При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Рубцова С.В., педагог-психолог, детский сад № 210 «Ладушки», г. Тольятти Самарской обл.
На сегодняшний день выбор ДОО достаточно велик и способен удовлетворить потребности каждого ребенка. Это детские сады общеразвивающего вида, специализированные и коррекционные.
Одна из ведущих ролей в реализации основной образовательной программы и решении ее задач принадлежит педагогу. Осуществляя работу над программой, педагог должен обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и образовательных направлениях, а именно: социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом, физическом.
ФГОС ДО определяет, что педагог в рамках реализации программы проводит педагогическую диагностику индивидуального развития детей, которая лежит в основе планирования дальнейшей образовательной деятельности, и оценивает адекватность и эффективность педагогических воздействий.
Для успешной реализации образовательной программы педагог должен обладать целым рядом профессиональных и личностных качеств — быть готовым к переменам, стрессоустойчивым, ответственным и самостоятельным в принятии решений, способным к нестандартным трудовым действиям, мобильным. В этой связи одной из приоритетных задач современного дошкольного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, которая может самостоятельно, результативно и нравственно решать не только свои личные, но и общественные проблемы.
Какими профессиональными и личностными качествами, знаниями должен обладать педагог, чтобы обеспечить ребенку не только получение знаний, но и психологическое благополучие во время его пребывания в детском саду?
Педагог:
— обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком;
— уважительно относится к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
— поддерживает индивидуальность и инициативу детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— умеет оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);
— объясняет установленные правила взаимодействия в разных ситуациях (создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья);
— развивает коммуникативные способности детей, позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками;
— развивает умения детей работать в группе сверстников;
— владеет умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития) через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности,
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей,
• поддержку спонтанной игры, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства,
• оценку индивидуального развития детей;
— взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Для обеспечения ребенку психологического благополучия во время его пребывания в стенах детского сада педагог должен обладать знаниями о возрастных, психологических, эмоциональных особенностях дошкольников.
Педагог, работающий в ДОО, изначально не может быть наделен всеми профессиональными и личностными качествами, которые требует от него современная система образования. Чтобы максимально приблизиться к требованиям современного стандарта, педагога необходимо учить. Важно, чтобы педагоги понимали всю важность своего воздействия на развитие каждого ребенка, формирование детской личности, отношений со взрослыми и сверстниками.
Задача методической и управленческой службы ДОО — разрабатывать систему повышения квалификации, проводить тренинги профессионального и личностного роста, оказывать психолого-педагогическую поддержку, проводить аудит личностных качеств и профессиональных компетенций. Несомненно, большую роль в становлении педагога, играет самообразование.
Какие базисные потребности ребенка удовлетворяет педагог, развивая и обогащая свои профессиональные компетенции и личностные качества? Как влияет деятельность педагога на формирование личности ребенка, развитие отношений между детьми группы, как складываются отношения между родителями и детским садом?
Ниже представлен чек-лист — индивидуальный маршрут педагога, работающего с детьми второй младшей группы, где выделены критерии качества педагогической деятельности на основе требований ФГОС ДО и профессионального стандарта, ожидаемые результаты и средства, условия и способы работы (см. таблицу). Полагаем, что представленный маршрут поможет выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, будет особенно полезен начинающему педагогу.
Таблица
Индивидуальный маршрут педагога второй младшей группы
Педагогическая деятельность, критерии качества |
Ожидаемый результат деятельности |
Мероприятия, педагогические приемы |
1 |
2 |
3 |
Я обеспечиваю эмоциональное благополучие детей через непосредственное общение с каждым ребенком |
Удовлетворяется ведущая потребность детей в общении, уважении, признании |
Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное взаимодействие и общение |
Я уважительно отношусь к каждому ребенку, его чувствам, потребностям |
Формируется адекватная самооценка ребенка, удовлетворяется потребность в признании, уважении |
Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное взаимодействие и общение, прислушиваться к «голосу ребенка» |
Я поддерживаю индивидуальность и инициативу детей через создание условий: — для свободного выбора деятельности, ее участников; — принятия решений, выражения своих чувств и мыслей |
Дети учатся самостоятельно выбирать себе занятие по душе, принимать самостоятельные решения, адекватно выражать свои чувства, мысли, эмоции |
Создание развивающей среды соответственно возрасту и потребностям детей 3—4 лет, обладающей всеми характеристиками: полифункциональностью, вариативностью, трансформируемостью, доступностью, безопасностью |
Я умею оказывать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной) |
Устанавливаются партнерские отношения со взрослым, удовлетворяется интерес к мелким предметам, экспериментированию, конструированию, заканчивается формирование сенсорного эталона |
Организация зоны сенсорного развития, поддержка интереса к мелким предметам (игры, развивающая среда). Совместные проекты с детьми и родителями. Обеспечение двигательной активности, удовлетворение потребности ребенка в движении |
Я объясняю установленные правила взаимодействия в разных ситуациях (создают условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья |
Формируются благоприятные, дружеские отношения в детском коллективе, воспитывается толерантность у детей. Дети усваивают правила группы |
Игры на развитие социально-коммуникативной сферы, установление дружеских отношений внутри детского коллектива. Ознакомление детей с правилами группы |
Я развиваю коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками |
Дети умеют общаться друг с другом, осваивают первичные нравственные нормы |
Игры и упражнения, направленные на развитие социально-коммуникативной сферы, формирование пассивного и активного словаря, создание ситуаций для общения |
Я владею умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития): — через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; — организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; — поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; — оценку индивидуального развития детей |
Развитие и занятия согласно образовательной программе детского сада с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы. В группе создана специально подготовленная развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3—4 лет |
Создание специально подготовленной развивающей среды соответственно возрасту; развитие игровой деятельности и действий. Мониторинг индивидуального развития детей и педагогических воздействий |
Я взаимодействую с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекая их в образовательную деятельность, в том числе путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи |
Родители вовлечены в педагогический процесс, поддерживают детскую инициативу, осуществляют совместную деятельность с ребенком |
Родительские собрания, беседы, консультации, обмен опытом, совместные проекты, тренинги, родительский клуб |
Четвертый год жизни ребенка — возраст, когда ведущей потребностью становится общение, уважение, признание самостоятельности. Ему важно, чтобы считались с его поступками, мыслями, дети начинают осознавать себя личностью. Причем сверстник в этом возрасте малоинтересен, и именно взрослый является источником способов деятельности, партнером по игре и творчеству. Это возраст, когда наступает пик сенсорного развития, формирования сенсорного эталона, продолжается сензитивный период интереса к мелким предметам, формируется фонематический слух, наиболее активно развиваются и осваиваются новые движения и действия.
Литература
Дыбина О.В., Кузнецова С.В., Фомина Е.П. Индивидуальная управленческая концепция руководителя ДОУ. Тольятти, 2008.
Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик». СПб., 2014.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Метод. пособие. М., 2007.
Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. М., 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / Авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова. Волгоград, 2015.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle