• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Современные подходы к управлению взаимодействием детского сада и семьи

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
01/2022
В статье рассматривается вопрос взаимодействия семьи и детского сада. Обосновывается идея о том, что взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада. Представлены наиболее эффективные и приемлемые модели сотрудничества по вопросам развития ребенка (блоки): информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный. Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива на уровне как учреждения, так и отдельной группы детского сада. Современные подходы к управлению взаимодействием детского сада и семьи Подписаться на журнал

Автор: Семенова С.В., директор, детский сад № 4, г. Сыктывкар, Республика Коми.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению управленческой деятельности руководителя детского сада, способному выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам: «семья», «улица», «детский сад», «школа» и др.

Сотрудничество родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.

Оно позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Различное окружение — семья и другие системы социализации и воспитания — играет неодинаковую роль, имеет разные представления, функции, планы.

От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления: успешное или с последствиями для здоровья.

К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся парциальностью, четкими границами и формальностью общения.

Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддерживающее и развивающее взаимодействия наблюдаются крайне редко. В чем состоит их смысл?

Поддерживающее взаимодействие решает актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Такие проблемы на ступенях дошкольного детства возникают постоянно. Сопровождаемые страхом проблемы воспитания могут вызывать у родителей негативные эмоции, которые нередко «выливаются» на ребенка и воспитывающих взрослых, старших или младших детей, прародителей в семье и на воспитателей в детском саду.

Развивающее, продуктивное взаимодействие с воспитателями призвано предупреждать возникновение проблем «отцов и детей» и помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.

Сотрудничество с семьей охватывает все уровни управления детским садом, к которым относятся руководитель учреждения, Педагогический совет, старший воспитатель, заместитель директора по АХЧ, педагог-психолог, педагоги, специалисты, Совет родителей, родительский коллектив, коллектив воспитанников детского сада.

Дошкольную образовательную организацию возглавляет руководитель, являющийся символической фигурой (недаром о руководителе говорят, что он «лицо и душа» детского сада). На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду.

В должностные обязанности руководителя входит обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими).

Старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к их решению родителей и общественность. В соответствии с должностными обязанностями он организует просветительскую работу для родителей, взаимодействует с ними.

Педагог-психолог создает психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с должностными обязанностями он:

—        помогает воспитателям, родителям, педагогическому коллективу решать конкретные проблемы;

—        составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития детей;

—        формирует психологическую культуру воспитанников, педагогов и родителей, в том числе и культуру полового воспитания;

—        консультирует работников по вопросам учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности воспитанников, педагогов, родителей.

Заместитель директора по АХЧ — специалист, который организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке, противопожарную охрану, организацию труда обслуживающего персонала, оказывает помощь в озеленении участка детского сада. Воспитатель тоже принимает участие в управлении процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Он больше, чем другие специалисты, входящие в систему управления, связан с семьей. В соответствии с должностными обязанностями воспитатель взаимодействует с родителями воспитанников.

Каждый уровень системы управления должен находиться в рамках должностных обязанностей и инструкций. Однако для развития взаимодействия детского сада с семьей этого недостаточно. Одна из главных причин — низкое качество менеджмента дошкольного учреждения.

Слабые стороны в управлении взаимодействием детского сада и семьи и возможные угрозы представлены в таблице.

Переходить к новому качеству взаимодействия детского сада и семьи непросто, поскольку требуется иной, более сложный, уровень мышления. Мыслить «по-старому» о работе с семьей — значит сталкиваться с сопротивлением современной семьи, переживать страх и нередко обиду из-за невозможности удовлетворить потребность в успешном взаимодействии с детьми и родителями. Негативные эмоции выливаются в раздражение по отношению к семьям воспитанников, усиливая и без того проблемное поле взаимодействия.

Родители (законные представители), в свою очередь, видя эмоциональное состояние педагогов и переживая собственные семейные и профессиональные проблемы, нередко усиливают напряжение в системе «детский сад — семья».

Таблица

SWOT-анализ системы управления детским садом

 

Слабые стороны управления

Угрозы

Слабо выраженные исследовательские способности, не позволяющие составить объективное представление о реальном процессе взаимодействия детского сада и семьи

Отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей

Низкий уровень способности проектировать: составлять модели «как оно есть» и «как оно должно быть», создавать программу действий и взаимодействий

Ограниченное понимание педагогами связей между развитием ребенка и семьи, отношений с родителями и состоянием здоровья воспитанников

Игнорирование интересов, состояния партнера по взаимодействию

Сохранение узконаправленного восприятия педагогами себя, семей воспитанников и отношений с ними

Низкий уровень рефлексии (осмысления собственных действий), следствием чего является сохранение старой парадигмы (системы взглядов на взаимодействие с семьей), тормозящей развитие как отдельно взятого управляющего, так и всего коллектива

Увлеченность педагогов

«вербальными» формами работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) при доминирующей монологической их позиции

Неспособность объединяться с коллегами для преодоления стереотипов, перехода на качественно новый уровень взаимодействия с родителями

Внутри- и межличностные конфликты

 

Существуют необходимые условия, позволяющие перейти на новый уровень развития взаимодействия детского сада и семьи.

•          Наличие у педагогов потенциала к развитию более сложного уровня мышления.

•          Наличие способности решать проблемы настоящего времени («здесь и сейчас»).

•          Переживание диссонанса в отношениях с родителями воспитанников, способствующего проявлению рефлексии.

•          Организация ситуаций рождения идей по решению проблемы.

•          Обнаружение барьеров, препятствующих переходу к новому уровню взаимодействия.

•          Консолидация со специалистами, оказывающими поддержку.

Таким образом, данные условия, позволяющие перейти на новый уровень взаимодействия детского сада и семьи, способна обеспечить только сплоченная команда учреждения, для которой это взаимодействие является стратегическим направлением развития общественной и семейной систем воспитания.

Роль всех членов команды — управление в зоне ближайшего развития социально-педагогического взаимодействия, поддерживающее педагогов и родителей в решении проблем, направленное на освоение ими продуктивных способов взаимодействия. Необходимая составляющая компетентности командного менеджмента — способность к самообразованию и организации дополнительного образования для педагогического коллектива как условия внутриличностной динамики педагога (а в последующем и родителя).

Модель взаимодействия детского сада и семьи по вопросам развития ребенка состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический — предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Контрольно-оценочный — анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важен самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используются для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива на уровне как учреждения, так и отдельной группы детского сада. Таким образом, эта модель является для руководителей ДОО отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом, а педагогического коллектива — с семьей.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению