• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развивающая предметно—пространственная среда старшей группы «Гномики»

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2023
В статье рассматривается пример организации развивающей предметно-пространственной среды группы. Перечислены критерии подбора оборудования и материалов с учетом возрастных особенностей и интересов дошкольников для их полноценного и всестороннего развития. По мнению автора, создание и обновление РППС — одно из важнейших условий для реализации образовательной программы ФГОС ДО. Развивающая предметно—пространственная среда старшей группы «Гномики»

Федотова О.А.,

воспитатель высшей категории МКДОУ комбинированного вида д/с № 54, пос. Михайловка Иркутской обл.

Реальная действительность, в условиях которой развивается человек, называется средой. Среда развития ребенка — пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. И их следует рассматривать как фундамент для закладывания основ личность ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее — РППС) — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей. Хорошо продуманная и организованная РППС стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетенций, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, интеллектуальной и познавательной сферы, т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные педагогом в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.

Предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена, соответствует возрастным возможностям детей и содержанием самой образовательной программы. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе обеспечивает активную игровую деятельность. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы). В игровой зоне располагается уголок ряжения, способствующий реализации творческих замыслов детей. В создании игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссерских игр (элементы костюмов) шьют родители.

Оснащение среды обеспечивает познавательную деятельность. Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину в группе создан патриотический уголок, который способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и родного края. Дидактические игры: «Веселый светофор», «Три знакомых цвета», «Плавает, летает, ездит» знакомят детей с правилами дорожного движения, а дорожная разметка на игровом поле моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге.

Мини-библиотека представляет собой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, литературным произведениям и размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1—2 раза в мес. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Среда должна стимулировать исследовательскую, творческую активность и экспериментирование с доступными материалами всех воспитанников группы.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель его — обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры.

Центр экспериментирования «Лаборатория профессора Знайки» оснащен всем необходимым материалом для проведения экспериментов (весы, микроскоп, увеличительные стекла, магниты, очки, разнообразные коллекции, природный материал, сыпучие продукты, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений воспитанников). В уголке детского экспериментирования дошкольники учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Там же происходит ознакомление воспитанников с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т.д.).

Стимулирует среда и двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. В группе оборудован эстетично оформленный физкультурный уголок «Будь здоров» для самостоятельной физической активности, соответствующий возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает их двигательную активность в течение дня.

В центре «Юный конструктор» собраны игры по ориентировке в пространстве и материал по конструированию, классифицированный по форме и размеру, хранящийся в специально отведенных для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещен в игровой зоне, свободное пространство на ковре дает возможность сооружать постройки. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек, в которые дети любят играть. Вся мебель и оборудование, находящиеся в помещении группы, трансформируются под задачи детей так, чтобы каждый ребенок мог найти для себя удобное и комфортное место для занятий с точки зрения эмоционального состояния.

Среда группы полифункциональна, т.е. каждый воспитанник использует и применяет различные предметы разнообразно по своему усмотрению; вариативна, в группе имеется различное пространство для игры, конструирования, уединения; доступна, воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности. Важно подчеркнуть безопасность среды: все материалы и оборудование группы исправны, все элементы пространства соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

* * *

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что, создавая предметно пространственную среду группы, мы постарались сделать ее информативно богатой, с разнообразием тематики, многообразием дидактического и иного материала. Все эти компоненты сочетаются между собой по содержанию и художественному решению, что обеспечивает содержательное общение взрослых и детей.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению