. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития // Гиперактивные дети / Под ред. М. Пассольта. М., 2004.

4. Лях В.И. Развитие координационных способностей дошкольников. М., 2019.

5. Ньюкиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М., 2017.

6. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп, 2002.

7. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. № 3.

8. Трухина С.И., Циркин В.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М., 2001.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению