• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Совершенствование техники ходьбы у старших дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
07/2022
Совершенствование техники ходьбы у старших дошкольников

Степанова Л.А.,

инструктор по физкультуре МАДОУ «Кугесьский детский сад “Крепыш”», пос. Кугеси Чебоксарского р-на, Чувашская Республика

Ходьба представляет собой один из видов основных движений, которым овладевает ребенок с самого раннего возраста. И если не обратить своевременно внимание на формирование правильной походки, привычка ходить неправильно закрепляется надолго. И потом очень трудно изменить сложившийся стереотип ходьбы.

По замечанию А.С. Витензона, неправильная поза при ходьбе (опущенная голова, согнутая спина, выдвинутые вперед плечи) ведет к затруднению кровообращения и дыхания, вызывая чувство придавленности, неуверенности, стесняет свободу движений руками [2]. Но каждому приятно, если окружающие замечают красивую походку. Ведь это не только эстетически приятно, но и полезно, поскольку правильная походка существенно влияет на положение и деятельность практически всех внутренних органов, состояние позвоночника, а значит, и на здоровье в целом.

С точки зрения Е.Н. Вавиловой, овладение детьми ходьбой означает расширение их двигательных возможностей, обогащение деятельности, стимулирование активности, что, несомненно, способствует полноценному физическому развитию. Соблюдение правильной техники ходьбы значительно влияет на: а) укрепление мышц туловища, спины и живота; б) тренировку мелких мышц стопы; в) формирование правильной осанки. Кроме того, при ходьбе тренируется дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активизируется процесс обмена веществ [1].

В конце дошкольного возраста, по указанию Т.И. Осокиной, техника ходьбы у детей должна характеризоваться следующими особенностями: положение тела не напряжено, туловище и голова держатся прямо, плечи отведены слегка назад; движения рук и ног свободные и естественные, перекрестно чередуются; толчковая нога выпрямляется сзади, нога после отталкивания сгибается в колене, выносится вперед и мягко «шагает» на пятку с последующим перекатом на всю ступню и носок, в момент постановки ноги на почву колено слегка сгибается, амортизируя толчок. Однако у некоторых детей можно наблюдать отдельные недостатки в ходьбе: небрежное, расслабленное положение корпуса, вялые движения рук и неправильная постановка стоп (одни дети косолапят, другие чрезмерно разворачивают носки наружу, третьи «шаркают»), иногда встречаются несогласованные движения рук и ног [3].

Преодоление данных трудностей у детей дошкольного возраста возможно путем создания определенных педагогических условий:

— систематическое включение имитационных упражнений в двигательную деятельность;

— использование разнообразных двигательных заданий по содержанию, структуре и организации в пространстве.

В частности, для увеличения высоты подъема ноги (чтобы не шаркать) Е. Сочеванова советует использовать следующие задания:

— ходьбу с высоким подниманием колена (бедра). Для этого можно выполнять имитационные упражнения (шагать как «лошадки», «петушки») или обыгрывать явления природы (шагать «по глубокому снегу», «по высокой траве»). Чтобы избежать перенапряжения мышц и связок коленного сустава, ногу нужно поднимать строго до уровня 90°. При опускании на пол ногу нужно ставить с носка. В зависимости от имитируемого движения положение рук может быть на поясе, в стороны или свободное, перекрестное; амплитуда движений при этом увеличивается;

— ходьбу с перешагиванием через поставленные на одинаковом расстоянии подряд друг за другом предметы. Например кубики и / или коробки из-под обуви нужно расставить, учитывая длину шагов детей, выполняющих задание. Выбор предметов зависит и от роста детей, так как большое увеличение высоты предметов может повлиять на нарушение техники ходьбы, например ребенок будет проносить ногу не вперед-вверх, а через сторону [4].

Для тренировки в правильной постановке стоп (чтобы ребенок не косолапил, разворачивал стопы наружу) Е. Сочеванова рекомендует использовать задания в ходьбе по наклонной доске, а также по дорожке с нарисованными и / или наклеенными стопами, развернутыми кнаружи под углом. Для старших дошкольников этот угол должен быть 17° [4].

В целях устранения неравномерности шагов она советует использовать ходьбу через несколько нарисованных линий, а также ходьбу с перешагиванием через различные подручные предметы (шнуры, обручи, кубики и т.п.). Расстояние между линиями или предметами должно соответствовать средней длине шага детей, выполняющих задание [4].

Следует отметить, что использовать рассмотренные рекомендации по совершенствованию техники ходьбы у старших дошкольников могут не только педагоги дошкольных организаций, но и родители воспитанников.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению