• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Сказка как прием коррекции лексико-грамматического строя речи умственно отсталых младших школьников с системным недоразвитием речи

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
09/2022
Сказка как прием коррекции лексико-грамматического строя речи умственно отсталых младших школьников с системным недоразвитием речи

Сказка как прием коррекции лексико-грамматического строя речи умственно отсталых младших школьников с системным недоразвитием речи

Сулина Е.М., Ерыгина Г.В., учителя-логопеды КОУ «Воронежская школа-интернат № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Воронеж

Аннотация. В статье описываются случаи коррекционно-логопедической работы средствами сказки. Применение в логопедической работе данного приема позволяет авторам утверждать, что достигаемые результаты коррекции долговременны и прочны. Занятие с логопедом для детей с ОВЗ становится более интересным, приобретаются словоизменительные навыки, увеличивается объем общеупотребительных слов, глагольного словаря, а также слов, обозначающих признаки и качества предметов.

Организация логопедического коррекционного обучения и воспитания детей школьного возраста с ОВЗ требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций.

Прежде чем приступить к обследованию ребенка, необходимо проанализировать предварительные данные о его развитии (заключения специалистов). Родители заполняют анкету, в которой отвечают на вопросы об особенностях развития ребенка.

Логопедическое обследование начинается с беседы, цель которой — установление контакта с ребенком, а также помощь в составлении представлений о запасе знаний об окружающем мире, звучащей речи, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания. Логопед проверяет умение ребенка:

— понимать и употреблять простые и сложные предлоги;
— употреблять существительные родительного падежа, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
— употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений, умение продолжать предложения.

Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, глаголы.

На основании обследования детей с умственной отсталостью логопед выносит заключение и прописывает рабочую программу на учебный год с целью коррекции развития, а именно системного недоразвития речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) — это комплекс расстройств речевого аппарата, сопровождающихся дисфункцией: фонетики, грамматики и лексики. СНР имеет разные степени выраженности — от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложноподчиненные предложения.

Рабочая программа подробно описывает по ФГОС цели, задачи, предполагаемые результаты логопедической работы на конец учебного года. И один из приемов работы — сказка для коррекции и обогащения лексико-грамматического строя речи.

Ниже приводятся сказочные истории, известные и не авторские, которые помогут ребенку с СНР на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь школьника, активизируются его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается педагогом, затем — самим ребенком. Для безречевых детей или детей с небольшим словарным запасом применяются картинки на липучках для запоминания и хронологии действий. При этом используются игрушки, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Жадный мышонок»

Жил в поле жадный мышонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Мое!» и «Мои!»

Однажды бежал он по полю. А навстречу заяц бежит, в лапах у зайца — морковка. «Моя!» — заявил мышонок и отнял морковку. Заяц заплакал, отвернулся и побежал по тропинке. Мышонок хотел толкнуть зайца, да не удержался и больно упал на спинку. «Бедная моя спинка!» — заревел он.

Держась за спину, побрел мышонок дальше. Видит: лиса полную корзинку малины в лапках несет. «Моя!» — закричал мышонок и отобрал у лисы ягоды вместе с корзинкой. Лиса не стала спорить. Убежала в норку. Сидит там, лапкой слезы утирает.

Дальше идет мышонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг из травы выпрыгивает волк. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как мышонок с криком: «Мое!», выхватил яблоко. Обиделся волк, шмыгнул снова в траву.

Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного мышонка. «Мои!» — безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.

Все звери, завидев жадного мышонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он все ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!»

После чтения этой сказки педагог спрашивает у ребенка: «Как ты думаешь, о чем еще мышонок говорил: «Мой!», «Моя!», «Мое!», «Мои!»?

Ребенок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.

Сказка «Принцесса, пастух, принц и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, пастух, храбрый принц и страшное чудовище.

Принцесса, как и полагалось, жила в башне, принц — в замке, а чудовище — в страшном лесу.

А еще в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любил принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.

Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Однако задания были слишком трудные, или женихи — глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Того, кто не выполнял задания, — выгоняли с позором или заставляли работать на полях королевства. А некоторых женихов забрало в плен чудовище.

И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного принца — жениха для принцессы... Один только пастух был жив-здоров и еще гулял на свободе. И решил он попытать свое счастье.

Педагог спрашивает у ребенка: «Ты хочешь, чтобы пастух женился на принцессе? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».

Первое задание. О чем из трех предметов: башне, замке или лесе можно сказать (сопровождается зрительным образом, картинкой):

холоднЫЙ …
мрачнАЯ …
ужаснОЕ …
страшнЫЙ …
дальнЕЕ …
неприступнЫЙ … холоднОЕ …
темнАЯ …
страшнАЯ …
высокАЯ …
мрачнЫЙ …
неприступнАЯ … мрачнОЕ …
ужаснЫЙ …
страшОЕ …
гнилОЕ …
холоднАЯ …
непроходимОЕ …

Ребенок подбирает подходящее слово на слух.

Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать (сопровождается зрительным образом, картинкой):

жестокИЙ …
злАЯ …
суровОЕ …
гордЫЙ …
бессердечнАЯ … холоднАЯ …
злОЕ ...
суровЫЙ …
гордАЯ …
бессердечнОЕ … жестокОЕ …
злОЙ …
суровАЯ …
гордОЕ …
бессердечнЫЙ …

Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребенка)!

Кто при этом огорчился? И почему?

огорчилось... Это о ком? Почему?

А кто обрадовалась? И почему?

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.
И колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил:
— Я колобок, колобок,
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается:
— Я колобок, колобок,
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:
— Я колобок, колобок...
А лиса его — ам! — и съела.

Логопед предлагает ребенку составить цепочку из животных, которых встретил колобок, используя слова: сначала, потом, после, кто был последний.

Далее описывает животных с помощью прилагательных: большой, злой, зубастый, хитрая, трусливый, маленький, ловкий и т.д.

Акцентируется внимание на глаголы: катится, ушел, похвалили, запел, развесил и т.д. В конце просит ребенка пересказать сказку по опорным картинкам.

Период закрепления навыков самостоятельной речи проходит гораздо эффективнее, если есть:

— навык легкого и свободного воспроизведения речи в различных по сложности предложениях;
— развитие самоконтроля речи: учитель — ученик;
— вопросно-ответная речь: развитие навыков ответной речи на зрительной и слуховой опоре;
— развитие чувства речевого ритма;
— отработка начального внутреннего темпа для всей фразы;
— речь диалогическая.
Предлагаемый прием в логопедическом занятии обеспечивает:
— коррекцию и развитие полноценной и коммуникативной речевой деятельности ребенка;
— изменение в самом ребенке (жизненные ценности, личностные качества, творческий потенциал).

Это благотворно сказывается на речи ребенка, его развитии в целом.

Таким образом, предложенная вашему вниманию система работы позволяет сформировать у школьников с СНР устойчивые навыки правильной плавной речи и поведения.

Мы не считаем, что предложенная нами схема работы исчерпывающая, но мы видели нашу задачу данной работы в том, чтобы максимально учесть психологическую природу колебаний в состоянии речи умственно отсталых школьников с СНР при создании условий, призванных устранить трудности речи и адаптации у младших школьников.

 


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению