При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Каменская О.А.,
музыкальный руководитель;
Галиева А.Н.,
старший воспитатель МДОУ ЦРР — д/с № 51 «Солнышко», г. Подольск Московской обл.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является формирование у ребенка крупной и мелкой моторики: «он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими…» [5]. Для этого необходимо заниматься физическим развитием детей с малых лет.
По мнению А.И. Бурениной, А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской, музыка — основное средство для двигательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяющее качественно, выразительно, точно и эмоционально выполнять те или иные движения [1, 3].
Л.А. Лебединская считает, что для сопровождения упражнений должны быть использованы художественные музыкальные произведения. Важно, чтобы их исполнение было грамотным. Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т.д.) [4].
По мнению Е.С. Гамбургской, интерес детей к движениям и музыке во многом зависит от того, насколько выразителен и художественен представленный музыкальный материал, насколько его содержание интересно и понятно [2]. Таким образом, необходимо использовать музыку на физкультурных занятиях и налаживать тесное взаимодействие инструктора по физкультуре и музыкального руководителя в работе с младшими дошкольниками.
Мы разработали проект по интеграции двигательной и музыкальной деятельности в работе с младшими дошкольниками в образовательном процессе ДОО.
Содержание проекта
Сентябрь
Формы работы:
— занятия, прогулка;
— утренняя гимнастика.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Найди свое место» (русская народная мелодия «Полянка»);
— ходьба, бег, прыжки («Марш» Е.Н. Тиличеевой, «Бег и прыжки» Т. Ломовой).
Октябрь
Формы работы:
— занятия;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— развлечение.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Нитка-иголка» (русская народная мелодия «Ах, ты, береза»);
— ходьба, бег, прыжки («Марш» Э. Парлова, «Полька» М.И. Глинки, «Зайчики» Т. Ломовой);
— рисование «Ниточка».
Ноябрь
Формы работы:
— занятия;
— прогулка;
— утренняя гимнастика.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Ноги и ножки» (песня «Ноги и ножки», муз. В. Агафонникова, сл. народные);
— ходьба, бег, прыжки («Лошадка» Е.Н. Тиличеевой, «Марш» Э. Парлова).
Декабрь
Формы работы:
— занятия;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— праздник.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Вот бегут, бегут по кругу» (песня «Вот бегут, бегут по кругу» Е. Железновой);
— ходьба, бег, прыжки (песня «Маршируем дружно», муз. М. Раухвергера, сл. О. Коробко, хорватская народная мелодия «Плясовая», «Снежинки» Т. Ломовой).
Январь
Формы работы:
— занятия;
— прогулка;
— утренняя гимнастика.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Озорная погремушка» (русская народная мелодия «Как у наших у ворот»);
— ходьба, бег, прыжки («Ходим-бегаем» Е.Н. Тиличеевой, «Зайчики» К. Черни);
— аппликация «Погремушка».
Февраль
Формы работы:
— занятие;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— развлечение.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Поезд» (марш «Тренаж» Т.И. Суворовой);
— ходьба, бег, прыжки («Ножками затопали» муз. М. Раухвергера, литовская народная мелодия «Кто хочет побегать?», обр. Л. Вишкаревой);
— аппликация «Поезд».
Март
Формы работы:
— занятие;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— праздник.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Солнышко и дождик» (русская народная песня «Два веселых гуся», обр. Н. Метлова, сл. М. Клоковой);
— ходьба, бег, прыжки («Марш и бег» Е.Н. Тиличеевой, «Мячики» М. Сатулиной);
— рисование «Солнышко», «Дождик».
Апрель
Формы работы:
— занятие;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— развлечение.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Зайчики и лисичка» (песня «Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровского, сл. В. Антоновой);
— ходьба, бег, прыжки («Марш» Ю. Соколовского, «Полька» Г. Штальбаума, «Лошадка», М. Симановского);
— лепка «Морковка для зайчика».
Май
Формы работы:
— занятие;
— прогулка;
— утренняя гимнастика.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Воробушки и автомобиль» (муз. М. Раухвергера);
— ходьба, бег, прыжки («Марширующие поросята» П. Берлина).
Июнь
Формы работы:
— занятие;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— развлечение.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Птички и кот» (муз. М.Ю. Картушиной);
— ходьба, бег, прыжки («Марш» Е.Н. Тиличеевой, «Бег и прыжки» Т. Ломовой).
Июль
Формы работы:
— занятие;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— развлечение.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Курочка и цыплята» (муз. М.Ю. Картушиной);
— ходьба, бег, прыжки («Марш» Э. Парлова, «Полька» М.И. Глинки, «Зайчики» Т. Ломовой).
Август
Формы работы:
— занятие;
— прогулка;
— утренняя гимнастика;
— развлечение.
Средства работы:
— музыкально-подвижная игра «Самолеты» («Полька-шарманка» Д. Шостоковича);
— ходьба, бег, прыжки («Лошадка» Е.Н. Тиличеевой, «Марш» Э. Парлова).
Ниже представлены музыкально-подвижные игры, которые использовались инструктором по физкультуре совместно с музыкальным руководителем в рамках проектной деятельности на занятиях и в ходе различных мероприятий с целью развития у младших дошкольников двигательных качеств и умений.
• «Найди свое место»
(русская народная мелодия «Полянка»)
Цель: развитие умений двигаться под музыку врассыпную, останавливаться, когда смолкает музыка, строиться в колонну.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
* * *
Дети стоят в шеренге (колонне). Звучит музыка. Играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. Когда музыка смолкает, дети должны быстро занять свои места в шеренге (колонне).
• «Нитка-иголка»
(русская народная мелодия «Ах, ты, береза»)
Цель: развитие умений двигаться под музыку за педагогом, останавливаться, когда смолкает музыка.
Оборудование: то же.
* * *
Участники строятся в шеренгу, берутся за руки и поворачиваются, образуя колонну. Педагог-водящий встает впереди: он — «иголка», дети — «нитка». Звучит музыка, «иголка» идет, и «нитка» тянется. Педагог ведет детей по залу, «змейкой», по кругу и т.д.
• «Ноги и ножки»
(песня «Ноги и ножки», муз. В. Агафонникова, сл. народные)
Цель: формирование умения выполнять движения в соответствии с музыкой.
Оборудование: то же.
* * *
Педагог
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
Дети шагают.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!
Бегают.
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!
• «Вот бегут, бегут по кругу»
(песня «Вот бегут, бегут по кругу» Е. Железновой)
Цель: формирование умений бегать друг за другом, останавливаться со сменой характера музыки, прыгать, взявшись за руки в паре.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
* * *
Звучит музыка.
Педагог
Вот бегут, бегут по кругу
Все ребята-малыши.
Дети бегут друг за другом.
Выбирай скорее друга,
С ним попрыгай, попляши.
Со сменой характера музыки находят себе пару и, взявшись за руки, прыгают.
Затем движения повторяются.
• «Солнышко и дождик»
(русская народная песня «Два веселых гуся», обр. Н. Метлова, сл. М. Клоковой)
Цель: формирование умения менять движения в соответствии с характером музыки.
Оборудование: колокольчик, зонт, музыкальное сопровождение.
* * *
Дети бегают, прыгают по залу в свободном направлении под музыку. Когда она смолкает, звучит колокольчик. Педагог открывает зонтик, дети бегут и встают под него (прячутся). Снова звучит музыка, дети бегают по залу врассыпную.
Игра повторяется 2—3 раза.
• «Озорная погремушка»
(русская народная песня «Как у наших у ворот»)
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, умения бегать вокруг обруча друг за другом.
Оборудование: обручи, погремушки (по количеству детей), музыкальное оформление.
* * *
В обруче лежат погремушки (по количеству детей). Звучит музыка. Дети бегают вокруг обруча. Когда музыка смолкает, быстро берут погремушки в руки.
• «Поезд»
(марш «Тренаж» Т.И. Суворовой)
Цель: развитие умений ходить друг за другом, бегать врассыпную и перестраиваться снова друг за другом, выполнять движения в соответствии с характером музыки.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
* * *
Звучит спокойная музыка. Дети становятся в круг, сгибают руки, двигаются по кругу, высоко поднимая колени.
Музыка меняется на отрывистую. Дети прыгают врассыпную, превращаясь в зайчиков. Затем музыка меняется на плавную. Дети бегают на носочках врассыпную и машут руками, как будто крыльями, превращаясь в бабочек, птичек и т.д.
Музыка меняется на спокойную. Дети быстро встают друг за другом («поезд») и ходят по залу.
• «Зайчики и лисичка»
(песня «Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровского, сл. В. Антоновой)
Цели: формирование умений выполнять движения в соответствии с характером музыки, развитие быстроты реакции.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
* * *
Педагог поет, дети выполняют движения в соответствии с текстом.
По лесной лужайке
Дети бегают.
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки!
Сели зайчики в кружок,
Садятся на корточки и «роют лапкой землю».
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки!
Вдруг бежит лисичка,
«Лисичка» (ребенок) бегает между зайчиками.
Рыжая сестричка.
Дети сидят на корточках и не двигаются.
Ищет — где же зайки,
Зайки-побегайки!
«Зайки» убегают, «лиса» их догоняет.
• «Воробушки и автомобиль»
(муз. М. Раухвергера)
Цель: формирование умений быстро реагировать на смену характера музыки, бегать.
Оборудование: обруч, музыкальное сопровождение.
* * *
Дети — «воробушки». Педагог — «автомобиль», в руках у него обруч. Звучит веселая, легкая музыка, дети бегают, «летают», как птички. Музыка смолкает, играющие садятся на корточки.
Звучит музыка, выходит педагог, он топает, произносит: «би-би». Дети убегают и садятся на стулья.
• «Птички и кот»
(песня «Кот и птички», муз. Н. Зарецкой, сл. М. Гоголевой)
Цель: формирование умения выполнять движения в соответствии с характером музыки.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
* * *
Звучит музыка.
Педагог
Птички в гнездышках живут,
Птички песенку поют:
— Чик-чирик! Чик-чирик!
Чик-чирик! Чик-чирик!
Дети сидят на местах («на веточках») и качают головой вправо-влево.
Стали крылья расправлять.
— Чик-чирик! Чик-чирик!
Чик-чирик! Чик-чирик!
Бегут врассыпную.
Надо птичкам помолчать,
Котик вышел погулять.
Приседают и грозят пальцем. «Котик» (ребенок) ходит около них.
Надо птичкам не зевать,
А от Васьки убегать!
Дети убегают на свои места.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle