• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Сюжетное занятие-сказка «В деревне у дедушки»

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
09/2023
В статье представлено логопедическое занятие в подготовительной речевой группе для детей с ТНР, которое выстроено в форме сказки. Дети научатся составлять слоговые и звуковые схемы, выделять нужные звуки голосом, отвечать на вопросы, пересказывать сказку и многое другое. Сюжетное занятие-сказка «В деревне у дедушки»

Автоматизация и дифференциация звуков [д], [дꞌ] — [т], [тꞌ]

Чумакова М.В.,

учитель-логопед МБОУ д/с № 1, г. Химки Московской обл.


Цель: автоматизация и дифференциация звуков [д], [дꞌ] — [т], [тꞌ] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

— развивать фонематическое восприятие;

— учить выделению звуков [д], [дꞌ] — [т], [тꞌ] на фоне слов;

— закреплять понятия «звонкий — глухой согласный», «слог — слово»;

— подбирать и составлять звуковые и слоговые схемы слов с выделением слога с ударной гласной;

— давать характеристику звукам речи, развивать графические навыки;

— использовать средства выразительности речи (художественные обороты, разная сила голоса, интонации).

Оборудование: индивидуальный и демонстрационный картинный материал, цветовые сигнальные карточки для составления схем, карточки для чтения, простой и цветные карандаши (ручки).

 

***

 

Дети входят в зал и приветствуют логопеда.

 

Логопед. Ребята, кто из вас был в деревне, поднимите руки.

 

Дети выполняют.

 

Логопед. Давайте внимательно послушаем сказку и запомним слова на звуки [дꞌ] — [тꞌ].

 

Логопед читает сказку.

 

Летом дети поехали в деревню к дедушке. Дедушка угостил детей дыней. Стали дети дыню делить. Попробовала Таня свой кусок и говорит: «Дай, Даня, мне свою долю попробовать. А Даня отвечает: «Возьми, только у меня кусок слаще, потому что моя звуковая половина с ударной гласной».

 

Дети устно выполняют звуковой анализ слова «дыня». Узнают, какой кусок ест Таня, а какой Даня, и на какой гласный падает ударение.

 

«Ах, твой кусок слаще! — рассердилась Таня. — Ах ты, вредина, я на тебя обиделась», — сказала она и надулась.

 

Дети запоминают и выделяют слова со звуками[д] — [дꞌ]. Услышав звук в слове, вписывают элемент прописной буквы Д в клеточки.

 

Услышала эти слова колдунья по имени Обида. Обрадовалась и думает: «Дай я Таню к себе в дом заберу, будет у меня дочка. Очень я обидчивых детей люблю». На другой день идет Обида по улице к дому Тани, просит ее: «Принеси, девица, водицы». Принесла Таня ведро пустое, чтоб к колодцу сходить, а колдунья кольнула Таню в сердце льдинкой. Похолодела Таня и превратилась в холодную воду. Схватила колдунья ведро, дунула на ладонь и исчезла. Стали дед и Даня Таню звать. Нет Тани нигде. Пришла в дом беда, надо Таню из беды выручать. Собрался Даня в дальнюю дорогу. Пошел через лес. А лес не простой, звуковой. Пролетает над Даней птица.

 

Дети подбирают предмет к звуковой схеме, выбирают пролетающую птицу из двух — дятел, лебедь. Соединяют картинку со схемой и объясняют свой выбор.

 

Увидел Даня дятла, спрашивает: «Где моя сестра?» Дятел сел на дуб и клювом дерево долбит. Отвечает Дане…

 

Дети читают: «Тут дупло».

 

Поглядел Даня, а в дупле ход внутрь дерева ведет. Залез Даня в дупло, по дну дупла с дерева съехал. В дупле Таня готовит Обиде еду.

Дети вписывают буквы-слова в овалы. Букву парного согласного Б, ударного гласного в слове «кукла», букву парного согласного Т, безударного гласного в слове «лимон», последнюю букву этого же слова, букву парного согласного К.

 

Логопед. Какое у вас получилось слово?

Дети. Пудинг.

 

Логопед продолжает чтение сказки.

 

Поставила Обида пудинг в холодильник. Увидела Таня Даню, обрадовалась, а колдунья Обида на ладонь подула, дверь в дупло захлопнула и говорит…

 

Дети читают: «Посиди, отдохни».

 

Предложила колдунья Дане…

 

Дети читают: «Диван удобный». Дети помогают Дане узнать настоящий, а не заколдованный диван, иначе Обида превратит Даню в ябеду или подлизу. Подбирают слоговую схему к предмету и признаку.

 

Логопед (продолжает чтение). Выполнил Даня просьбу, а колдунья грозится: «Теперь вы оба в моем дупле останетесь и домой к себе не попадете». Стали дети колдунью умолять, чтоб домой их отпустила. «Ладно, ладно, — говорит колдунья,— только пудинг мой ледяной попробуйте. (Задумала она детей заморозить.) Стала она куски отламывать и поранила ладонь. Пожалели ее дети, смазали ладонь мазями лечебными.

 

Дети составляют схему слова «ладонь» (разноцветные ручки (карандаши) — это тюбики с мазями).

 

Удивилась Обида: «Простите меня, добрые дети, не буду я людей ссорить». Дети простили Обиду и спрятали так, чтобы она никому не смогла навредить…

Логопед. Что спрятали дети, как вы думаете?

Дети. Они спрятали слово «обида».

Логопед. Они спрятали слово «обида» в других словах, сохранив характеристику звуков.

 

Дети читают, делают звукобуквенный анализ слова «обида». Подбирают слова-предметы на каждый звук этого слова. Звуки «главного» слова могут быть в придуманных словах в разных позициях (в начале, середине, конце).

 

Логопед. Когда дети вернулись домой, они стали рассуждать о качествах людей, которые помогают победить обиду. Как вы думаете, какие это качества?

 

Дети высказывают предположения.

 

Логопед. Это прощение, доброта, терпение, трудолюбие, согласие. Вам понравилась сказка?

Дети. Да!

Логопед. А теперь перескажите ее по опорным картинкам или вопросам, отвечая полным предложением. Куда поехали дети летом?

Дети отвечают.

Логопед. Кто жил в деревне?

Дети отвечают.

Логопед. Чем угостил дедушка детей?

Дети отвечают.

Логопед. Почему Таня обиделась на Даню?

Дети отвечают.

Логопед. Кто услышал Таню?

Дети отвечают.

Логопед. Как колдунья похитила девочку?

Дети отвечают.

Логопед. Кто помог Дане найти дупло?

Дети отвечают.

Логопед. Что готовила Таня для колдуньи?

Дети отвечают.

Логопед. Как колдунья встретила Даню, что она ему предложила?

Дети отвечают.

Логопед. В кого хотела превратить Обида Даню?

Дети отвечают.

Логопед. Что Обида сказала детям?

Дети отвечают.

Логопед. Чем она захотела их угостить?

Дети отвечают.

Логопед. Почему колдунья поранила ладонь?

Дети отвечают.

Логопед. Как дети ей помогли?

Дети отвечают.

Логопед. Почему дети пожалели колдунью?

Дети отвечают.

Логопед. Как они решили ее спрятать?

Дети отвечают.

Логопед. Назовите предметы, которые помогли вам ее спрятать, выделяя звуки [о], [б], [и], [д], [а] в словах голосом.

Дети выполняют.

Логопед. Назовите качества людей, которые помогают победить обиду.

Дети выполняют.

Логопед. Как бы вы назвали эту сказку?

Дети отвечают.

Логопед. Ребята, вы отлично справились и многому научились! Спасибо вам и до новых встреч!

Дети прощаются и выходят из зала.

 

 

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению