• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре в работе с младшими дошкольниками

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
08/2022
Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре в работе с младшими дошкольниками

Каменская О.А.,

музыкальный руководитель;

Галиева А.Н.,

старший воспитатель МДОУ ЦРР — д/с № 51 «Солнышко», г. Подольск Московской обл.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является формирование у ребенка крупной и мелкой моторики: «он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими…» [5]. Для этого необходимо заниматься физическим развитием детей с малых лет.

По мнению А.И. Бурениной, А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской, музыка — основное средство для двигательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяющее качественно, выразительно, точно и эмоционально выполнять те или иные движения [1, 3].

Л.А. Лебединская считает, что для сопровождения упражнений должны быть использованы художественные музыкальные произведения. Важно, чтобы их исполнение было грамотным. Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т.д.) [4].

По мнению Е.С. Гамбургской, интерес детей к движениям и музыке во многом зависит от того, насколько выразителен и художественен представленный музыкальный материал, насколько его содержание интересно и понятно [2]. Таким образом, необходимо использовать музыку на физкультурных занятиях и налаживать тесное взаимодействие инструктора по физкультуре и музыкального руководителя в работе с младшими дошкольниками.

Мы разработали проект по интеграции двигательной и музыкальной деятельности в работе с младшими дошкольниками в образовательном процессе ДОО.

Содержание проекта

Сентябрь

Формы работы:

— занятия, прогулка;

— утренняя гимнастика.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Найди свое место» (русская народная мелодия «Полянка»);

— ходьба, бег, прыжки («Марш» Е.Н. Тиличеевой, «Бег и прыжки» Т. Ломовой).

Октябрь

Формы работы:

— занятия;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— развлечение.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Нитка-иголка» (русская народная мелодия «Ах, ты, береза»);

— ходьба, бег, прыжки («Марш» Э. Парлова, «Полька» М.И. Глинки, «Зайчики» Т. Ломовой);

— рисование «Ниточка».

Ноябрь

Формы работы:

— занятия;

— прогулка;

— утренняя гимнастика.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Ноги и ножки» (песня «Ноги и ножки», муз. В. Агафонникова, сл. народные);

— ходьба, бег, прыжки («Лошадка» Е.Н. Тиличеевой, «Марш» Э. Парлова).

Декабрь

Формы работы:

— занятия;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— праздник.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Вот бегут, бегут по кругу» (песня «Вот бегут, бегут по кругу» Е. Железновой);

— ходьба, бег, прыжки (песня «Маршируем дружно», муз. М. Раухвергера, сл. О. Коробко, хорватская народная мелодия «Плясовая», «Снежинки» Т. Ломовой).

Январь

Формы работы:

— занятия;

— прогулка;

— утренняя гимнастика.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Озорная погремушка» (русская народная мелодия «Как у наших у ворот»);

— ходьба, бег, прыжки («Ходим-бегаем» Е.Н. Тиличеевой, «Зайчики» К. Черни);

— аппликация «Погремушка».

Февраль

Формы работы:

— занятие;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— развлечение.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Поезд» (марш «Тренаж» Т.И. Суворовой);

— ходьба, бег, прыжки («Ножками затопали» муз. М. Раухвергера, литовская народная мелодия «Кто хочет побегать?», обр. Л. Вишкаревой);

— аппликация «Поезд».

Март

Формы работы:

— занятие;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— праздник.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Солнышко и дождик» (русская народная песня «Два веселых гуся», обр. Н. Метлова, сл. М. Клоковой);

— ходьба, бег, прыжки («Марш и бег» Е.Н. Тиличеевой, «Мячики» М. Сатулиной);

— рисование «Солнышко», «Дождик».

Апрель

Формы работы:

— занятие;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— развлечение.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Зайчики и лисичка» (песня «Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровского, сл. В. Антоновой);

— ходьба, бег, прыжки («Марш» Ю. Соколовского, «Полька» Г. Штальбаума, «Лошадка», М. Симановского);

— лепка «Морковка для зайчика».

Май

Формы работы:

— занятие;

— прогулка;

— утренняя гимнастика.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Воробушки и автомобиль» (муз. М. Раухвергера);

— ходьба, бег, прыжки («Марширующие поросята» П. Берлина).

Июнь

Формы работы:

— занятие;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— развлечение.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Птички и кот» (муз. М.Ю. Картушиной);

— ходьба, бег, прыжки («Марш» Е.Н. Тиличеевой, «Бег и прыжки» Т. Ломовой).

Июль

Формы работы:

— занятие;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— развлечение.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Курочка и цыплята» (муз. М.Ю. Картушиной);

— ходьба, бег, прыжки («Марш» Э. Парлова, «Полька» М.И. Глинки, «Зайчики» Т. Ломовой).

Август

Формы работы:

— занятие;

— прогулка;

— утренняя гимнастика;

— развлечение.

Средства работы:

— музыкально-подвижная игра «Самолеты» («Полька-шарманка» Д. Шостоковича);

— ходьба, бег, прыжки («Лошадка» Е.Н. Тиличеевой, «Марш» Э. Парлова).

Ниже представлены музыкально-подвижные игры, которые использовались инструктором по физкультуре совместно с музыкальным руководителем в рамках проектной деятельности на занятиях и в ходе различных мероприятий с целью развития у младших дошкольников двигательных качеств и умений.

• «Найди свое место»

(русская народная мелодия «Полянка»)

Цель: развитие умений двигаться под музыку врассыпную, останавливаться, когда смолкает музыка, строиться в колонну.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

* * *

Дети стоят в шеренге (колонне). Звучит музыка. Играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. Когда музыка смолкает, дети должны быстро занять свои места в шеренге (колонне).

• «Нитка-иголка»

(русская народная мелодия «Ах, ты, береза»)

Цель: развитие умений двигаться под музыку за педагогом, останавливаться, когда смолкает музыка.

Оборудование: то же.

* * *

Участники строятся в шеренгу, берутся за руки и поворачиваются, образуя колонну. Педагог-водящий встает впереди: он — «иголка», дети — «нитка». Звучит музыка, «иголка» идет, и «нитка» тянется. Педагог ведет детей по залу, «змейкой», по кругу и т.д.

• «Ноги и ножки»

(песня «Ноги и ножки», муз. В. Агафонникова, сл. народные)

Цель: формирование умения выполнять движения в соответствии с музыкой.

Оборудование: то же.

* * *

Педагог

Большие ноги

Шли по дороге:

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Дети шагают.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

Бегают.

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

• «Вот бегут, бегут по кругу»

(песня «Вот бегут, бегут по кругу» Е. Железновой)

Цель: формирование умений бегать друг за другом, останавливаться со сменой характера музыки, прыгать, взявшись за руки в паре.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

* * *

Звучит музыка.

Педагог

Вот бегут, бегут по кругу

Все ребята-малыши.

Дети бегут друг за другом.

Выбирай скорее друга,

С ним попрыгай, попляши.

Со сменой характера музыки находят себе пару и, взявшись за руки, прыгают.

Затем движения повторяются.

• «Солнышко и дождик»

(русская народная песня «Два веселых гуся», обр. Н. Метлова, сл. М. Клоковой)

Цель: формирование умения менять движения в соответствии с характером музыки.

Оборудование: колокольчик, зонт, музыкальное сопровождение.

* * *

Дети бегают, прыгают по залу в свободном направлении под музыку. Когда она смолкает, звучит колокольчик. Педагог открывает зонтик, дети бегут и встают под него (прячутся). Снова звучит музыка, дети бегают по залу врассыпную.

Игра повторяется 2—3 раза.

• «Озорная погремушка»

(русская народная песня «Как у наших у ворот»)

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, умения бегать вокруг обруча друг за другом.

Оборудование: обручи, погремушки (по количеству детей), музыкальное оформление.

* * *

В обруче лежат погремушки (по количеству детей). Звучит музыка. Дети бегают вокруг обруча. Когда музыка смолкает, быстро берут погремушки в руки.

• «Поезд»

(марш «Тренаж» Т.И. Суворовой)

Цель: развитие умений ходить друг за другом, бегать врассыпную и перестраиваться снова друг за другом, выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

* * *

Звучит спокойная музыка. Дети становятся в круг, сгибают руки, двигаются по кругу, высоко поднимая колени.

Музыка меняется на отрывистую. Дети прыгают врассыпную, превращаясь в зайчиков. Затем музыка меняется на плавную. Дети бегают на носочках врассыпную и машут руками, как будто крыльями, превращаясь в бабочек, птичек и т.д.

Музыка меняется на спокойную. Дети быстро встают друг за другом («поезд») и ходят по залу.

• «Зайчики и лисичка»

(песня «Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровского, сл. В. Антоновой)

Цели: формирование умений выполнять движения в соответствии с характером музыки, развитие быстроты реакции.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

* * *

Педагог поет, дети выполняют движения в соответствии с текстом.

По лесной лужайке

Дети бегают.

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

Сели зайчики в кружок,

Садятся на корточки и «роют лапкой землю».

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

Вдруг бежит лисичка,

«Лисичка» (ребенок) бегает между зайчиками.

Рыжая сестричка.

Дети сидят на корточках и не двигаются.

Ищет — где же зайки,

Зайки-побегайки!

«Зайки» убегают, «лиса» их догоняет.

• «Воробушки и автомобиль»

(муз. М. Раухвергера)

Цель: формирование умений быстро реагировать на смену характера музыки, бегать.

Оборудование: обруч, музыкальное сопровождение.

* * *

Дети — «воробушки». Педагог — «автомобиль», в руках у него обруч. Звучит веселая, легкая музыка, дети бегают, «летают», как птички. Музыка смолкает, играющие садятся на корточки.

Звучит музыка, выходит педагог, он топает, произносит: «би-би». Дети убегают и садятся на стулья.

• «Птички и кот»

(песня «Кот и птички», муз. Н. Зарецкой, сл. М. Гоголевой)

Цель: формирование умения выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

* * *

Звучит музыка.

Педагог

Птички в гнездышках живут,

Птички песенку поют:

— Чик-чирик! Чик-чирик!

Чик-чирик! Чик-чирик!

Дети сидят на местах («на веточках») и качают головой вправо-влево.

Стали крылья расправлять.

— Чик-чирик! Чик-чирик!

Чик-чирик! Чик-чирик!

Бегут врассыпную.

Надо птичкам помолчать,

Котик вышел погулять.

Приседают и грозят пальцем. «Котик» (ребенок) ходит около них.

Надо птичкам не зевать,

А от Васьки убегать!

Дети убегают на свои места.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению