• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
12/2022
В статье представлен практический материал для педагогов с целью повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания и финансовой грамотности дошкольников при помощи игр экономической направленности. Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Филиппова М.И., Попандопуло А.Л.,

воспитатели МБДОУ д/c комбинированного вида № 14, г. Крымск

Перед семинаром слушатели (родители) располагаются за двумя круглыми столами, образуя тем самым две команды.

Когда следует начинать ознакомление с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких? Эти и другие вопросы мы обсудим в ходе проведения нашего семинара.

Почему именно сейчас мы обращаемся к этой теме? Сегодня стратегии финансового образования разрабатываются на государственном уровне. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Поэтому экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, ведь именно в этот период дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями, путешествуя по удивительному и увлекательному миру экономики, он приобретет доступные ему знания.

«Сколь бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага» — гласит народная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является группа детей, семейное воспитание индивидуально, обращено непосредственно к ребенку.

Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. В связи с этим можно обозначить задачи экономического воспитания дошкольников:

— развивать интерес к познанию экономической картины мира, дать простые экономические знания;

— формировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, научить обращению с ними: как накапливать, тратить, вкладывать и т.д.;

— воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.).

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития: загадки, пословицы и поговорки, экономические задачи, сказки, дидактические и сюжетно-ролевые игры и т.д.

Для того чтобы научить детей сложным экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А как у вас это получается — мы сейчас узнаем. В течение всего семинара вы будете не только показывать, насколько вы экономически грамотны, но и зарабатывать шоколадные монеты. У какой команды окажется больше монет, та и победила.

Задание 1. На столе лежат карточки с экономическими терминами и карточки с их определениями. Необходимо к терминам подобрать верное определение. Каждый правильный ответ оценивается одной шоколадной монетой.

Ассортимент — набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг.

Инвестиция — вложение денежных средств в различные финансовые инструменты с целью получения прибыли.

Налог — определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода и каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета.

Цена — денежное выражение стоимости товара и услуги.

Заработная плата — форма оплаты труда наемных работников.

Товар — продукт труда, произведенный для продажи.

Банк — учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.

Аренда — форма имущественного договора, при которой собственность передается во временное владение и пользование.

Распродажа — торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.

Дефицит — недостаток, нехватка чего-либо.

Реклама — целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи.

Бартер — натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар».

Залог — имущество или другие ценности, находящиеся в собственности залогодателя и служащие частичным или полным обеспечением, гарантирующим погашение займа.

Прибыль — положительная разница между доходами и расходами.

Ознакомление с профессиями — тоже неотъемлемая часть экономического воспитания дошкольников. Дети учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат человеческого труда; осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги». В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги. Сейчас мы проверим, владеете ли вы знаниями о профессиях людей, умеете ли зарабатывать деньги. И каждый правильный ответ принесет в бюджет вашей команды одну монету.

Задание 2. Предлагается отгадать загадки о профессиях:

Правила движения

Знает, без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит ... (шофер).

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит ... (строитель).

С ним, наверно, вы знакомы,

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист —

Всем совет дает ... (юрист).

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли,

Повидал немало стран

Наш отважный ... (капитан).

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает ... (врач).

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты,

Помидор и огурец

Предлагает ... (продавец).

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит ... (пожарный).

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине,

Водит в небе самолет,

Кто же он, скажи?

(Пилот.)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья ... (плотник).

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а ... (машинист).

Научит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ —

Не учитель, не писатель.

Это няня, … (воспитатель).

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок ... (учитель).

Последние два десятилетия характеризуются появлением большого количества новых профессий с труднопроизносимыми порой названиями и еще более сложным для восприятия содержанием.

Задание 3. Необходимо придумать новую профессию, которая станет востребованный в ближайшем будущем, и описать функции, выполняемые человеком данной профессии на рабочем месте. Задание можно выполнить в форме объявления («На работу требуется...»).

Значительное место в усвоении экономических понятий отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Они аккумулировали в себе вековой экономический опыт народа и используются для воспитания трудолюбия, бережливости, расчетливости, практичности и др. С помощью сказок мы можем рассмотреть сложные экономические понятия: деньги, труд, товар, цена, потребность, обмен (бартер), реклама, доходы, расходы и т.д.

Задание 4. У каждой команды на столе перечень сказок, необходимо определить, какие экономические понятия можно рассмотреть, читая их с ребенком.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Телефон».

С.В. Михалков «Как старик корову продавал».

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Г.-Х. Андерсен «Огниво».

А.Н. Толстой «Золотой ключик».

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Русская народная сказка «Морозко».

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко».

Помимо сказок при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Многие из них в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности и отношения к труду.

Задание 5. Предлагается вспомнить как можно больше пословиц и поговорок экономического содержания, таких как «Копейка рубль бережет», «Скупой платит дважды», «Долг платежом красен» и т.д. Каждый ответ также оценивается в одну шоколадную монету.

Большой интерес в современном мире вызывает реклама. Нужно учить детей правильно ее воспринимать, подвести к пониманию рекламы как социального явления определенного назначения, познакомить с профессиями, которые необходимы в создании рекламы, ее распространении. Решением этой проблемы может служить придумывание детьми собственной рекламы.

Задание 6. Предлагается побыть маркетологами, pr-менеджерами, копирайтерами и сделать рекламу детскому саду, чтобы родители захотели отправить туда своего ребенка.

С помощью таких несложных форм, как загадки, сказки, пословицы и поговорки, решение проблемных задач, беседы, можно научить ребенка сложным экономическим понятиям: труд, потребность, товар, цена, деньги, бережливость и т.п. Ребенку необходимо получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно. Основная задача родителей после выпуска ребенка из детского сада — научить его пользоваться «карманными деньгами», объяснить важность денег в семье и лично для человека. Но самое главное — воспитывать ребенка на своем собственном примере и не забывать о ценности дошкольного возраста.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению