• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Условия создания единой воспитательной среды в сотрудничестве педагогов в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
07/2022
Условия создания единой воспитательной среды в сотрудничестве педагогов в ДОО

Условия создания единой воспитательной среды в сотрудничестве педагогов в ДОО

Бацкалева В.В., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПСТГУ;

Каргапольцева Е.В., бакалавр Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва

Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогических подходов к роли среды и сотрудничества в образовании и воспитании представлено авторское понимание условий взаимодействия родителей и педагогов, выстроенного с учетом требований ФГОС ДО и принципов гуманизма и духовности.

Каждая современная семья, в которой есть дети, периодически сталкивается с трудностями воспитания из-за отсутствия компетенций и знаний в данной области. К тому же разрыв преемственности многопоколенной традиционной семьи вносит свой вклад в отсутствие верного родительского направления. Молодые семьи 20-х гг. XXI столетия чаще всего сконцентрированы на материальных благах, решениях проблем финансового и личного плана. Все это приводит к тому, что воспитание детей осуществляется интуитивно, чаще всего — хаотично, бессистемно.

Все это, как правило, отражается на педагогах — воспитателях, которые стараются создать грамотную воспитательную и образовательную среду для воспитанников. Но поскольку такая среда не продолжается в домашних условиях, равно как и работа педагога, следовательно, и сам процесс развития и обучения дошкольника, не показывает качественных результатов.

С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возникли предпосылки к равноправному взаимодействию образовательных учреждений и семьи. В ст. 44 Закона говорится о том, что «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [13]. Поэтому современная система образования уделяет большое внимание сотрудничеству образовательных учреждений и семьи, предъявляя к образовательной и воспитательной программам высокие требования, которые должны реализовывать педагоги, имеющие все необходимые компетенции.

Однако несмотря на достаточно четкую, красивую теорию и понимание важности сотрудничества и единства, на практике такие требования не всегда возможно реализовать из-за ряда противоречий между:

— пониманием важности сотрудничества с родителями, с одной стороны, и загруженностью воспитателя заботами о детях, организационной и методической работой — с другой;
— готовностью педагогов и родителей пойти на взаимодействие и сотрудничество, но при этом существенными различиями двух разных по содержанию сред: домашним воспитанием и воспитательным процессом в дошкольной образовательной организации;
— запросами государства к образовательной организации на осуществление психолого-педагогической поддержки родителей и недостаточной разработанностью организационных условий работы по данному направлению.

Все это ведет к нарастанию психологического дискомфорта педагогов, усилению непонимания между педагогом и родителями, что отражается на качестве образовательного процесса. Какими бы ни были привлекательными условия сотрудничества педагога и родителя, прописанные в образовательных программах, на деле из-за перечисленного ряда противоречий их не удается выполнять в достаточном объеме. В этой связи возникает необходимость выделения ряда психолого-педагогических условий, при которых взаимодействие педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации отвечало бы современным требованиям ФГОС ДО и принципам партнерского взаимодействия.

Психолого-педагогические условия — учитывают психологические особенности не только воспитанника, но и самого педагога. В большинстве своем они подразумевают межличностное взаимодействие участников воспитательных отношений и направлены, прежде всего, на улучшение качества такого взаимодействия [8].

Наша задача — проанализировать различные подходы к определению психолого-педагогических условий в образовательной среде и выделить те, которые относятся непосредственно к созданию единой воспитательной среды в сотрудничестве педагога и родителя. Мы предполагаем, что воспитательная среда — такая, которая формирует личность человека с его духовно-нравственным потенциалом через взаимоотношения с социумом, и психолого-педагогические условия создания такой среды должны быть направлены именно на это.

Выделяются следующие психолого-педагогические условия взаимодействия педагога и родителя:

— единство ценностей во взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников, соблюдение кодекса норм профессиональной этики и поведения, который включает безоценочное описание событий;
— уважительное отношение к родителю;
— уравновешенность и самообладание;
— умение быстро ориентироваться в ситуации, слушать и слышать; быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения [9].

Однако каких-либо условий взаимодействия педагога и родителя в стандарте не указано. Если говорить о равноправных участниках педагогического процесса, то они, как правило, уже имеют определенный багаж знаний и набор компетенций. Среди условий такого взаимодействия можно выделить:

— уважение педагога к человеческому достоинству родителей, поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
— поддержка личной инициативы участников воспитательного процесса;
— использование форм работы, соответствующих индивидуальным особенностям и интересам каждого родителя.

С.И. Абрамов, описывая технологии сотрудничества педагога с родителями, выделяет следующие условия:

— преемственность, согласованность действий, заключающаяся в единстве требований к детям со стороны как педагогов, так и родителей;
— индивидуальный подход к каждой семье;
— эффективность форм взаимодействия, серьезность подготовки и реализации каждой формы;
— планомерность и систематичность работы педагога по сотрудничеству с родителями;
— направленность педагога на укрепление, обогащение взаимоотношений ребенка со значимыми взрослыми, а не на контроль, ограничение, навязывание, оценивание;
— динамичность как быстрое реагирование на изменения воспитательных запросов родителей и их социального состава;
— авторитет родителя и личность педагога;
— уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса [2].

Объединяя ряд психолого-педагогических положений установления контактов с семьями воспитанников, согласно С.Ю. Дивногорцевой, выделим три важнейших психолого-педагогических условия сотрудничества:

— укрепление и повышение авторитета родителей через поддержку, доверие и уважение в решении воспитательных трудностей, где упор делается на сильные стороны воспитания в данной семье, положительные качества ее членов;
— целенаправленность и систематичность работы с подбором рациональных форм и методов;
— высокая профессиональная педагогическая культура педагога для управления семейным воспитанием [4].

Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина выделяют четыре главных направления в работе педагогического коллектива:

— улучшение семейного микроклимата;
— формирование положительных взаимоотношений в семье, полноценной личности ребенка;
— повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
— подготовка ребенка к школе.

Как видно из вышеперечисленного, основные усилия педагога и коллектива сводятся к повышению педагогической культуры среди родителей и формированию положительных взаимоотношений в семье — между родителями, поколениями, детьми и отцом, детьми и матерью, чтобы формировалась полноценная личность ребенка. Авторы отмечают, что взаимоуважение, понимание, доверие между педагогом и родителем возможно лишь в случае, если педагог не стремится давить и доминировать, мотивируя тем, что у него есть специальные знания, а тактично подводит к необходимым размышлениям и совместным действиям [3].

Как мы выяснили ранее, такое единство возможно только при полноценном сотрудничестве. Для создания единства необходимы все остальные условия. Сопоставив все указанные условия, выделим три фундаментальных психолого-педагогических условия создания единой воспитательной среды:

— авторитет педагога;
— формы взаимодействия с индивидуальным подходом к каждой семье;
— атмосфера уважения, поддержки и доверия.

На первый взгляд, перечисленные условия кажутся очень простыми — уважать и поддерживать, осуществлять индивидуальный подход, быть профессионалом, но, на самом деле, за каждым из предложенных пунктов стоит большая глубина понимания педагогического мастерства. Потому что взаимоотношения участников воспитательного процесса составляют суть воспитания [4]. Рассмотрим каждое условие более подробно.

Авторитет педагога

Включает в себя высокий профессионализм. Педагог — профессионал в своем деле, носитель ценностей, пример, который умеет построить работу так, чтобы такая деятельность в дальнейшем привела к сотрудничеству с едиными ценностями. Авторитет строится на таких компонентах, как профессионализм, повышение своих педагогических и психологических компетенций, самовоспитание, педагогический исследовательский интерес, собственный пример наставника.

Профессионализм воспитателя — это сила, на которой строится воспитательная среда. Именно личность, живой человек может по-настоящему воспитывать. К.Д. Ушинский говорил: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [12]. А святой Климент Александрийский обозначал педагога как духовного врача, а педагогику — как «лечение душевное».

Быть живым, питающим источником сложно. Гораздо проще делать свои профессионально-методические дела, обозначенные образовательной программой. Но раз дошкольный педагог выбрал именно профессию воспитателя, он должен соответствовать этому высокому слову — «воспитатель» — питатель человеческой души. Обучающегося воспитывает, прежде всего, педагогический работник — своими действиями, словами, отношениями. Все это говорит о том, что педагогика — не формальная передача имеющихся у педагога знаний, а искусство, которое выражается в том, чтобы скорректировать, раскрыть, сформировать, содействовать обретению, создать условия, пробудить. Какие будут подставлены существительные к данным глаголам, зависит от мастерства педагога.

Исследуя деятельность Царскосельского лицея, Б.Ф. Усманов отмечает, что в лицейской среде большое внимание уделяли именно воспитательной среде. К воспитанию предъявлялись высокие требования, такие же требования предъявлялись и к педагогам, которые должны были стать настоящими наставниками, обладающими не только профессиональными компетенциями, но и талантами психолога и методиста [11].

В.А. Сухомлинский вел свою деятельность при коммунистическом строе. Он писал, что воспитание сильного строителя коммунизма невозможно без поистине революционных коммунистических воспитателей [10]. Это значит, что невозможно вложить в воспитанника такие качества, такое мировоззрение, чем сам воспитатель не обладает. Самовоспитание, заключенное в личных программах воспитания педагога, — одно из важнейших условий становления авторитета педагога и его высокого воспитательного профессионализма. А.С. Макаренко писал: «Если в самой личности воспитателя есть недостатки — не надейтесь, что ребенок вырастет совершенным. Таких чудес не бывает» [7]. Об этом же писал Л.Н. Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если ж поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитание себя» [1].

Не так страшны методические пробелы, которые можно восполнить, сколько отсутствие уважения и любви к тому, кому ты передаешь свои знания.

Педагог, по В.А. Сухомлинскому, — это вдумчивый, пытливый исследователь, идущий радостной дорогой научно-педагогического исследования; умный, знающий, думающий, влюбленный в знания человек. Он ищет разные подходы для достижения своих педагогических целей и не останавливается в своем интересе к воспитанию ни на день.

Об этом же свидетельствует игумен Киприан (Ященко): «Без любви все наши намерения превращаются в полную их противоположность» [5]. Процесс самовоспитания может находить отражение в индивидуальной программе самовоспитания, самоконтроле за реализацией программы и самоотчете. В качестве ориентира для программы воспитания могут служить профессиограмма педагога, а также нравственные ориентиры, на которых основывается цель воспитания педагога.

Формы взаимодействия с индивидуальным подходом к каждой семье

Авторитет раскрывается во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, с коллегами и обществом. Авторитет раскрывается, когда педагог становится настоящим наставником. И.А. Бирич в книге «Фундамент нравственной традиции в педагогике» пишет, что миссия педагога — это высочайшая миссия, дар которой обретается на вершине духовной лестницы. А Иоанн Лествичник называет педагога наставником, — он оставил советы «наставнику словесных овец» и детоводителю, выделив в своих трудах самое главное в педагогической работе — собственный пример наставника [14].

И чтобы быть истинным наставником, необходимо подбирать ключи к каждому родителю — такие, которые соответствуют индивидуальным особенностям. Для этого нужно устойчиво знать возрастную психологию и психологию личности, владеть инструментами не только педагогической, но и психологической работы с родителями, понимать потребности каждого, особенности поведения каждого. Одними словами — смотреть в суть, в глубину, чтобы дать именно то, что раскроет родительский воспитательный потенциал. При этом педагог должен уметь отделять главное от второстепенного — подбирать такие формы работы и взаимодействия, которые пойдут на пользу и приведут к цели воспитания и цели сотрудничества. Чтобы разглядеть в человеке Человека, увидеть его ценность, необходимо его полюбить. Игумен Киприан (Ященко) в своих лекциях говорил о том, что педагогика начинается, когда педагог проявил такую любовь к воспитаннику, в которой воспитанники потянулись к педагогу, «... а когда хоть какой-то человек любит, жизнь наполняется подлинным смыслом» — и из этого смысла появляется доверие [6].

Атмосфера уважения, поддержки и доверия между всеми участниками образовательных отношений

Если проанализировать отношение детей к взрослым, можно увидеть, что дети тянутся к тем, кто любит безусловно и принимает их такими, какие они есть — кто не критикует, бережно заботится, а не доминантно контролирует, кто радуется любой продуктивной деятельности, кто не оценивает обесценивая, а дает теплую и конструктивную обратную связь, кто чувствует переживания и потребности ребенка и отзывается на них без раздражения. В какой момент дети становятся взрослыми? В момент совершеннолетия? Не совсем верно. Мы можем встречать инфантильность в поведении и 20—23-летних студентов, и 30—40-летних мужчин. В момент рождения ребенка? Тоже нет. Часто бывает так, что истинное осознание родительства приходит спустя годы. В момент окончания обучения, автономии от родителей, создания своей семьи? Все перечисленные действия не свидетельствуют о взрослости.

Когда мы читаем требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, родитель встает перед нами как взрослый человек, который уже много знает, понимает и умеет, но видение ценностей родителя, создание атмосферы уважения и принятия, подбор индивидуальных ключей взаимодействия, в свою очередь, будет насыщением внутренних родительских потребностей.

Так, родитель, который с помощью педагога начинает видеть свою ценность, становится настоящим воспитателем — питателем для своего ребенка, который начинает понимать своих детей и принимать их такими, какими они есть. Такое понимание и принятие родителем своих детей будет являться одним из важнейших психолого-педагогических условий сотрудничества педагога и родителя. Если ребенок окружен любовью со всех сторон, независимо от того, какой он, это вызывает чувство эмоционального благополучия и ощущение защищенности. Так же и у взрослых. Поэтому педагог должен видеть не только в каждом ребенке, но и в каждом родителе ценность.

Воспитательная среда — принятие, понимание и поддержка, где каждый человек безусловно — уже ценность. Видеть, прежде всего, зерна хорошего и добродетельного в человеке, а не подчеркивать его несостоятельность. Поддерживать родителей, подчеркивать «хорошесть» во взаимоотношениях, а не корить за ошибки, которые они совершают по незнанию или по своему собственному пониманию воспитания. Каждый человек, независимо от возраста, попадая в принимающую, поддерживающую атмосферу, раскрывается, словно первоцвет после долгой зимы. Нужны только свет, яркий свет и тепло самого педагога.

Таким образом, мы рассмотрели систему психолого-педагогических условий создания единой воспитательной среды и становления сотрудничества педагога и родителей.

Литература

1. Абрамов С.И. Технологии сотрудничества педагога с родителями: Метод. пособие для студ. пед. вузов. М., 2018.

2. Аникеева Н.П. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон. СПб., 2016.

3. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. Волгоград, 2014.

4. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие: в 2 ч. Ч. I: Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. М., 2012.

5. Киприан (Ященко), игумен. Воспитание добродетелей и интервью. М., 2018.

6. Киприан (Ященко), игумен. Православное воспитание: Лекции, интервью, воспоминания. М., 2018.

7. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. М., 1990.

8. Пашкова Е.Е. К проблеме педагогических условий в отечественной психолого-педагогической науке // «Киберленинка». Научная электронная библиотека. Психологические науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-pedagogicheskih-usloviy-v-otechestvennoy-psihologo-pedagogicheskoy-nauke/viewer

9. Примерная программа воспитания // «ФГОСреестр». URL: https://fgosreestr.ru.

10. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М., 1982.

11. Усманов Б.Ф. Модельный образ воспитывающей среды // «Киберленинка». Научная электронная библиотека. Психологические науки /2013 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelnyy-obraz-vospityvayuschey-sredy

12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. М., 1976.

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

14. Фундамент нравственной традиции в педагогике. 30 ступеней к званию педагога: по трудам И. Лествичника и Отцов Церкви / Сост. И.А. Бирич. М., 2017.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению