При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Туркина И.Г.,
инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории ДО д/с № 7 МБОУ «Кубинская СОШ № 1 имени Героя РФ И.В. Ткаченко», г. Кубинка Московской обл.
Занятия сухим плаванием в детском саду с бассейном являются обязательным элементом тренировки. Под сухим плаванием понимают тренировки на суше с выполнением комплекса упражнений, основанных на имитации движений в воде.
Задачи:
— разогреть организм, создать положительный настрой для дальнейшей двигательной активности;
— способствовать закреплению навыков правильной осанки, укреплению мышц рук, ног, живота, спины, развитию координации;
— укреплять дыхательную мускулатуру;
— знакомить детей с движениями.
Разминка на суше проводится:
— инструктором по физической культуре (плаванию) на каждом занятии;
— в случае карантина, закрытия бассейна, отсутствия инструктора по физической культуре — воспитателями, а также как индивидуальная работа в группе;
— отдельные упражнения используются как образовательная деятельность по рекомендациям инструктора по плаванию инструктором по физической культуре в спортивном зале;
— рекомендована в домашних условиях как утренняя гимнастика и в условиях карантина.
Разминка на суше состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной (фото 1).
В первой части необходимо подготовить детей к разучиванию техники движений. Для этого используются такие средства, как ходьба разных видов с различным положением рук (круговые движения прямых рук вперед-назад), бег и его разновидности (бег с произнесением звуков), прыжки, дыхательные упражнения.
В основной части внимание сосредоточено на разучивании и закреплении специальных упражнений, необходимых для плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин). Используются специальные упражнения, имитирующие технику плавания, которые выполняются из разных исходных положений.
В заключительной части необходимо снизить нагрузку, расслабиться с помощью упражнений на гибкость и дыхательных.
Фото 1
Упражнения для работы с детьми
Использованные в разминке образно-игровые упражнения (фото 2) развивают воображение и двигательную память, силу мышц. Они помогают доступно донести до детей технику выполнения.
Фото 2
В старшем дошкольном возрасте при обучении плаванию значительное место отводится парным упражнениям (фото 3), выполнение которых позволяет поддержать у детей интерес к плаванию, способствует формированию дружеских отношений, развивает умение слушать партнера и согласовывать с ним свои действия, приучает выполнять движения в общем темпе, синхронно, с единой амплитудой и интенсивностью.
Фото 3
Карточки помогают детям и при обучении основным видам движений, а также позволяют использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности (фото 4).
Фото 4
Для профилактики болезней опорно-двигательного аппарата применяются упражнения для подготовки мышц, обеспечивающие правильную осанку и упругие свойства стопы: игровые задания «Ноги как руки», «Построй пирамидку», «Цифры из шнурка», «Собери прищепки (мелкие игрушки)», направленные на предотвращение плоскостопия. Для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений полезны занятия плаванием, а на суше — такие упражнения, как игровые задания для осанки «Лодочка», «Коробочка», «Кошечка», «Самовытяжение» (фото 5).
Фото 5
Особое внимание в работе уделяется формированию правильного дыхания (фото 6), так как это основа всех элементов плавания (задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение на груди и на спине). Задача — освоить правила дыхания пловца: быстрый глубокий вдох через рот (как бы «откусить» воздух) и медленный полный (до отказа) выдох в воду через рот и нос. На суше я применяю упражнения «Насос», «Поплавок», «Шарик» и др.
Фото 6
В сухом бассейне с шариками провожу занятия, направленные на общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику (фото 7). Во время плавания в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела.
Фото 7
Например, упражнение «Дельфин»: ребенок лежит в бассейне на животе (руки прижаты к телу, голова приподнята, шевелится), отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе. Игру составляют разнообразные движения, они развивают силу, скорость, ловкость, выносливость. Такие занятия в сухом бассейне также позволяют усовершенствовать жизненно важные умения и навыки.
Игре в воде предшествует объяснение детям правил и их разучивание на суше, закрепление и совершенствование отдельных движений, например «Волейбол», «Рыбы и сеть», «Пузырь» и др. (фото 8).
Фото 8
В период пандемии я познакомилась с разработками Роберта Кифута (фото 9) — комплексом физических упражнений, направленных на гармоничную и всестороннюю проработку практически всех групп мышц, отвечающих за полноценное функционирование опорно-двигательного аппарата, в том числе и тех, которые в повседневной жизни мало задействованы.
Фото 9
Родителям и детям было предложено поучаствовать в создании фильма о том, как они выполняют эти упражнения. Все были очень активны, и фильм получился. Сейчас я использую его на занятиях на суше в группах (воспитатели также с ним работают). Кроме того, мы пользуемся и обычной картотекой этих упражнений. Для детей рекомендуется 8–10 подходов по 15 с. Отдых между упражнениями — 20–30 с. Если нет возможности выполнить все упражнения сразу, можно делать сколько получится, но чередовать их.
Мною были разработаны различные картотеки для занятий на суше — варианты игр и упражнений, схемы движений, взаимодействия с воспитателями (фото 10 и 11) и др.:
— разминки на суше (по возрастам);
— специальные упражнения;
— упражнения Кифута;
— игры и упражнения в сухом бассейне с шариками;
— взаимодействие с воспитателями (работа в группе).
Фото 10
Фото 11
Сухое плавание — разминка, обязательный элемент детской тренировки при обучении плаванию. Она играет существенную роль в подготовке организма ребенка для занятий в воде, также в процессе выполнения упражнений есть возможность доступно объяснить технологию, уделить больше времени ее изучению и совершенствованию. Движения на суше повышают объем двигательной активности ребенка, упражнения сухого плавания легко воспроизводятся в воде, позволяя справляться с ее сопротивлением.
Литература
Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. М., 2006.
Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985.
Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. М.: ТЦ «Сфера», 2012.
Сидорова И.В. Как научить ребенка плавать. М., 2011.
Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. СПб., 2022.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle