• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Создание комфортной эколого-развивающей среды в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
10/2023
В статье проанализирована проблема создания комфортных условий для ежедневного пребывания дошкольников в детском саду. Эколого-развивающая среда рассматривается как базис для решения данной задачи. В статье раскрываются ее компоненты, приводится пример реализованного праздничного мероприятия в ДОО. Создание комфортной эколого-развивающей среды в ДОО

Медведева Т.В.,

воспитатель ГБОУ школа № 305, Москва

Создание благоприятных условий для образовательной деятельности одна из ключевых задач ДОО. В начале учебного года дети снова привыкают к среде детского сада, осваивают ее, начинают взаимодействовать друг с другом и с педагогами.

Воспитатель это не только профессия, но и высокая миссия, предназначение которой тонкая работа, направленная на формирование личности ребенка. В концепции нашего детского сада, нашей группы есть положение о том, что каждый день для ребенка должен быть праздником. Именно на основе такого подхода мы раскрываем таланты детей, пробуждаем в них любознательность, воспитываем трудолюбие, учим настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости, приобщаем дошкольников к истокам русской культуры. Для нас очень важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и способствуют духовному росту. Именно поэтому даже самый обычный день мы стараемся превратить в добрый праздник.

Экологическое направление, воспитание любви к родной природе часто берется за основу ежедневной деятельности в ДОО. С ним связано много традиций нашего детского сада, соответственно модернизируется развивающая среда. Приведем некоторые примеры.

В пространстве группового помещения используется модель дерева. Она позволяет моделировать сезонные изменения, демонстрировать поведение животных, пищевые цепочки и т.д. Например, с наступлением осени на дереве возле дупла появляются грибы это белка готовится к зиме. Таких ситуаций может быть множество, они развивают наблюдательность детей, стимулируют процесс познания. Также мы используем сменные стенды, которые информируют как детей, так и взрослых о проходящей в детском саду природоведческой деятельности, об экологических акциях, таких как «Экологическое окно», «Панорама добрых дел», «Новости зеленой страны», «Пчелка Майя и друзья».

Все компоненты развивающей среды детского сада меняются в зависимости от задач образовательной работы. В соответствии с вариантами обновления среды их условно можно разделить на три линии:

1)         время (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);

2)         освоенность (ориентированность на зону ближайшего развития детей, учет уже освоенного);

3)         стратегические и оперативные изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенных видов деятельности).

Педагоги выделяют сезонные изменения, используя липкую ленту (велкро): вместо цветов на дереве появляются осенние листья, а позже снежинки, а вместо гусениц у дерева видны следы то зверей, то птиц. В берлоге под ним вместо ежика Степашки спящий медведь. Старичок-лесовичок регулярно оставляет послания в почтовом ящике «Лесной почты». Из них можно узнать, что интересного произошло в жизни лесных обитателей, самим задать вопрос и получить ответ. Старшие дошкольники очень любят игры на основе моделирования. Достаточно одной магнитной доски в рамке, и вы можете получить огромное количество развивающих игр («Времена года»,

«Пейзаж» и т.д.). Очень нравится родителям «Народный календарь», из которого они могут узнать о народных приметах.

Скамеечки, декоративные заборчики, коврики способствуют преобразованию пространства по желанию и замыслу детей. Также в среду групп включены игрушки и материалы, развивающие детскую познавательную активность, вызывающие эмоциональный отклик у детей.

Содержание основного количества пособий базируется на технологиях моделирования, мнемотехники как наиболее способствующих активизации познавательной деятельности. Среди пособий:

-           натуральные объекты растительного и животного мира: шишки, желуди, орехи, листья, волнистый попугайчик, хомячок, черепаха, комнатные растения;

-           игровые персонажи: Старичок-лесовичок, белка Ленка, ежик Степашка, Капелька, Листопадничек;

-           модели: «Времена года» (магнитная доска, силуэты деревьев и кустарников с выраженными признаками сезонов, птицы (перелетные и зимующие), животные, муляжи овощей, фруктов;

-           макеты: «Пустыня», «Слои земли», «Нефтедобыча»,

«Вулкан», «Солнцестояние» (магнитная доска, фоновый рисунок-схема, солнце),

«Этажи леса» (магнитная доска, фоновый рисуноксхема, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, корневая система),

«Дерево» (для моделирования экологической системы), «Пищевые цепочки» (магнитная доска, животные), «Птичий календарь» (магнитная доска, птицы, насекомые, карточки с названиями месяцев), «Пейзаж» (магнитная доска, силуэты растений, фоновый рисунок), «Натюрморт» (магнитная доска, фрукты, овощи);

-           мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемокарточки: «Осень», «Весна», «Зима», «Лето»,

«Описание животных», «Природоохранные знаки».

В начале учебного года, осенью, важной частью данного направления является работа в огороде, сбор урожая. К нему в ДОО приурочено много мероприятий: осенняя выставка поделок и рисунков (совместная деятельность детей и родителей), праздник урожая с чаепитием. В этот день дети украшают небольшие корзиночки, а воспитатели и родители приносят овощи (репу, морковь), ягоды (виноград, сливы), фрукты (груши, яблоки) то, что любят дети. Все эти дары складывают на отдельные блюда, накрывают красивыми платками и ставят на специально отведенный украшенный стол. Корзиночки детей размещают перед этим столом. Родители вместе с желающими детьми готовят сладкий стол к чаепитию.

После этого в группу входит Садовница (переодетый воспитатель), встает у стола с плодами, здоровается и говорит, что хочет всех порадовать своими дарами, но прежде гости должны отгадать загадки. Садовница берет одно блюдо, произносит загадку о том, что на нем, и когда она отгадана, снимает платок с блюда и отдает его своим помощникам, которые быстро раскладывают по детским корзиночкам содержимое. Так происходит со всеми дарами осени. Можно использовать загадки про овощи. Все видят, что большой урожай со стола делится поровну.

Когда все дары розданы, Садовница просит помощников взять корзиночки и приглашает всех в музыкальный зал для прощания с осенью, где проходит красочное действие с участием детей, переодетых в костюмы овощей и фруктов. Дети прощаются с осенью: читают стихи, поют песни, танцуют, играют с Садовницей. В завершение Садовница в каждую корзиночку с дарами кладет по колоску пшеницы, а потом раздает подарочные корзиночки и со всеми прощается. После такой интересной, особенно для детей, работы все садятся за большой стол, угощаются дарами осени и пьют чай.

Разнообразие растительного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении ДОО составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на должном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как методы экологического воспитания детей, поддержки их ежедневного позитивного настроя на образовательную деятельность.



Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению