• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Цифровые инструменты педагогов для организации педагогического взаимодействия с Участниками воспитательно-образовательного процесса

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
04/2022
Цифровые инструменты педагогов для организации педагогического взаимодействия с Участниками воспитательно-образовательного процесса

Алексеева О.В., канд. пед. наук, доцент, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, ХМАО — Югра

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимаются единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, служащий общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития, удовлетворения образовательных потребностей и интересов. Закреплено, что родители являются главными воспитателями своих детей. Дошкольная образовательная организация служит первым социальным институтом, сотрудничающим с семьей и содействующим воспитанию и развитию детей.

В Российской педагогической энциклопедии педагогическое взаимодействие трактуется как «процесс, происходящий между обучаемым и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности».

Содержание различных вопросов педагогического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса может быть выстроено как минимум на двух логических основаниях:

—          по ступеням образования;

—          субъектам, выстроенным по принципу диадного взаимодействия («ребенок — педагог», «ребенок — ребенок»,

«ребенок — родитель», «педагог — педагог» и т.д.).

Во многих жизненных ситуациях процесс взаимодействия имеет более сложную систему (например, в виде триады: «педагог — ребенок — родители» или «педагог — ребенок — педагог»), в которой могут быть активно задействованы более трех сторон (как в персонифицированном виде, так и в групповом). На практике этот процесс, даже в диадном или триадном аспекте взаимодействия, проистекает в сложной многоуровневой полисубъектной и разновозрастной социальной общности.

На основе анализа исследований по проблемам педагогического взаимодействия Ю.Ю. Рублева [5] выделила следующие общие направления:

—          традиционное, построенное на самых традиционных формах работы: собрания, консультации, праздники и т.п. (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова);

—          просветительское, направленное на обогащение общими педагогическими знаниями (В.А. Зебзеева);

—          развивающее общественное управление посредством работы родительского комитета, попечительского совета и т.п. (И.Б. Едакова, Л.Л. Иванова, Е.С. Комарова, Е.Ф. Купецкова, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбалова);

—          интерактивное, направленное на изучение семей (сообществ) средствами диагностики, анкетирования, участия в семинарах-практикумах и т.д. (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Н.В. Микляева, Е.П. Милашевич, Т.М. Палий, Т.М. Попова).

Наиболее трудным аспектом взаимодействия было и остается привлечение участников воспитательно-образовательного процесса к участию в совместной деятельности. Это обусловлено их педагогической пассивностью, неуверенностью (или излишней самоуверенностью) в правильности воспитания. Решением этого могут стать поиск и использование эффективных методов и форм взаимодействия, влияющих на качество воспитательно-образовательного процесса.

Цифровизация дошкольного образования приводит к тому, что наглядно-информационные формы педагогического взаимодействия становятся наиболее востребованы. Данные формы условно делятся на две группы:

—          информационно-ознакомительную — ознакомление с ДОО, социумом, особенностями функционирования, деятельностью педагогов и т.п.;

—          информационно-просветительскую, задачи которой направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания через опосредованное общение (организацию выставок, родительских собраний, мастер-классов, акций, семейных клубов и т.п.).

Отметим, что внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в практику ДОО способствовало привнесению новых методов педагогического взаимодействия, которые, в свою очередь, требуют внедрения цифровых инструментов.

Анализ методов, которые наиболее часто используют педагоги при организации педагогического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, позволил нам выделить группу таких методов.

• Ассоциативный метод предполагает создание информационной обучающей среды на базе гипертекста и гипермедиа, которые обусловливают возможность изучать учебный материал не в определенной учителем (или учебной программой) последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, склонностями и приоритетами.

• Метод фальсифицируемости. При его реализации обучающийся ставится в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определенные предположения, гипотезы, в том числе опровергающие первоначальную теорию. После этого обучающая система предоставляет ему информацию, подтверждающую или опровергающую предположения, давая возможность дальнейшего развития исследования.

• Метод прецедентов используется при рассмотрении новой проблемы, когда отыскивается похожий прецедент в качестве аналога, а затем делается попытка использовать прецедентное решение, возможно, адаптировав его к изменившейся ситуации.

• Учебное компьютерное моделирование позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта, раскрыть закономерности протекающего процесса, исследовать отклик моделируемой системы на изменения ее параметров и начальных условий, установить взаимосвязи между структурой и функционированием объекта.

• Метод реификации позволяет дополнять широко доступные кодифицированные знания неформальными.

Для организации педагогического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса на основе цифровых инструментов в детском саду важно то, что темы и задачи должны определяться не используемыми цифровыми инструментами, а вопросами и заданиями, которые формулирует педагог. Цифровые инструменты должны стать средством для создания проблемной ситуации; проведения совместного обсуждения или беседы посредством системы вопросов; организации индивидуальной или групповой проектной / исследовательской работы. Однако именно учитель определяет ее направление и основные этапы.

Цифровые инструменты в образовании — подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении: электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов [2].

Эти ресурсы созданы, чтобы упростить отслеживание учебных результатов и прогресса, повысить интерес и вовлеченность детей за счет многообразия форм получения, репродукции, анализа и применения знаний, сделать образование более открытым и доступным. Основная цель использования цифровых инструментов в образовании — делать его более качественным [6].

С.В. Панюкова [4], Е.Г. Бодрова и Л.Н. Дегтеренко [1] делят цифровые инструменты на группы по результату создания образовательного контента, портфолио, электронных образовательных ресурсов. Например, С.Н. Литвинова [3] создала каталог «В помощь дошкольному работнику», выделяя отдельно цифровые инструменты для разных видов деятельности педагога с детьми дошкольного возраста и сайты (платформы), где аккумулируются материалы, которыми педагог дошкольного образования может воспользоваться в своей профессиональной деятельности.

Рисков использования цифровых инструментов педагогами дошкольного образования для организации педагогического взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса можно избежать, если ведущее место в нем будут занимать не цифровые инструменты, а педагог и педагогика. Мы согласны с мнением К. Зирера [7], что «... главным фокусом ответственности образования всегда было развитие человека. Человек в педагогике — это одновременно и начальная точка отсчета, и конечный результат». Этот подход должен быть применен и к использованию цифровых инструментов педагогами дошкольного образования для организации педагогического взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса. Цифровые инструменты не могут заменить педагогическую составляющую взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса.

Литература

1.           Бодрова Е.Г., Дегтеренко Л.Н. Цифровые инструменты и   сервисы в профессиональной деятельности современного   педагога   //   Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. № 2 (52). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-i-servisy-v-professionalnoy-deyatelnosti-sovremennogo-pedagoga. (Дата обращения 01.03.2022)

2.           Как подружиться с цифровыми инструментами в образовании // URL: https:// mel.fm/blog/sveta-shche-lokova/35198-kak-podruzhitsya-s-tsifro-vymi-instrumentami-v-obrazova....... (Дата обращения 01.03.2022)

3.           Литвинова С.Н., Челышева Ю.В. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста: Учеб. пособие для вузов. М., 2021. URL: https:// urait.ru/bcode/479366

4.           Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: Учеб.-метод. пособие. М., 2020.

5.           Рублева Ю.Ю. Сущность педагогического взаимодействия как фактора развития всех участников воспитательно-образовательного процесса // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 3. URL: http:// mir-nauki.com PDF/43PDMN316.pdf.    (Доступ    свободный).

6.           Шайхутдинова   Л.М.   Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения // Скиф. 2021. № 5 (57). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instru-menty-pedagoga-dlya-organizatsii-dis-tantsionnogo-obucheniya. (Дата обращения 01.03.2022)

7.           Zierer K. Putting Learning Before Technology! The Possibilities and Limits of Digitalization. New York: Routledge, 2019.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению