При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Соколова И.В.,
музыкальный руководитель ГБОУ «Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова», Москва
Аннотация. В статье представлен педагогический опыт музыкального развития детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр. Приводятся примеры игр, которые может организовать педагог в группе. Подчеркивается важность профессиональной подготовки воспитателя к проведению музыкально-дидактических игр с дошкольниками и дается тематика мероприятий с воспитателями по повышению их музыкальной и методической грамотности.
Ключевые слова. Музыкально-дидактические игры, дети дошкольного возраста, музыкальное развитие, компетентность.
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребенка.
Наблюдение за игрой детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
— помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
— развивает познавательные способности;
— воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
Музыкально-дидактические игры служат одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника, способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих возможностей.
Навыки восприятия музыки и выразительного движения усваиваются в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений.
Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствуют выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе музыкально-дидактических игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности. Все музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, сдержанности, оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса. Они объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм.
Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх весьма своеобразен.
Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и сенсорным заданиям и всегда требуют слуховой сосредоточенности. Характерным для каждой является наличие в ней обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основной элемент дидактической игры — обучающая задача. Все остальные элементы подчинены ейи обслуживают ее.
Назначение дидактических игр — ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов. Музыкально-дидактические игры в детском саду выступают средством активизации музыкального развития каждого ребенка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.
Все сказанное выше способствовало созданию картотеки дидактических игр для музыкальных занятий.
«Определи по ритму»
Цель: развитие чувства ритма, закрепление долгих и коротких звуков.
Количество играющих: 2—4 чел., возраст 5—7 лет.
Материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая, картинки, иллюстрирующие содержание песни, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, ксилофон, тарелки, и т.д), на каждого ребенка предположительно от 1 до 4 карточек и по 4 картинки, изображение которых соответствует детским песням.
* * *
Дети садятся за стол, перед собой кладут карточки (от 1 до 4 шт.).
По центру стола лежат картинки-ответы. Педагог или ведущий ребенок исполняет на музыкальном инструменте (металлофоне, ксилофоне, ложках) ритмический рисунок знакомой песни. Дети по ритму определяют песню, выбирают нужную им картинку и ею закрывают пустую половину карточки. Если ребенок правильно и быстро справился с заданием, можно предложить ему сыграть ритмический рисунок этой песни на любом музыкальном инструменте. Игра очень популярна у детей дошкольного возраста, часто используется в свободной деятельности.
«Громкая и тихая музыка»
(на различение динамических оттенков в музыке)
Цели:
— закрепление умения в различении динамических оттенков в музыке;
— пополнение словарного запаса с использованием слов, правильно обозначающих музыкальные оттенки: тихо (р), громко (f), не очень громко (mf);
— развитие музыкальной памяти по динамическому восприятию.
Материал: игровое поле (однотонное), карточки одного цвета, но с тонами разной насыщенности.
* * *
Детям, сидящим за столами, раздают «игровое поле» и карточки одного цвета (с тонами разной насыщенности). Перед началом игры педагог объясняет правила игры:
— голубой цвет соответствует «тихой музыке» (p) — пиано;
— темно-синий цвет — «громкой музыке» (f) — фортэ;
— синий цвет — «не очень громкой музыке» (mf) — меццо фортэ.
Далее педагог исполняет музыкальное произведение с чередованием динамических оттенков, а дети внимательно слушают и выкладывают на «игровом поле» цветовые карточки. После игры можно выучить с детьми стихотворение:
По-разному музыка может звучать,
Оттенки ее научись различать!
Громко и тихо я буду играть,
Слушайте внимательно, чтоб отгадать!
«Громко — тихо запоем»
Цель: развитие диатонического слуха, музыкальности.
Материал: игрушка.
* * *
Дети по считалке выбирают ведущего ребенка. Он выходит из групповой комнаты. Дети между собой договариваются, куда спрятать игрушку. Ведущий ребенок, войдя в группу, должен найти эту игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от игрушки. Если ведущий успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
«Музыкальное лото»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Материал: карточки (формат А5) (по числу играющих), на каждой нарисованы пять линеек («нотный стан»), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (металлофон, триола, пианино).
Важно, чтобы музыкальный руководитель поддерживал тесную связь с воспитателями групп и давал методические рекомендации по организации музыкальных игр с детьми. В рамках этого взаимодействия могут быть проведены консультации с педагогами, позволяющие повысить их компетентность в области музыкального развития дошкольников.
Темы можно предложить следующие: «Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Музыка вне занятий», «Как познакомить детей с музыкальным театром», «Как организовать музыкальный досуг детей в детском саду и семье».
Помимо методических знаний педагогов в области музыкального просвещения дошкольников важно и овладение ими практическими навыками. Для этого полезны практические занятия с воспитателями следующего плана:
— обучение пению и движению, игре на детских музыкальных инструментах;
— постановка голоса, жестов, дикции;
— обучение правильному поведению ведущего на детском празднике.
Можно организовать с педагогами конкурс на лучшую музыкальную дидактическую и подвижную игру, смотр музыкальных уголков в группах, анализ игр, проведение открытых мероприятий по организации игр и самостоятельной деятельности детей.
Все это позволяет воспитателю интереснее проводить самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle