• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Воспитываем культуру поведения с детства

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
41/2023
В статье раскрываются педагогические и методические основы воспитания культуры поведения у детей, характеризуются нравственные качества, необходимые для освоения и соблюдения ими норм и правил поведения. Автором приводится пример планирования работы со старшими дошкольниками и их родителями. Воспитываем культуру поведения с детства

Смилга И.М.,

воспитатель ГБОУ Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова, Москва

Культура поведения — высокая степень проявления человеческих достижений (Л.Ф. Климанова). Соблюдение правил поведения — соблюдение нравственных требований общества, усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. Она включает в себя все стороны нравственного проявления личности: культуру речи, труда (деятельности), взаимоотношений, бытовую, внешности и т.д. Таким образом, культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Поведенческая культура начала складываться во времена, когда человек, осознав свое место в природе, задумался над важнейшими вопросами выживания в условиях полнейшей зависимости от природных явлений и роли человеческого сообщества и его собственной в нем. Тогда и возникли первые правила поведения, которые с развитием общества усложнялись, регламентировались, становились определяющими в человеческих взаимодействиях.

Воспитание культуры поведения — неотъемлемая часть воспитанного, интеллигентного человека, и этой проблемой необходимо заниматься начиная уже с раннего детства. Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм с каждым годом становится все сложнее и ответственнее.

Факторы культуры поведения дошкольника

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, и в свою очередь, подкрепляет их. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности в период дошкольного детства. Этому способствуют высокая детская восприимчивость и внушаемость.

Если в дошкольном возрасте не сформировать у ребенка навыки культуры поведения, в школьном возрасте ему будет сложно осуществлять познавательную деятельность, активно вступать в общественную жизнь, общаться со взрослыми и сверстниками. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности — естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это хорошая основа для формирования навыков эффективной организации труда.

Культура общения ребенка — совокупность норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, владение формами вежливого обращения, умения вступать в контакт и поддерживать его, учитывать особенности других людей. Культура общения предполагает не только что-то делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, то есть поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства. Все это характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение — «ребенок — ребенок», «ребенок — дети» идет по собственному побуждению, так как жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия совместной деятельности: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать — словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых — направлять отношения детей так, чтобы они содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д.

Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. В частности, Л.Ф. Островская указывает, что в данном процессе воспитатель может использовать следующие методы: прослушивание произведений художественной литературы; этические беседы; коллективные игры в их многообразии; создание проблемных ситуаций; просмотр мультфильмов. Сюжетно-ролевую игру как один из наиболее эффективных методов воспитания культуры общения у старших дошкольников выделяют такие ученые, как Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова.

Культурно-гигиенические навыки — еще одна важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культура труда и поведения — качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, труду, вещам.

Нужно прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду), т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое дело до конца. По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место: аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью. Известно, что ребенок еще не может организовать свою деятельность, поэтому организаторами выступают родители в семье и воспитатели в детском саду. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, т.е. принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, а в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только, когда в сознании ребенка понятия «я», «мое» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить все необходимое для игры, труда и занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности. Если вовремя не воспитать у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснять, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются сделать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, ее ход и завершение. Знание указанных правил и умение руководствоваться ими помогают старшим дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки составляют основу для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное — воспитывающее значение детской деятельности — заключается в том, каковы ее содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли применить имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе с товарищем, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден и т.д. Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных возможностей? Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении ее содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игра, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников. В игре можно сформировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях — культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности — трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность [1]. В процессе любого вида деятельности нужно решать широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Таким образом, понятие «культура поведения» дошкольников означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется при соблюдении условий:

— единства требований и воспитательных воздействий в семье и ДОО;

— формирования знаний, умений и навыков культурного поведения постепенно и последовательно — четкости, определенности и доступности требований и правил, предъявляемых к детям старшего дошкольного возраста;

— учета индивидуальных и личностных (уровня развития, темперамента) особенностей детей старшего дошкольного возраста;

— деятельностного подхода к формированию культуры поведения, т.е. не просто получение знаний о культуре поведения, но и их апробация в практической деятельности (игре, общении и др.).

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Учитывая возможности детей старшего дошкольного возраста, взрослый должен направлять свою работу на дальнейшее закрепление, уточнение навыков культурного поведения. Под его четким руководством дети в этом возрасте могут научиться ограничивать свои желания, проявлять усилия, преодолевать затруднения, быть более самостоятельными. От воспитателя требуется еще более кропотливая, систематическая работа, чем в предыдущих группах, чтобы все эти навыки стали не только потребностью ребенка, но и чтобы они совершенствовались, и ребенок не только правильно их применял, но и делал все в более короткие сроки.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению