При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Почаева Е.В., старший воспитатель, Школа № 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, Москва
Педагогический коллектив — коллектив педагогов образовательной организации, имеющий определенные задачи, программу деятельности, создается для выполнения функции — образования. Это группа объединенных общими задачами и целями людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. Для эффективной организации педагогического процесса важно добиться сплоченности коллектива, которая проявляется в единстве убеждений, мнений, традиций, настроений, характере межличностных отношений и т.д., а также в единстве практической деятельности.
Опыт образовательных организаций подтвердил правомерность сформулированных им принципов коллективной организации деятельности педагогов. Было отмечено, что каждый педагогический коллектив в конкретной организации обладает собственными особенностями. Обмен опытом должен приводить не к копированию работы той или иной образовательной организации, а к оценке концепций и идей ее деятельности. У каждого члена сплоченного коллектива должны быть чувство достижения общей цели и готовность работать над ней. Люди в коллективе должны доверять друг другу и показывать высокую степень сотрудничества. Здесь возможен свободный обмен разнообразными мнениями по достижению общих целей. Члены сплоченного педагогического коллектива считают себя неотъемлемой частью команды, являющейся для них существенным источником как профессионального, так и личностного роста.
На степень сплоченности коллектива влияют:
— отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей;
— недоброжелательность членов коллектива друг к другу (зависть, ревность и т.п.);
— наличие в коллективе педагогов с низким авторитетом, «пренебрегаемых» и тех, чье мнение игнорируется;
— ограниченные ресурсы у членов коллектива для решения сложных задач и др.
Положительно влияют:
— поддержка инициативы, помощь и пример руководителя в решении задач;
— здоровый микроклимат и система стимулирования работников;
— активная коммуникация на рабочем месте и за его пределами;
— поддержка молодых педагогов, наставничество и обмен опытом;
— забота руководителя о здоровье сотрудников.
Важно, чтобы все члены коллектива оценивали пребывание и работу в нем позитивно. Для этого можно изучить психологическую атмосферу в коллективе при помощи методики А.Ф. Фидлера «Оценка психологической атмосферы в коллективе» (см. приложение). Психологический климат в коллективе — важная составляющая для любой организации. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что благоприятная рабочая атмосфера повышает продуктивность работы, снижает стресс, улучшает сплоченность в коллективе, снижает текучесть кадров. Тест психологической атмосферы в коллективе поможет выявить реальную ситуацию, дать объективную оценку текущей ситуации, разработать план действий по улучшению или поддержанию позитивного рабочего климата и благоприятной атмосферы в коллективе.
Чтобы оценить степень сплоченности коллектива, следует ориентироваться на ряд критериев, среди которых:
— продолжительность и степень адаптации в коллективе новых педагогов, отсутствие профессионального выгорания;
— стабильность состава коллектива;
— умение членов коллектива выходить из конфликтной ситуации путем саморегуляции;
— мобильность коллектива в решении каких-либо сложных задач;
— психологический и эмоциональный климат в коллективе;
— демократический стиль руководства и партнерские отношения в организации;
— стабильность работы коллектива.
Создать сплоченный педагогический коллектив сразу невозможно, его нужно вырастить и на это необходимо длительное время. Зрелость коллектива определяется его отношением к предъявленным требованиям со стороны руководства. На первом этапе в качестве средства по сплочению выступают требования руководителя в форме, которая не допускает возражений, необходимых на первых порах в каждом коллективе и в любой организации. Вторая стадия развития характеризуется тем, когда на сторону лидера перешли несколько основных активистов, когда рядом с ним образуется группа единомышленников, сознательно поддерживающих ту или иную точку зрения. А третья стадия развития характеризуется тем, что инициативу и требования выдвигает сам коллектив, тогда деятельность руководителя становится организованной и математически точной.
Воспитание сплоченного педагогического коллектива базируется на следующих условиях: нужно вовлекать всех педагогов в разнообразное и содержательное совместное дело, стимулировать и организовывать это дело так, чтобы оно объединяло и способствовало сплочению педагогических работников в работоспособный и дружный коллектив. Из вышесказанного вытекают два существенных вывода:
— в качестве основных средств развития сплоченного педагогического коллектива выступают разнообразная внерабочая, общественная, культурно-массовая, трудовая и досуговая деятельность педагогов;
— при организации этих видов деятельности необходимо применять специальные средства, направленные на воспитание и создание сплоченного педагогического коллектива.
Управление педагогическим коллективом и его развитие — сложная и одновременно приоритетная задача каждого руководителя. Не из любых работников и не всегда можно создать сплоченный коллектив. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
— профессионализм членов коллектива, отсутствие явных аутсайдеров, тех, кого приходится «тащить», «подталкивать» или делать за них работу. Поэтому каждый должен выступать в качестве «эксперта» при решении возлагаемых на него задач;
— обогащать опыт совместной деятельности при решении профессиональных задач, при этом опыт педагогических работников, сотрудничающих в команде, должен превышать способности и опыт любого из тех, кто работает в одиночку;
— большая часть из членов педагогического коллектива должна иметь возможность в какой-либо мере воздействовать на принятие выполняемых ими решений;
— в коллективе должны быть люди, которым можно делегировать полномочия.
Анализируя все вышесказанное, в условиях, связанных с развитием педагогического коллектива, определяющим является его сплоченность, поэтому первоочередная задача руководителя ДОО — организация методической работы по развитию сплоченного педагогического коллектива. Данный вид работы способствует формированию умений анализа, оценки и планирования педагогической деятельности, включает педагогов в творческий поиск и содействует в распространении педагогического опыта. Такое определение методической работы в полной мере можно отнести и к дошкольному образованию. По мнению К.Ю. Белой, основная задача методической работы заключается в том, чтобы создать такую образовательную среду в организации, где бы творческий потенциал педагога и педагогического коллектива был реализован полностью. Как считает К.Ю. Белая, все формы методической деятельности в организации можно разделить на две взаимосвязанные группы:
1) индивидуальные формы методической деятельности (индивидуальные консультации, самообразование, собеседование, наставничество, стажировка и т.п.);
2) групповые формы методической деятельности (семинары, педагогические советы, практикумы, творческие микрогруппы, консультации, деловые игры, работа по единым методическим темам, открытые просмотры и т.п.).
Одной из форм методической деятельности в ДОО служит педагогический совет [4]. Это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам, связанным с учебно-воспитательным процессом, принимающий совместные решения координации педагогических задач и специфических вопросов, возникающих в повседневной жизни ДОО, который может быть проведен в разнообразных формах, направленных на оперативное и эффективное решение задач и сплочение коллектива в том числе. Единство мнений и принятие совместных решений ведет к сплочению педагогического коллектива. При проведении педагогического совета в форме различных видов совместной творческой деятельности позволит направить усилия педагогов на достижение общих целей и сплотить их, увеличить мотивацию к преодолению появляющихся трудностей, делегировать обязанности и распределить полномочия, а также осуществить коллективный и индивидуальный контроль достижения результатов общего дела.
Деловая игра. В такой форме ключевое место отведено групповой работе. Для решения могут быть составлены педагогические задачи, условия которых представлены в виде ролевой игры. Педагоги совместно выполняют те или иные задания, формулируют задачи и цели, разрабатывают содержание, приходят к совместному выводу. Деловые игры чаще всего применяют для обучающих целей «учебные игры». Выделяются несколько видов учебных игр:
— ролевые деловые — определяют характеристику позиций и ролей участников, относительно той или иной проблемы, вопроса;
— имитационные деловые — связаны с такими абстрактными темами и понятиями, обыграть которые другими способами нельзя, так, к примеру, педагогу необходимо обыграть с помощью небольших этюдов понятия: «игра», «развитие», «обучение» и «воспитание»;
— ситуационные деловые — определяют позиции и роли участников действия, но основным компонентом является ситуация, т.е. интенсивная деятельность в относительно непродолжительное время. Данный вид игр связан с обыгрыванием тех или иных ситуаций — оценок, ситуаций-упражнений, проблемных педагогических ситуаций и разнообразных иллюстраций;
— позиционные деловые — в которых взаимные действия между участниками строятся как выяснение взглядов по известным технологиям, нетрадиционным и традиционным методикам, программам посредством борьбы мнений, столкновения взглядов и педагогических установок;
— сюжетные деловые — определяют роль и позицию каждого участника в определенном сюжете;
— функциональные деловые — связаны с деятельностью инициативных творческих групп в ДОО, которые действуют на протяжении длительного времени;
— организационно-деятельностные деловые — связаны с формированием теорий и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективным написанием рекомендаций и методических разработок
Основная суть деловой игры охватывает моделирование разнообразных ситуаций, например проблему общения педагогов и родителей, разрешение конфликтных ситуаций между детьми, преодоление затруднений в организации детского коллектива. Темы подбираются такие, где необходимо групповое взаимодействие, способствующее сплочению членов коллектива. Также деловые игры выполняют и диагностическую функцию. Со стороны отчетливо видно, как функционирует группа педагогов, кто является формальным и неформальным лидером, и насколько это успешно; кто упрямо преследует только собственные цели, а кто готов сотрудничать; кто разряжает возникающие психологические трудности, а кто, напротив, нагнетает обстановку.
Популярной формой является круглый стол, в ходе которого решаются проблемные и дискуссионные вопросы. На таких мероприятиях педагоги учатся видеть проблемы, формулировать и искать решение, повышая компетентность. Руководителям следует разработать интересные и важные вопросы, которые актуальны в данный момент изменениями в социальной, общественной, политической жизни, например: «Плюсы и минусы дистанционных форм обучения детей», «Возможна ли ранняя профессиональная ориентация в дошкольном возрасте?», «Технологизация в образовании: за и против». У педагогических работников будут возможности ознакомиться с разнообразными точками зрения, подходами, теориями, обдумать и сформировать собственное мнение, поскольку при организации круглого стола основное правило заключается в подготовленности и заинтересованности каждого участника.
Распространенная форма методической работы — консультации по актуальным проблемам дошкольного образования: профилактика и здоровье, организация игровой деятельности, партнерства с родителями, дети с ОВЗ, обеспечение индивидуального подхода, развитие технического мышления и креативности у дошкольников и ряд других важных вопросов. Главная цель — повысить активность и сплотить, а также обратить внимание педагогических работников на более сложные аспекты излагаемых проблем, формировать умение самостоятельно находить ответы на вопросы, работать с информацией и коммуницировать. Можно проводить консультацию с запланированными ошибками, лоция-презентация, лекции в парах.
Старший воспитатель при проведении консультаций, используя разные методы, ставит не только задачу по передаче знаний и умений педагогическим работникам, но и старается сплотить педагогов. При применении метода частично-поисковой консультации педагоги активно составляют планы деятельности, принимают участие в выдвижении гипотезы и самостоятельно решают те или иные проблемы. При проведении консультаций чаще всего применяется метод объяснения, обладающий большим количеством положительных качеств, такими как: достоверность, экономный отбор конкретных фактов, научность трактовки анализируемых явлений и т.д.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle