При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Филиппова М.И., Попандопуло А.Л.,
воспитатели МБДОУ д/c комбинированного вида № 14, г. Крымск
Перед семинаром слушатели (родители) располагаются за двумя круглыми столами, образуя тем самым две команды.
Когда следует начинать ознакомление с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких? Эти и другие вопросы мы обсудим в ходе проведения нашего семинара.
Почему именно сейчас мы обращаемся к этой теме? Сегодня стратегии финансового образования разрабатываются на государственном уровне. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Поэтому экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, ведь именно в этот период дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями, путешествуя по удивительному и увлекательному миру экономики, он приобретет доступные ему знания.
«Сколь бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага» — гласит народная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является группа детей, семейное воспитание индивидуально, обращено непосредственно к ребенку.
Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. В связи с этим можно обозначить задачи экономического воспитания дошкольников:
— развивать интерес к познанию экономической картины мира, дать простые экономические знания;
— формировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, научить обращению с ними: как накапливать, тратить, вкладывать и т.д.;
— воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.).
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития: загадки, пословицы и поговорки, экономические задачи, сказки, дидактические и сюжетно-ролевые игры и т.д.
Для того чтобы научить детей сложным экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А как у вас это получается — мы сейчас узнаем. В течение всего семинара вы будете не только показывать, насколько вы экономически грамотны, но и зарабатывать шоколадные монеты. У какой команды окажется больше монет, та и победила.
Задание 1. На столе лежат карточки с экономическими терминами и карточки с их определениями. Необходимо к терминам подобрать верное определение. Каждый правильный ответ оценивается одной шоколадной монетой.
Ассортимент — набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг.
Инвестиция — вложение денежных средств в различные финансовые инструменты с целью получения прибыли.
Налог — определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода и каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета.
Цена — денежное выражение стоимости товара и услуги.
Заработная плата — форма оплаты труда наемных работников.
Товар — продукт труда, произведенный для продажи.
Банк — учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.
Аренда — форма имущественного договора, при которой собственность передается во временное владение и пользование.
Распродажа — торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
Дефицит — недостаток, нехватка чего-либо.
Реклама — целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи.
Бартер — натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар».
Залог — имущество или другие ценности, находящиеся в собственности залогодателя и служащие частичным или полным обеспечением, гарантирующим погашение займа.
Прибыль — положительная разница между доходами и расходами.
Ознакомление с профессиями — тоже неотъемлемая часть экономического воспитания дошкольников. Дети учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат человеческого труда; осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги». В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги. Сейчас мы проверим, владеете ли вы знаниями о профессиях людей, умеете ли зарабатывать деньги. И каждый правильный ответ принесет в бюджет вашей команды одну монету.
Задание 2. Предлагается отгадать загадки о профессиях:
Правила движения
Знает, без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит ... (шофер).
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит ... (строитель).
С ним, наверно, вы знакомы,
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист —
Всем совет дает ... (юрист).
Он от всех родных вдали
Водит в море корабли,
Повидал немало стран
Наш отважный ... (капитан).
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает ... (врач).
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты,
Помидор и огурец
Предлагает ... (продавец).
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит ... (пожарный).
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине,
Водит в небе самолет,
Кто же он, скажи?
(Пилот.)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья ... (плотник).
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а ... (машинист).
Научит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ —
Не учитель, не писатель.
Это няня, … (воспитатель).
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок ... (учитель).
Последние два десятилетия характеризуются появлением большого количества новых профессий с труднопроизносимыми порой названиями и еще более сложным для восприятия содержанием.
Задание 3. Необходимо придумать новую профессию, которая станет востребованный в ближайшем будущем, и описать функции, выполняемые человеком данной профессии на рабочем месте. Задание можно выполнить в форме объявления («На работу требуется...»).
Значительное место в усвоении экономических понятий отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Они аккумулировали в себе вековой экономический опыт народа и используются для воспитания трудолюбия, бережливости, расчетливости, практичности и др. С помощью сказок мы можем рассмотреть сложные экономические понятия: деньги, труд, товар, цена, потребность, обмен (бартер), реклама, доходы, расходы и т.д.
Задание 4. У каждой команды на столе перечень сказок, необходимо определить, какие экономические понятия можно рассмотреть, читая их с ребенком.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Телефон».
С.В. Михалков «Как старик корову продавал».
Русская народная сказка «Хаврошечка».
Г.-Х. Андерсен «Огниво».
А.Н. Толстой «Золотой ключик».
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Русская народная сказка «Морозко».
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко».
Помимо сказок при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Многие из них в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности и отношения к труду.
Задание 5. Предлагается вспомнить как можно больше пословиц и поговорок экономического содержания, таких как «Копейка рубль бережет», «Скупой платит дважды», «Долг платежом красен» и т.д. Каждый ответ также оценивается в одну шоколадную монету.
Большой интерес в современном мире вызывает реклама. Нужно учить детей правильно ее воспринимать, подвести к пониманию рекламы как социального явления определенного назначения, познакомить с профессиями, которые необходимы в создании рекламы, ее распространении. Решением этой проблемы может служить придумывание детьми собственной рекламы.
Задание 6. Предлагается побыть маркетологами, pr-менеджерами, копирайтерами и сделать рекламу детскому саду, чтобы родители захотели отправить туда своего ребенка.
С помощью таких несложных форм, как загадки, сказки, пословицы и поговорки, решение проблемных задач, беседы, можно научить ребенка сложным экономическим понятиям: труд, потребность, товар, цена, деньги, бережливость и т.п. Ребенку необходимо получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно. Основная задача родителей после выпуска ребенка из детского сада — научить его пользоваться «карманными деньгами», объяснить важность денег в семье и лично для человека. Но самое главное — воспитывать ребенка на своем собственном примере и не забывать о ценности дошкольного возраста.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle