• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя по организации музыкально-дидактических игр с дошкольниками

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
09/2022
Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя по организации музыкально-дидактических игр с дошкольниками

Соколова И.В.,

музыкальный руководитель ГБОУ «Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова», Москва

Аннотация. В статье представлен педагогический опыт музыкального развития детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр. Приводятся примеры игр, которые может организовать педагог в группе. Подчеркивается важность профессиональной подготовки воспитателя к проведению музыкально-дидактических игр с дошкольниками и дается тематика мероприятий с воспитателями по повышению их музыкальной и методической грамотности.

Ключевые слова. Музыкально-дидактические игры, дети дошкольного возраста, музыкальное развитие, компетентность.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребенка.

Наблюдение за игрой детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

— помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

— развивает познавательные способности;

— воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Музыкально-дидактические игры служат одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника, способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих возможностей.

Навыки восприятия музыки и выразительного движения усваиваются в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений.

Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствуют выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе музыкально-дидактических игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности. Все музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, сдержанности, оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса. Они объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм.

Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх весьма своеобразен.

Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и сенсорным заданиям и всегда требуют слуховой сосредоточенности. Характерным для каждой является наличие в ней обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основной элемент дидактической игры — обучающая задача. Все остальные элементы подчинены ейи обслуживают ее.

Назначение дидактических игр — ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов. Музыкально-дидактические игры в детском саду выступают средством активизации музыкального развития каждого ребенка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.

Все сказанное выше способствовало созданию картотеки дидактических игр для музыкальных занятий.

«Определи по ритму»

Цель: развитие чувства ритма, закрепление долгих и коротких звуков.

Количество играющих: 2—4 чел., возраст 5—7 лет.

Материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая, картинки, иллюстрирующие содержание песни, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, ксилофон, тарелки, и т.д), на каждого ребенка предположительно от 1 до 4 карточек и по 4 картинки, изображение которых соответствует детским песням.

* * *

Дети садятся за стол, перед собой кладут карточки (от 1 до 4 шт.).

По центру стола лежат картинки-ответы. Педагог или ведущий ребенок исполняет на музыкальном инструменте (металлофоне, ксилофоне, ложках) ритмический рисунок знакомой песни. Дети по ритму определяют песню, выбирают нужную им картинку и ею закрывают пустую половину карточки. Если ребенок правильно и быстро справился с заданием, можно предложить ему сыграть ритмический рисунок этой песни на любом музыкальном инструменте. Игра очень популярна у детей дошкольного возраста, часто используется в свободной деятельности.

«Громкая и тихая музыка»

(на различение динамических оттенков в музыке)

Цели:

— закрепление умения в различении динамических оттенков в музыке;

— пополнение словарного запаса с использованием слов, правильно обозначающих музыкальные оттенки: тихо (р), громко (f), не очень громко (mf);

— развитие музыкальной памяти по динамическому восприятию.

Материал: игровое поле (однотонное), карточки одного цвета, но с тонами разной насыщенности.

* * *

Детям, сидящим за столами, раздают «игровое поле» и карточки одного цвета (с тонами разной насыщенности). Перед началом игры педагог объясняет правила игры:

— голубой цвет соответствует «тихой музыке» (p) — пиано;

— темно-синий цвет — «громкой музыке» (f) — фортэ;

— синий цвет — «не очень громкой музыке» (mf) — меццо фортэ.

Далее педагог исполняет музыкальное произведение с чередованием динамических оттенков, а дети внимательно слушают и выкладывают на «игровом поле» цветовые карточки. После игры можно выучить с детьми стихотворение:

По-разному музыка может звучать,

Оттенки ее научись различать!

Громко и тихо я буду играть,

Слушайте внимательно, чтоб отгадать!

«Громко — тихо запоем»

Цель: развитие диатонического слуха, музыкальности.

Материал: игрушка.

* * *

Дети по считалке выбирают ведущего ребенка. Он выходит из групповой комнаты. Дети между собой договариваются, куда спрятать игрушку. Ведущий ребенок, войдя в группу, должен найти эту игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от игрушки. Если ведущий успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

«Музыкальное лото»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Материал: карточки (формат А5) (по числу играющих), на каждой нарисованы пять линеек («нотный стан»), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (металлофон, триола, пианино).

Важно, чтобы музыкальный руководитель поддерживал тесную связь с воспитателями групп и давал методические рекомендации по организации музыкальных игр с детьми. В рамках этого взаимодействия могут быть проведены консультации с педагогами, позволяющие повысить их компетентность в области музыкального развития дошкольников.

Темы можно предложить следующие: «Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Музыка вне занятий», «Как познакомить детей с музыкальным театром», «Как организовать музыкальный досуг детей в детском саду и семье».

Помимо методических знаний педагогов в области музыкального просвещения дошкольников важно и овладение ими практическими навыками. Для этого полезны практические занятия с воспитателями следующего плана:

— обучение пению и движению, игре на детских музыкальных инструментах;

— постановка голоса, жестов, дикции;

— обучение правильному поведению ведущего на детском празднике.

Можно организовать с педагогами конкурс на лучшую музыкальную дидактическую и подвижную игру, смотр музыкальных уголков в группах, анализ игр, проведение открытых мероприятий по организации игр и самостоятельной деятельности детей.

Все это позволяет воспитателю интереснее проводить самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению