При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Способы включения средств профилактики плоскостопия в образовательный процесс ДОО
Мустафина Т.В., методист МБДОУ д/с № 290, г.о. Самара
Предлагаем вашему вниманию авторскую образовательную программу по профилактике плоскостопия. Ее особенность — комплексное и систематическое включение такой работы в образовательный процесс ДОО, режим дня дошкольников. Такой подход дает возможность ежедневно формировать свод стопы всеми доступными средствами (с помощью массажа, изометрических и специальных упражнений, ходьбы, бега, прыжков, ползания, расслабления мышц голени и стоп, развития координации и самоконтроля, комплексного воздействия на все мышечные группы, контроля массы тела).
Профилактика плоскостопия должна включать разные методики: специальную гимнастику, массаж, соблюдение ортопедического и рационального двигательного режимов, правильное питание. Важно, чтобы процесс коррекции нарушений свода стопы был регулярным и непрерывным: ведь ребенок растет, и его стопа все время меняется.
Такой подход предполагает ежегодную диагностику состояния стоп детей и планирование работы по профилактике плоскостопия при участии воспитателей, их родителей и привлечением (при необходимости) врачей-ортопедов.
Ниже представлена методика включения упражнений на профилактику плоскостопия в режим дня детей.
Утренняя гимнастика
Проводится ежедневно.
Дети входят в зал и выходят из него по массажным дорожкам (канату, поперечной продольной дорожке, массажным следам), которые меняются каждую неделю.
Вводная часть
Разные виды ходьбы с контролем положения стоп.
Основная часть
Комплекс ОРУ, который должен включать 1—2 упражнения с напряженным, фиксированным положением стоп, 1 специальное упражнение для стоп, 2—3 упражнения на развитие координации, гибкости и силы (на согласованную работу различных частей тела), прыжки с контролем работы стоп.
Заключительная часть
Бег, ходьба c контролем работы стоп.
При составлении комплекса упражнений сохраняются все принципы распределения нагрузки.
Занятие по физкультуре
Занятия должны содержать все средства профилактики плоскостопия, гармонично включенные в основную структуру.
1. Массаж (проводится во вводной или заключительной частях занятия).
2. Ходьба по массажным дорожкам с постановкой или совершенствованием техники одного из видов ходьбы.
3. Изометрические упражнения (в комплексе ОРУ, в любой части занятия как упражнения на удержание позы).
4. Комплекс ОРУ: в 1—2 упражнениях напряженное, фиксированное положение стоп; в любой части занятия — упражнения на удержание неустойчивой позы.
5. Специальные упражнения (в комплексе ОРУ, при выполнении ОВД, в заключительной части). В комплексе ОРУ используется 1 специальное упражнение для стоп (можно в ходе выполнения одного из упражнений). При выполнении ОВД для формирования техники его можно применять как подводящее. В заключительной части специальное упражнение используется, если нецелесообразно было его включать в основную часть.
6. Ходьба, бег, прыжки, ползание (во водной или основной части). Целесообразно использовать ходьбу, бег, прыжки и ползание с контролем за постановкой и работой стопы в какой-то одной части занятия. Движение в другой части выполняется свободно на естественных рефлексах, обеспечивая свободу движения в целостном выполнении. Чаще контроль за работой стоп осуществляется во вводной части как предпосылка качественных действий в последующих свободных и интенсивных упражнениях.
7. Отдых или упражнения на расслабление мышц голени и стоп (в основной или заключительной части). Такие упражнения используются после активной нагрузки на стопы и голень. К ним можно отнести длительный бег, прыжки, упражнения на тренажерах, подвижные игры высокой интенсивности.
8. Развитие координации и самоконтроля — происходит во всех частях занятия по физкультуре, кроме подвижных игр.
9. Комплексное воздействие на все мышечные группы и контроль массы тела — следствие целостного методически грамотно построенного занятия физкультурой.
Инструктор по физкультуре подбирает упражнения для каждой части, опираясь на целесообразность их использования в ходе запланированной двигательной деятельности детей.
Ежедневная образовательная деятельность
Перед началом образовательной деятельности, между занятиями и после них проводят коррекционно-динамические паузы. Они включают в себя удержание позы или положения стоп (можно сочетать с дыхательным упражнением), пальчиковую гимнастику, логоритмику, игры на внимание и самоконтроль, упражнения на гибкость, осанку, силу отдельных мышечных групп, отдых и расслабление (в том числе и стоп). Таким образом, коррекционно-динамические паузы предполагают проведение изометрических упражнений для стоп, упражнений на развитие координации и самоконтроля, комплексного воздействие на мышечные группы.
Разница между физкультминутками, проводимыми в ходе одного занятия, и коррекционно-динамическими паузами, которые используются между ними, заключается в целевой направленности деятельности. Физкультминутки позволяют снять напряжение, обеспечить смену деятельности и включают подражательные движения, упражнения под стихотворный текст, малоподвижные игры. Коррекционно-динамические паузы имеют ярко выраженную двигательную коррекционную направленность, в том числе и профилактику плоскостопия, формирование осанки. Их можно проводить как самостоятельно выполняемое двигательное задание (индивидуально, в парах, группой) или как совместное организованное действие.
Ежедневная прогулка
• Ходьба по шаговым дорожкам — проводится в начале прогулки. Формируются ходьба (постановка и работа стоп), самоконтроль.
• Статические паузы с удержанием позы, упражнениями на равновесие используются инструктором произвольно для привлечения внимания детей и в целях профилактики плоскостопия (изометрическое упражнение). Позы оговариваются в начале дня. Дети принимают их на определенный звуковой сигнал. Практика показала, что статические паузы наиболее актуальны во время прогулки: в ходе подвижных игр и в самостоятельной деятельности. Кроме профилактики плоскостопия они развивают внимание и самоконтроль, снижают возбуждение.
• Отдых мышц голени — используется после подвижных игр, когда дети сидят в беседке.
• Оздоровительный бег или ходьба — организуются в конце прогулки, перед тем как войти в помещение.
• Бег в медленном темпе или ходьба — зависит от времени года, одежды и обуви воспитанников, но всегда проводится с контролем за работой стоп, ног и дыхания. Оптимальная дистанция для средней группы (детей 4—5 лет) — до 100 м, старшей (детей 5—6 лет) — около 120 м, подготовительной к школе (детей 6—7 лет) — 180 м.
Содержание образовательной программы по профилактике плоскостопия представлено в приложении.
Приложение
Содержание образовательной программы по профилактике плоскостопия
Средства профилактики плоскостопия | Утренняя гимнастика (проводится ежедневно) | Занятие | Физкультминутки в ходе занятия (проводится 2 раза за день) | Прогулка (проводится ежедневно) | Дневной сон (проводится ежедневно) | Самостоятельные и организованные игры в группе (проводится ежедневно) | Время использования за неделю | ||
По физкультуре (2 раза в неделю) | По музыке (проводится 2 раза в неделю) | Перед ним | После него | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Массажные дорожки | Входя в зал и выходя из зала (3—4 мин) | Включение во вводную или заключительную части (2—5 мин) | — | — | — | 1 мин | 1—2 мин | — | 29—45 мин |
Изометрические упражнения |
В 2—4 упражнениях (1 мин) | Паузы в движениях с удержанием позы, и.п. в ходе ОРУ (3—5 мин) | — | Удержание позы или положения стоп (1 мин) | Паузы с удержанием позы (1 мин) | — | — |
Паузы с удержанием позы (1—2 мин) |
24 — 33 мин |
Специальные упражнения | 1 упражнение, возможно с участием других частей тела (10—20 с) | 1—3 упражнения в зависимости от темы занятия (20 с — 2 мин) | — | — | — | — | — | Игры с захватыванием мелких предметов или «Здоровые ножки» (вечер, 10—15 мин) | 12—21 мин |
Ходьба, бег, прыжки, ползание | Вводная и заключительная части (3—4 мин) | Во всех частях занятия (10—20 мин) | Танцевальные шаги и композиции (10—15 мин) | — |
Дорожка (1—2 мин). Подвижные игры (10—20 мин). Перемещение по ограниченной поверхности (5—10 мин). Бег или прыжки (3—5 мин) |
— | — | Игры с перемещением по ограниченной поверхности, ходьбой или ползанием (день, 2—5 мин) | 1 ч 40 мин — 5 ч |
Отдых и расслабление | — | После активного бега или прыжков (10—30 с) | — | После занятия (10—30 с) | После подвижных игр (10—30 с) | — | — | — | 2—5 мин |
Развитие координации и самоконтроля |
Комплекс ОРУ (4—6 мин) |
Комплекс ОРУ, виды ходьбы, техника выполнения основных движений (10—20 мин) | Танцевальные шаги и композиции (10—15 мин) |
Пальчиковая гимнастика, логоритмика, игры на Внимание и самоконтроль (ежедневно, 1—5 мин) |
— | — | Побудка после сна (3—5 мин) | — | 1 ч 20 мин — 2 ч 30 мин |
Комплексное воздействие на все мышечные группы | Весь ход утренней гимнастики (6—10 мин) | Весь ход занятия (20—30 мин) | Танцевальные шаги и композиции (10—15 мин) |
Упражнения на гибкость, осанку, силу отдельных мышечных групп (ежедневно, 1—5 мин) |
Вся двигательная активность на прогулке (30 мин —2 ч) | — | — // — |
Подвижные игры с метанием, прыжками, ходьбой, ползанием (5—10 мин) |
2 ч 45 мин — 14 ч |
Контроль за массой тела | Общая двигательная активность детей в течение дня (организованная: 92 мин — 3 ч 46 мин) | ||||||||
Обувь | Чешки, носки | Чешки, носки | Чешки | Сандалии, носки | Обувь по погоде | Носки | Сандалии, носки, босиком на индиви дуальных ковриках | — | |
Время двигательной активности за день | 6—10 мин | 20—30 мин | 10—15 мин | 3—11 мин | 30 мин — 2 ч | 1 мин | 4—7 мин | 18—32 мин | 7 ч 40 мин — 18 ч 50 мин |
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle