• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Роль труда в Формировании личности дошкольника

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
37
В статье актуализируются проблема трудового воспитания дошкольников, его значение и роль в формировании личности, приводится пример досуговой деятельности по развитию у дошкольников навыков общественного труда и самообслуживания Роль труда в Формировании личности дошкольника

Митина А.М., старший воспитатель; Смирнова Н.В., воспитатель МДОУ д/с № 33 «Ромашка», г. Воскресенск Московской обл.

В век компьютеризации и высоких технологий ценность труда теряется или приобретает упрощенные формы. Тем не менее, получение детьми определенного объема посильных трудовых умений и навыков весьма важно именно в дошкольном возрасте. Воспитанникам нужно прививать трудолюбие, подводить их к осознанию значимости общественного труда. При этом главная цель педагога — воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, желания выучиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими трудностями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, важности труда в жизни человека и общества; помогать в обучении детей доступным им трудовым умениям и организации разных его видов с целью воспитания положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими условиями являются:

— ознакомление с трудом взрослых;

— обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

— организация труда детей в доступном им содержании.

В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание же работы педагога значительно усложняется при учете постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками. Результаты труда удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и наконец ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов.

Решая задачи трудового воспитания, педагог планомерно содействует развитию коммуникативных, регуляторных способностей дошкольников, процессу формирования социальных представлений, умений и навыков. В итоге дети приобретают важнейшие социокультурные компетенции. В этой связи тема реализации трудового воспитания в дошкольной организации не менее актуальна и значима.

Ниже приведен сценарий развлечения с детьми старшего дошкольного возраста, который может быть использован для открытого просмотра организованной деятельности детей по теме развития навыков самообслуживания, дежурства, приобщения воспитанников к труду, а также формирования детско-взрослого сообщества. Данное мероприятие имеет ярко выраженное воспитательное значение. По сценарию для выполнения поручений по дежурству и привлечения к ответам предполагается непосредственно задействовать 18 детей. Остальные воспитанники привлекаются к игре и чтению пословиц.

Путешествие в Солнечный город

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста (5—6 лет)

Цель: воспитание ценностного отношения детей к трудовой деятельности.

Задачи

Образовательные:

— закреплять умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, осваивать трудовые умения (аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, салфетницы, раскладывать столовые приборы);

— знания о труде с помощью малого фольклорного жанра (пословиц и поговорок), понимать значение труда в жизни человека;

— умение детей выразительно читать стихотворения.

Развивающая: развивать чувство принадлежности к сообществу детей в детском саду, инициативность, коммуникабельность.

Воспитательные:

— воспитывать желание помогать воспитателю (выполнять его поручения);

— уважительное отношение к труду собственному и других людей;

— дружеские взаимоотношения между детьми, чувство общности со взрослыми, самостоятельность;

— приобщать к доступной трудовой деятельности;

— поддерживать инициативу при выполнении посильной работы (уход за комнатными растениями, кормление домашних питомцев, поддержание порядка в группе, расчистка дорожки).

Оборудование: доска дежурства с карточками, карточки с изображением различных предметов, включая предметы труда, детские лопаты, костюм и атрибуты для создания образа Незнайки.

Оформление музыкального зала

Разделение зала на три зоны для действия дежурства:

1-я — по столовой,

2-я — по занятиям,

3-я — в уголке природы.

1-я зона — 2 детских стола (один для детей, второй для Незнайки), посуда, необходимая для сервировки двух столов (тарелки, чашки с блюдцами, столовые приборы (ложки и ножи), салфетницы с бумажными салфетками), белые фартуки и колпаки для детей-дежурных, 2 тканевые салфетки на столы.

2-я зона — 2 детских стола, рабочие тетради по математике, цифры, геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), карточки с задачами, цветная бумага, клей, кисть, мягкая салфетка, ножницы, подносы.

3-я зона — 2—3 цветка (например, фикуса), клетка с птицей, палочки для рыхления земли, детские лейки с водой, пульверизаторы, мягкие тряпочки для протирания пыли с листьев цветов, детские непромокаемые фартуки.

Всего материалов по 2—3 единицы (в зависимости от количества детей, исполняющих роли дежурных).

* * *

Дети входят в музыкальный зал и вместе с воспитателем приветствуют гостей в форме коммуникативной игры.

Дети

Здравствуй, Солнце!

Поднимают руки.

Здравствуй, Земля!

Руками описывают над головой большой круг.

Здравствуй, наша большая семья!

Берутся за руки, стоят возле воспитателя.

Воспитатель. Ребята, я хочу вам предложить отправиться в Солнечный город. Хотите?

Солнечный город — красивое место.

Кто в нем живет?

Всем узнать интересно.

А живут в нем веселые и очень трудолюбивые человечки. Попасть в Солнечный город нам поможет песня.

Дети выполняют перестроение в две колонны. Под музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать» (муз. В.Я. Шаинского) маршируют на месте, имитируя дорогу в Солнечный город.

Ребята, мы пришли в Солнечный город, я предлагаю вам немного отдохнуть и присесть на стульчики.

Дети садятся на стулья. Появляется Незнайка.

Незнайка

Всем привет!

Меня узнали?!

Книжки про меня читали?

Ну-ка, быстро угадай-ка,

Как зовут меня?

Дети. Незнайка!

Незнайка

Я песни пою и стихи сочиняю,

И даже к лунатикам в гости летаю!

Незнайка скачет, пританцовывает, бегает.

Воспитатель. Стой, стой, Незнайка! Хватит прыгать. Мы знаем, что все жители Солнечного города любят трудиться. Вот скажи нам честно: ты в школу собираешься?

Незнайка. Не-а! Зачем мне в школу ходить? Я и так все знаю!

Мне учиться ни к чему,

Все умею, все могу!

Я хочу к вам в детский сад! (Улыбается.)

Ведь в детском саду ничего не надо делать:

Только спи-отдыхай,

Играй да гуляй.

Здорово-о!

1-й ребенок

Милый друг, ты ошибаешься,

И еще ты заблуждаешься,

Если думаешь, что в садике

Мы живем все без труда.

2-й ребенок

Там нас учат воспитатели,

Чтобы были все старательны.

На Земле без прилежания

Не прожить нам никогда!

Звучит музыка В. Шаинского «В траве сидел кузнечик», дети исполняют «Песню о прилежании» (сл. воспитателя Н.В. Смирновой).

1-й куплет

Сейчас мы все расскажем

И многое покажем,

На свете потому что

Нельзя жить без труда.

Припев:

Представьте себе,

Представьте себе,

Нельзя жить без труда.

2-й куплет

Всему чтоб научиться,

Нам нужно потрудиться,

Внимательно послушай

И все запоминай!

Припев.

3-й куплет

Не очень трудно это,

Мы скажем по секрету.

Мы этим овладели,

Чтоб взрослым помогать.

Припев.

Далее воспитатель выстраивает диалог, обращаясь к детям и Незнайке.

Воспитатель

К доске дежурства подойдите

И на нее все посмотрите.

Кто дежурит — вы узнайте

И к работе приступайте.

Дети-дежурные надевают фартуки, остальные садятся на стульчики.

Дети, обращаясь к Незнайке «учат» его. Незнайка слушает, смотрит, ходит за ребятами.

3-й ребенок

Утром после физзарядки

Не спешим играть мы в прятки,

Потому что в этот час

Ожидает завтрак нас.

Воспитатель

Знай, всегда перед едой

Руки с мылом ты помой!

1-й дежурный

На стол накроем мы сейчас,

Чтоб пригласить на завтрак вас.

Положи на стол салфетку

Перед каждым из ребят,

Чтобы стол всегда был чистым.

Чистоте ведь каждый рад.

Во время чтения стихотворений дети выполняют действия согласно тексту.

2-й дежурный

А потом берем тарелки

И расставим на салфетки.

Ложку справа положи,

С этикетом ты дружи.

1-й дежурный

Нужно ножик нам для масла

Рядом с ложкой положить,

Чтоб удобно было мазать,

Ножик справа должен быть.

2-й дежурный

Бумажную салфетку ты слева положи,

После еды свой ротик

В порядке содержи.

1-й дежурный

Вот тарелка пирожковая.

Роль тарелочки особая:

На нее мы хлеб положим,

Тут порядок нужен тоже.

2-й дежурный

Впереди поставим чашку.

Чай мы выпьем после кашки.

Вот теперь наш стол готов!

Приглашаем едоков!

Незнайка. Ух, ты! А можно мне накрыть на стол?

Воспитатель. Пожалуйста, накрывай, а мы с ребятами посмотрим.

Незнайка накрывает на стол и все путает.

4-й ребенок

Наш Незнайка-неумейка,

На словах такой мастак,

А возьмется, размахнется —

Получается не так.

5-й ребенок

Начинает — все он знает,

А закончится одним:

Даже детки-малолетки

Потешаются над ним.

Дети исправляют ошибки Незнайки.

Воспитатель. Ну вот, теперь все в порядке. Можно приступать к завтраку.

Дети знать должны манеры

И вести себя примерно:

В магазине, у соседей,

И в метро, и за обедом.

Жуй всегда с закрытым ртом

Да не чавкай за столом.

Всем скажи: когда я ем…

Дети (хором). Я тогда и глух и нем!

Воспитатель

На пол крошки не бросай,

Чай на стол не разливай,

Аккуратно нужно кушать,

Быть примерным и послушным.

Приятного аппетита!

Дети (хором). Спасибо!

6-й ребенок

После завтрака посуду

Убираем за собой.

Это нам совсем не трудно:

Мы уже народ большой.

Незнайка. Ну вот, поели... (Гладит живот.) Теперь можно и поиграть! (Потирает руки.)

7-й ребенок. Что ты, Незнайка!

После завтрака у нас

Подготовка в первый класс.

Некогда пока играть,

Нужно многое узнать.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы заглянем к Королеве Математике. Незнайка, Математика — это такая наука, которая учит нас считать, умножать, решать задачи... Да ты сейчас сам все увидишь. Дежурные, разложите, пожалуйста, приготовленный материал.

Дети читают стихи и выполняют действия согласно тексту.

3-й дежурный

Мы разложим по порядку

Все рабочие тетрадки.

Чтобы в школе успевать,

Здесь мы учимся считать.

4-й дежурный

Это точная наука,

Некогда совсем скучать.

Цифры мы теперь разложим —

Раз-два-три-четыре-пять.

3-й дежурный

И фигуры пригодятся —

Треугольник, круг, квадрат.

Будем очень мы стараться,

Стать ученым каждый рад.

4-й дежурный

Это — карточки удачи,

Чтоб решали мы задачи.

Обещаем не лениться,

Будем все на «пять» учиться!

3-й дежурный

Вот теперь, сказать бы к слову,

К математике готовы!

Воспитатель. Итак, все готово, слушайте задачки-загадки:

Сколько хвостов у двух ослов? (Два.)

Сколько ушей у двух мышей? (Четыре.)

У двух братьев по одной сестре. Сколько детей в этой семье? (Три.)

Пять братьев в футбол играли, одного домой позвали. Он в окно глядит, считает. Сколько их теперь играет? (Четверо.)

Молодцы, ребята, дружите с королевой Математикой.

Незнайка. Ну а теперь-то можно отдохнуть?

Воспитатель. Незнайка, сейчас у нас будет аппликация. Вот только наши дежурные все к ней приготовят.

Незнайка. Что это еще за ак-ли-ка-ция? (Смешит детей.)

Воспитатель. сейчас тебе ребята все расскажут и покажут.

5-й дежурный

Очень любим мастерить,

Резать, клеить и лепить.

Аппликация у нас —

Просто класс!

6-й дежурный

Разноцветная бумага

Нам сегодня пригодится.

Будем ножницами резать,

Очень любим мы трудиться.

5-й дежурный

Это клей, чтоб все приклеить.

Это кисть, чтоб клей намазать,

Это мягкая салфетка,

Чтоб поделку не измазать.

6-й дежурный

Лист бумаги положили,

Подготовку завершили.

К аппликации готовы.

Начинаем труд мы снова.

Незнайка. А когда же отдыхать?

Воспитатель. Вот теперь, Незнайка, можно немножко и отдохнуть.

Предлагаю поиграть

И смекалку показать!

Игра-аттракцион «Кто быстрее соберет предметы для труда?»

На полу раскладываются картинки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает найти картинки, на которых изображены предметы труда. Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.

Незнайка тоже играет с детьми, но собирает не те картинки. Воспитатель хвалит детей за быстрое и правильное выполнение задания и вместе с воспитанниками проверяет, что собрал Незнайка.

Воспитатель. Эх, ты, Незнайка! Набрал все подряд. Опять ты все напутал!

Незнайка обижается, а дети помогают ему исправить ошибки.

Незнайка (мечтает). Погулять бы сейчас... Во-он погода какая хорошая!

Воспитатель. Всему свое время. Нас еще ждут друзья в уголке природы.

Вот порядок наведем,

А потом гулять пойдем.

7-й дежурный

Вот, Незнайка, посмотри —

В уголок природы мы пришли.

Здесь особая работа.

Проявляют тут заботу

Ко всему живому дети,

Лучше чтоб жилось на свете.

8-й дежурный

Посмотри, какой цветок.

И какой большой горшок.

Чтобы фикус мог дышать —

Землю будем разрыхлять.

7-й дежурный

А другой польем водой,

Чтобы не был он сухой.

Незнайка. Дайте и мне лейку, я тоже буду поливать.

8-й дежурный

Аккуратно поливай,

Воду ты не расплескай.

7-й дежурный

Чтоб листочки не пылились,

Засверкали, заискрились,

Брызгать мы сейчас начнем,

А потом листы протрем.

Вот и все у нас готово,

Наш цветок как будто новый!

8-й дежурный

А теперь пойдем сюда.

Видишь клетку с птичкой?

Незнайка. Да!

7-й дежурный

Нужен и за ней уход.

Очень много здесь забот.

8-й дежурный

Клетку чисто мы убрали

И воды мы птице дали.

Корм насыплем мы сейчас.

Кушай, милая, у нас!

Дети наливают воду и насыпают корм.

Незнайка. Ну, все, что ли, у вас дела закончились?

Воспитатель. Всех дел, Незнайка, никогда не переделать.

Дело на безделье не меняют.

Послушай, Незнайка,

И запомни пословицы о труде.

Дети говорят известные им пословицы о труде: «Кто работы не боится, у того она спорится», «Дело мастера боится», «Наскоро делать — переделывать», «Люби дело — мастером будешь», «Землю солнце красит, а человека труд», «Мало хотеть — надо уметь», «Дерево ценят по плодам, а человека по делам», «Труд кормит — а лень портит», «Кончил дело — гуляй смело».

Незнайка. Правильно, пойдемте гулять!

Воспитатель. Да, сейчас мы отправимся гулять. Но и на прогулке, Незнайка, мы будем трудиться. Я предлагаю сделать ровную дорожку, чтобы можно было кататься на велосипедах и самокатах.

Незнайка. Я тоже хочу трудиться.

Ребята, можно я с вами пойду?

Поучусь-ка я труду!

Песня-игра «Дорожка» (муз. и сл. Е.Д. Макшанцевой)

Дети берут лопатки, кладут их на правое плечо и под музыкальное сопровождение выполняют движения, имитирующие копание земли. Незнайка трудится вместе с детьми.

Воспитатель. Замечательная дорожка у нас получилась, ровная. Спасибо тебе, Незнайка, за помощь.

8-й ребенок

Вот теперь тебе мы верим,

Вот теперь убеждены:

Очень вредные привычки

Для Незнайки не нужны.

9-й ребенок

Крепкой дружбе научились,

Стали мы одной семьей.

Друг за друга, друг за друга

Мы всегда стоим горой!

Воспитатель. Ребята, сегодня мы очень хорошо потрудились и научили трудолюбию Незнайку.

Запомните, ребята, и ты, Незнайка, запомни тоже, что «жизнь — это труд».

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж.

Тарелка, ложка, нож.

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба —

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

10-й ребенок

За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придет пора, настанет час

Дети (все вместе)

И мы трудиться будем!

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению