• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Виртуальная экскурсия по родному городу

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
02/2023
В статье представлена компьютерная игра для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленная на формирование лексико-грамматических категорий, обогащение словаря, развитие связной речи и звукопроизношения на основе краеведческого материала. Виртуальная экскурсия по родному городу

Толмачева В.Г., Потапова Т.С., учителя-логопеды МБДОУ д/с № 10 «Калейдоскоп», г. Пенза

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста стала задачей государственной важности. Краеведческий материал как нельзя лучше способствует нравственно-патриотическому воспитанию. Ведь малая родина — живая и деятельная частица России. И знание своего края, его прошлого и настоящего — верный путь к воспитанию патриотизма. В связи с этим задача педагога — помочь детям почувствовать красоту родного края, развить интерес к его истории и традициям.

Краеведение — один из компонентов образовательной деятельности, реализуемый в нашей дошкольной организации. Наряду с нравственно-патриотическим воспитанием, краеведческий материал позволяет решать множество других задач в различных образовательных областях, служит средством коррекции речевого развития. Дети с ТНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности. У них нарушены все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Известно, что использование в работе компьютерных технологий поддерживает у ребенка познавательную активность, формирует положительную мотивацию, предотвращает утомление и, в целом, повышает эффективность занятий. Процесс использования игровой компьютерной деятельности позволяет нам реализовывать в работе интересные методические идеи, в частности по краеведению.

В нашей дошкольной организации учителями-логопедами разработана интерактивная «Виртуальная экскурсия по родному городу». Предлагаемая игра помогает знакомить детей с историей нашего города, национальностями, населяющими наш край, памятниками и достопримечательностями, великими и известными людьми.

Все, что предлагается детям в игре, доступно, ярко и вызывает интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать и расширять у детей представление о том, чем славен наш город: историей, памятными местами, природой, людьми.

Использование данной игры в работе с детьми с ТНР позволяет решать следующие задачи:

— развивать познавательный интерес к изучению родного города и речевую активность детей в процессе виртуальной экскурсии;

— логическое мышление и зрительное восприятие;

— обогащать активный словарь;

— способствовать развитию связной речи;

— автоматизировать поставленные звуки на данном лексическом материале;

— совершенствовать грамматический строй речи;

— закреплять умение детей следовать инструкции и выбирать действия согласно поставленной цели;

— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

На протяжении всей игры дети помогают героям известного мультфильма «Бременские музыканты» ближе познакомиться с нашим городом, его улицами, транспортом, достопримечательностями, известными людьми и природой нашего края.

Виртуальная экскурсия состоит из нескольких разделов: транспорт, улицы, памятные места, люди, природа.

Фото 1. Задание «Соедини картинки парами»

image001.jpg

Весь предлагаемый материал подобран с учетом речевых особенностей детей с ТНР. Обязательное условие выполнения заданий — проговаривание детьми своих действий. Задания носят разноплановый характер. Например, соедини картинки парами (фото 1), найди лишнее изображение (фото 2), узнай по силуэту (фото 3), покажи соответствующую картинку (фото 4) и т.п.

Фото 2. Задание «Найди лишнее изображение»

image002.jpg

Фото 3. Задание «Узнай по силуэту»

image003.jpg

Фото 4. Задание «Покажи соответствующую картинку»

image004.jpg

При выборе ответа необходимо нажимать на картинку (фото 5).

Фото 5. Выбираем правильный ответ

image005.jpg

При верном ответе изображения увеличиваются в размере или лишние картинки выцветают (фото 6). В некоторых заданиях верно названные парные картинки сближаются (фото 7). Все упражнения необходимо выполнять под контролем взрослого. Задания следует «проходить» в представленном порядке.

Фото 6. Ответ найден!

image006.jpg

Последовательно выполняя все игровые действия в виртуальной экскурсии, в конце игры дети получают именную грамоту «Знаток родного города» (фото 8). Это значительно мотивирует воспитанников на активную работу в течение всего занятия. А присутствие мультипликационных героев обеспечивает эмоциональную заинтересованность и положительный настрой.

Фото 7. Парные картинки

image007.jpg

В игре может принимать участие как один ребенок, так и подгруппа детей. Если один игрок, то игровые действия выполняются им самостоятельно под контролем взрослого, если группа, то работают поочередно, по договоренности или с помощью учителя-логопеда.

Таким образом, интерактивная дидактическая игра — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Фото 8. Вручение грамот

image008.jpg

Предлагаемая интерактивная форма обучения позволит разнообразить работу по развитию связной речи, формированию грамматического строя и обогащению словарного запаса детей. «Виртуальная экскурсия по родному городу» может использоваться не один, а несколько раз. Необходимо заметить, что многие предлагаемые задания в игре имеют достаточно высокий уровень сложности, поэтому для их успешного выполнения требуется предварительная работа с детьми. В этом направлении мы предполагаем активное взаимодействие всех участников образовательных отношений — ребенок, педагог, в нашем случае — учитель-логопед, воспитатель и, конечно, родители.

Данная интерактивная игра адресована детям старшего дошкольного возраста, имеющим ТНР, а также детям старшего возраста, посещающим массовые группы детского сада. Также игра будет интересна учащимся младшего школьного возраста. Данную интерактивную игру могут использовать в своей работе учителя-логопеды, воспитатели групп старшего дошкольного возраста, учителя начальных классов и заинтересованные родители.

Важно помнить, что применение интерактивных игр у детей с ТНР целесообразно проводить с учетом соблюдения всех санитарных норм и требований по использованию компьютерных технологий у детей старшего дошкольного возраста.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению