• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развиваем малыша средствами пластилинографии

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
43/2023
ИЗО-деятельность способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики. В статье рассматривается технология лепки с применением нетрадиционных техник и материалов, доступная и интересная как детям, так и взрослым. Развиваем малыша средствами пластилинографии

Мищенко М.В., старший воспитатель;
Хренова С.В., воспитатель ГБОУ «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова», Москва

Педагоги и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что интеллектуальные и мыслительные процессы необходимо начинать прорабатывать с развития движения рук, а в частности с мелкой моторики. Это связано с тем, что развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то письмо, математика и иностранные языки.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилин, его свойства и вспомогательные материалы

Пластилин — благодатный материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из него — от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов.

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно — художник имеет дело с необычайно послушным материалом.

Второе замечательное свойство — вязкость, «прилипчивость».

Третий секрет пластилина — цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается. При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков.

Четвертое свойство — термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони — главный инструмент при рисовании им. Некоторые художники почти всю работу выполняют пальцами, размазывая материал по поверхности.

Пластилин — материал объемный, а значит имеющий вес. Пластилин — материал жирный, поэтому «холст» для картины из пластилина годится не всякий. На обычной бумаге от него могут оставаться жирные разводы. Конечно, если вся поверхность картины покрывается пластилином сплошь, это не страшно.

Если же оставляется фон, тогда лучше выбрать плотный картон, стекло, фанеру, пластиковую пластину, оргстекло. Чтобы картина со временем не теряла своей привлекательности, основу следует покрыть скотчем или прозрачной пленкой. Это поможет избежать появления жирных пятен, а работать на скользкой поверхности легче.

Очень яркие и веселые картины из пластилина можно создавать, предварительно заклеив выбранную основу самоклейкой любого понравившегося цвета.

Помимо самого пластилина и чисто ручной работы у художника в распоряжении множество инструментов для рисования: разнообразные стеки (некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п., и любые подручные средства). Также для работы годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности — шестеренки, крышки от бутылок и т.д. Но главный инструмент — все равно руки.

А дальше — дело вашей фантазии!

Пластилинография

Занятия с пластилином — универсальный инструмент воспитательной, развивающей и обучающей работы воспитателя с ребенком, — эффективно решает многие образовательные задачи:

— совершенствование навыков работы с пластилином, стимулирование интереса к изодеятельности;

— дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развитие интеллекта;

— стимулирование сенсорного развития;

— формирование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки;

— коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;

— развитие и активизация речи;

— воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности.

Пластилинография или «живопись с помощью пальцев» — техника лепки, ее принцип — создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Такой вид живописи благоприятно влияет на психику ребенка, успокаивая и расслабляя его, избавляя от тревог, страхов, зажимов, комплексов. При этом развивается общая и мелкая моторика, стимулирующая речевое развитие, сенсорную чувствительность, зрительную координацию.

Данная техника доступна и интересна не только детям с самого раннего возраста, но и взрослым. Она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает ее более увлекательным и интересным, что очень важно для малыша.

Организация занятий

Творчество должно доставлять радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Важный момент — благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Цели и задачи занятий должны соответствовать уровню развития ребенка.

Например, можно выполнить пластилиновую картинку «яблоко». В младшей группе дается изображение дерева и детям предлагается вырастить на нем яблоки, малыши отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляют к листу картона. А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черенок, лист яблока или воспользоваться шаблоном и заполнить его цветом. Дети 2—3 лет могут начать пластилиновую картину с того, что станут «кормить цыплят или красиво украшать осенние деревья», а для детей 5—7 лет это уже неинтересно, им хочется выполнять работы сложнее, например, по сюжету сказки и интересующей темы.

Важно подкреплять уверенность воспитанников в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце образовательной деятельности педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине образовательной деятельности необходимо проводить физкульминутки. Условие успешной работы — оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Чтобы занятия доставляли радость, необходимо использовать только качественные материалы, для детского рисования выбирайте пластилин экологически безвредных марок. Пластилин должен быть эластичным, не иметь резкого запаха, отлично ложиться на основу. Восковой пластилин — идеальный вариант. Пластилин должен быть средней мягкости, чтобы пальцы рук сильно не уставали при выполнении работ, если пластилин очень твердый, его можно размягчить в горячей воде (но не в кипятке). Стоит заранее подготовить шаблоны с контурами — они отлично подходят для самых маленьких воспитанников.

Приемы ручной работы с пластилиновой живописью те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «колбасок» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и т.д. Работа с пластилином трудоемкая, требующая усилий, строится по принципу «от простого к сложному». Контур заполняется пластилином. Небольшие кусочки пластилина нужно размазывать по основе, стараясь сделать максимально тонкий слой. Методы нанесения яркого податливого материала на шаблон разнообразны (нажим, размазывание, круговые и прямые движения, сплющивание) и позволяют создать настоящие произведения искусства.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, семена, каштаны) материалы.

Пластилиновая живопись, особенно детская, в принципе не отличается по характеру этих приемов — только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.

Кроме того, пластилин можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» — так на картину из пластилина наносятся стебли, ветки и другие линейные детали. Шприц для рисования пластилином можно брать и кондитерский (для более толстых «колбасок» или для деталей с определенным сечением). «Взрослые», «настоящие» художники предпочитают рисование пластилином путем размазывания его по «холсту». При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Когда картина из пластилина готова, нужно продумать ее обрамление.

Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками, но лучше поместить работу в раму под стекло для сохранности (но здесь важно помнить о безопасности, в детском саду стекло нельзя использовать). Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка.

Некоторые художники предлагают покрыть картину бесцветным лаком или канцелярским клеем.

Развитие мелкой и крупной моторики

Во время занятий пластилинографией основная мышечная нагрузка приходится на пальчики, при этом улучшается сила рук, осознается чувство нажима и усилия, движения становятся более согласованными. В процессе лепки движение пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Одно из несомненных достоинств занятий пластилиновой живописью — интеграция различных образовательных областей знаний: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная литература» тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.

Занимаясь пластилинографией с ребенком, вы развиваете и его сенсорное восприятие: осознание цвета, формы, величины. У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического ощущения кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать главной фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Формируется представление о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. У детей появляются первые элементарные математические представления. Это все значимые функции, требуются для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Формируется любовь ко всему живому. Занятия с пластилином способствуют не только овладению практическими навыками, но и учат любоваться природой, бережному к ней отношению, помогают проникнуться любовью к самому неприметному цветочку. Дети уже никогда не сорвут, не затопчут, не причинят вреда всему живому сами, но и остановят от неразумного шага других.

Важно подкреплять уверенность ребенка в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. При помощи пластилинографии ребенок может выразить свои истинные чувства и желания.

Развитие речи и выражение эмоций

Благодаря нетрадиционной лепке в интересной игровой форме обогащается словарь и развивается речь. Перед занятием лепкой можно ознакомить детей с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми и пр. В процессе выполнения практических действий с пластилином можно обыграть любой сюжет и вести непрерывный разговор с детьми. Педагог, рассказывая историю, задает вопросы, побуждая ребенка отвечать. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.

Процесс лепки помогает выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает ручную умелость и мелкую моторику, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Техники и приемы рисования пластилином

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

— сначала важно научить надавливать на пластилин;

— затем размазывать его от центра к краям контура;

— сочетать оба приема.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином.

Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый — смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй — взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

Рассмотрим техники работы с пластилином.

Работа на картоне. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина выглядит по-разному. Фактура может напоминать шелк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать их в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами, но и стеками.

Работа на стекле. Подготовить стекло, протерев его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло, аккуратно, как можно точнее, перевести тушью рисунок на поверхность стекла. Надо учитывать, что изображение получится в зеркальном отражении. Дать контуру немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвета пластилина и намешать его оттенки для рисунка; разложить получившиеся кусочки и оценить, насколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга.

Процесс заполнения поверхности (изображения на стекле) очень кропотливый и если одним большим куском пластилина заполнить сразу бо́льшую часть рисунка, работа потеряет утонченность, свой необычный облик, красоту. Поэтому желательно накладывать пластилин очень маленькими (с горошинку) кусочками, а чтобы добиться плавного перехода цвета — каждая последующая «горошинка» должна быть с чуть измененным оттенком. Затем все наложенные на стекло кусочки пластилина разминаются пальцами по поверхности. При растирании пластилина получаются необыкновенные разводы, еще больше придающие красоту и подчеркивающие форму картине.

Важно следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы. Если нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый.

Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а фон заполняется в конце.

Рисование «горошками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

Рисование «жгутиками». Жгутиковая техника несколько сложнее рисования горошками, так как требуется скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка — основа контура рисунка. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка.

Можно применять смешанный пластилин для получения более богатой цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, например, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Пластилиновый граттаж. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стекой или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стекой, как в технике граттаж.

***

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению