• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах речевого развития детей

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
03/2023
В данной статье рассматривается роль дошкольной образовательной организации и семьи для формирования, становления и развития речи ребенка, формы взаимодействия ДОО с родителями. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах речевого развития детей

Голятина Н.А.,

воспитатель МБДОУ № 38, г. Чита Забайкальского края

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О! Как же ты красива!»

Е. Щукина.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска оптимального решения по взаимодействию ДОО с семьей и создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Семья и дошкольное образование — две силы, которые определяют состояние и развитие ребенка в дошкольном периоде. Хотя ведущая роль в развитии дошкольников и остается за общественным воспитанием, роль семьи от этого не снижается, поскольку наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь в тесной взаимосвязи и взаимопонимании между детским садом и родителями воспитанников как ведущих сторонах этого сложного процесса.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольной организации в работе с семьей. Каждая ДОО не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по различным педагогическим вопросам. В этой связи она должна определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОО и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольной организации — не только воспитатель детей, но и партнер родителей.

О необходимости создания крепкого союза семьи и образовательной организации писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

«Вопрос о работе с родителями — это очень большой и важный вопрос, — говорила Н.К. Крупская. — Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе».

Речевое развитие детей в партнерстве с родителями

Одно из направлений нашей работы с родителями — вопрос речевого развития детей. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как взрослые разговаривают с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. С момента прихода его в детский сад важно убедить родителей, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой — этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную работу по звукопроизношению, развитию активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, связной речи и ее выразительности.

Мы поставили задачу — превратить родителей воспитанников нашей группы из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Способы взаимодействия с родителями

Пропаганду знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляем различными, удобными для заинтересованных сторон способами, основные из них — беседы и консультации, например: «Игры-драматизации как важнейший способ разностороннего развития речи», «Методы игрового речевого общения», «Учите стихи играючи». Мы разработали тематические рекомендации по темам: «Как проводить беседу по художественному произведению», «Как правильно читать книгу детям». Проводятся беседы о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка. Рекомендуя, как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, родители акцентируют внимание на том, что нежелательно чрезмерное форсирование речевого развития. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести не только к неправильному формированию звуков, но и к заиканию.

Эффективной формой работы считаем наглядную агитацию, через организацию стендов, «уголков для родителей», где представлены сведения:

— о формировании звукопроизношения; вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, в произнесении которых дети часто допускают ошибки;

— небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста;

— советы по словарной работе с детьми;

— игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;

— пальчиковые игры;

— списки необходимой литературы.

Выставка книг

Мы организовали выставку «Моя любимая книга». Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, уметь пересказать содержание. Просим родителей записывать рассказы детей и составлять книжки-малышки, которые также размещаются на групповой выставке. Дети могут обмениваться своими «книжками», брать их на время домой. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, интересные случаи, события, праздники, поездки. Посещая семьи детей, особое внимание мы обращаем на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего развития речи ребенка.

Игровые тренинги для родителей

Важная форма работы обучения родителей — игровые тренинги, где родители учатся разыгрывать сказки, сочинять новые эпизоды. С семьями проводятся игровые дыхательные упражнения: «Лыжники», «Чей листок улетит дальше». На одном выдохе произносятся небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки. Родители учатся правильно пользоваться элементами интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией. Оказалось, что для многих взрослых это совсем не просто.

Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики, родители включены в систематическую работу по тренировке движений пальцев малышей и с помощью педагогов обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям («Дождик», «Кольца», «Я — художник»); знакомятся с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, учатся подбору образных средств языка («Какой? Какая?», «Сравнение»); играм на описание самых разных предметов («Что из чего сделано?», «Какого цвета?», «Кто где живет?», «Кто как голос подает?»); играм: «Скажи наоборот», «Дополни и расшифруй пословицу» и др. Такие тренинги позволяют родителям грамотно продолжать логопедическую работу в семье.

Домашние задания

Практикуются и совместные для детей и родителей домашние задания, например, «Подари словечко». В выходной день родители «дарят» ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение, дети рисуют его, приносят в группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним товарищей. Задания могут быть самыми разными, например: «Запиши рассказ о фрукте, овоще», «Сочини письмо». При составлении писем ребенок рассказывает, а взрослый записывает, помогает вопросами, советами. Письмо можно послать родственнику, другу или целой группе детского сада.

В помощь родителям

Ежемесячно в группе выпускаются брошюрки для родителей «Говорим красиво»; памятки «Как отвечать на детские вопросы», «Как работать над скороговоркой»; шпаргалки «Речевые игры с детьми». Проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме, например, деловые игры: «Активизация словаря детей», «Роль дыхательных упражнений в развитии речи ребенка»; мозговой штурм «Родители — гиды на пути познания» и др.

На собраниях некоторые из родителей делятся опытом совместного с воспитателями успешного решения по устранению тех или иных трудностей в речевом развитии своего ребенка.

Очень полезны открытые занятия по развитию речи, где родители могут видеть правильную работу воспитателя по формированию речи ребенка.

Совместные развлечения

Проведение праздников, мероприятий совместно с родителями тоже благоприятно воздействует на развитие речи детей. В нашем арсенале успешное проведение «Поля чудес», «Масленицы», «Новогоднего представления». Проводятся вечера поэзии, где стихи читают не только дети, но и родители. Ребенок слышит правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

Распределение ролей

При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль или «обратная связь» за этой деятельностью. Осуществляется он ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики, можно узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей. В уголках для родителей отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению