• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Цифровая образовательная среда дошкольной образовательной организации: миф или реальность

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2023
В данной статье рассматриваются роль информационных технологий в системе дошкольного образования, причины внедрения цифровой образовательной среды и пространства в образовательный процесс, а также применение технических средств в образовательной среде для воспитанников дошкольного возраста Цифровая образовательная среда дошкольной образовательной организации: миф или реальность

Химич Л.С.,

зам. директора;

Чорная М.А.,

старший воспитатель МБДОУ «Детство» ЦРР НСП «Акварель», г. Калуга

Благодаря преобразованиям в системе образования все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Почему мы ставим перед собой задачу создания цифрового образовательного пространства, почему оно так необходимо современным детям? Как внедрить цифровую образовательную среду в образовательную среду ДОО?

Цифровое образовательное пространство ДОО

Особенности современного мира, в котором мы живем, формируют среду внешних причин. Это сетевые общество и пространство, цифровые и информационно-коммуникационные технологии, пронизывающие все сферы жизни и накладывающие серьезный отпечаток на жизнь наших детей — цифровых аборигенов. Это дети, которые:

• гиперактивны;

• настроены на обучение через деятельность;

• имеют сложности в развитии восприятия;

• способны к многозадачности, но рассеяны;

• у них другая память и механизмы удержания информации.

К внешним причинам относятся и задачи государства в сфере образования, среди которых:

— создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

— наличие Государственного образовательного стандарта, в котором определено, что целью любого детского сада является полноценное и радостное проживание детства в коммуникативной, познавательной, игровой, двигательной, музыкальной деятельности, а также в цифровой образовательной среде (ЦОС).

Вопрос внедрения различных современных технологий и цифровизации дошкольной образовательной среды стоит достаточно остро. В нашем дошкольном образовательном учреждении цифровая образовательная среда — это комплексное программное решение, включающее технологии, технические средства, сервисы и ресурсы, объединяющие участников образовательного процесса.

Принципы построения ЦОС совпадают с принципами развития и формирования развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которые определены Стандартом дошкольного образования. По отношению к ЦОС они тоже актуальны. В нашей образовательной деятельности в работе с дошкольниками используются разнообразные технические средства, например, интерактивные доска и панель. Использование их в работе — отличная возможность заинтересовать детей учебным материалом, сделать занятия более интересными, повысить мотивацию дошкольников и позволить им больше участвовать в коллективной работе.

Также в образовательном процессе наши педагоги применяют планшет. Обучение проводится в подгруппах или индивидуально. Планшет используется как в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и старшими дошкольниками в самостоятельной части занятия.

Еще одно техническое средство для индивидуального обучения — «Умная ручка» — применяется для оформления и подачи различной информации для родителей в родительских уголках. Также в процессе разработки новых заданий, занятий с использованием ручки, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растет уровень его профессиональной компетентности.

«Умное зеркало» — новинка цифровой образовательной среды. Это отличный инструмент для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии. Ребенок сам выбирает вид деятельности прямо на занятии. Зеркало совмещает в себе программное обеспечение, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики результатов развития ребенка, органайзер рабочего пространства логопеда / педагога-психолога. Благодаря этому гаджету у ДОО нет необходимости в покупке дидактических материалов индивидуально для каждого логопеда.

В образовательном процессе мы используем напольное покрытие. Как? Интерактивный пол — поверхность, реагирующая на каждое движение человека, находящегося на ней в режиме реального времени.

Детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, пазлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука — ребятам всегда интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки или ноги.

Все известна модель Земли — глобус…

Но, в отличие от классического прообраза, интерактивный глобус имеет ряд встроенных преимуществ: несколько десятков обучающих игр различного формата — викторины, задания, тесты, факты, сказки и пр. Наши педагоги выбрали соответствующую возрасту ребенка категорию и форму подачи информации.

Еще одно необычное средство обучения — интерактивная песочница. Как и в привычной, основное наполнение в ней — песок. Но помимо него, «новая» песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, создающим на песке эффект дополненной реальности.

Педагог с помощью специальной программы может сымитировать на песке мелкий дождик в лесу, отдых на берегу моря, сказочное путешествие. Благодаря чему у детей можно снять эмоциональное и мышечное напряжение, а также устранить излишнюю двигательную активность, тревогу и агрессию.

Далее стоит упомянуть оборудование, дополняющее, развивающее, вносящее новые элементы в организацию образовательного процесса. Это цифровое оборудование инженерной направленности, применяемое для технического моделирования. Начиная со второй младшей группы, дети создают автоматизированные модели и проекты. В старшем дошкольном возрасте модели распределяются по тематическим блокам.

Электронный конструктор «Знаток» помогает нашим воспитанникам погрузиться в мир физики. С его помощью дети видят, как работает тот или иной механизм, а также могут собрать действующую модель того или иного электроприбора (например, фонарик или вентилятор, телеграф и мегафон, метроном и радиоприемник).

Итак, мы представили те технические средства обучения, которые используются в практической деятельности дошкольников нашей ДОО.

ИКТ-компетенции

Согласитесь, мало просто иметь огромный выбор различных средств, важно научить педагогов разумно и своевременно применять их в образовательной деятельности.

Важно помнить, что одним из успешных показателей создания ЦОС и внедрения ее в образовательный процесс является компетентный педагог. ИКТ-компетенции педагогов можно условно разделить на два уровня — технологический и методический.

К первому относятся позиции, предусматривающие пользовательское владение информационными технологиями. У педагогов необходимо развивать компетенции делового общения в сети. Иными словами, обучать основам сетевого этикета и технологиям онлайн и офлайн образования.

Второй уровень — методический — направлен на обучение владению педагогами методами применения ИКТ в практической работе с детьми, что обеспечивает повышение профессиональной компетенций педагога в части освоения цифровых образовательных ресурсов.

* * *

Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать все преимущества цифровизации в педагогическом процессе и представить всем его участникам еще больше возможностей как для саморазвития, так и для развития воспитанников ДОО.

Но все же не стоит забывать, что педагог, прежде всего, — личность, а цифровые технологии — всего лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, и благодаря им он даст дополнительные возможности полноценно развиваться своим подопечным.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению