При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Федосова Н.А.,
старший воспитатель МКДОУ «Станционно-Ояшинский детский сад», раб. пос. Станционно-Ояшинский Новосибирской обл.
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой — начинает овладевать причинно-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В дошкольный период «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования нового материала. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяет ребенку перейти от внешнего («действенного») экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных (представляемых) связях и отношениях вещей.
Познавательно-исследовательская деятельность имеет свою структуру.
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораториях», условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
— развивать мыслительные процессы и операции;
— осваивать методы познания;
— развивать причинно-следственные связи и отношения.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования. В процессе исследований ребенок отвечает на вопросы: «Как я делаю? Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?»
Для работы с детьми в МКДОУ «Станционно-Ояшинский детский сад» была разработана программа «Я — исследователь», направленная на решение следующих проблем:
— низкая степень развития у дошкольников способности самостоятельно мыслить, находить новейшие сведения, добывать необходимую информацию;
— привыкание дошкольников работать в стандартных условиях и ситуациях;
— ограниченные возможности для реализации и удовлетворения познавательных потребностей.
Отличительная особенность данной программы — интегрированный характер большинства занятий, в которых исследовательские задачи совмещаются с другими видами детской деятельности.
Главный акцент в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками установленных задач, подбору приемов и средств, проверке правильности способов решения.
Цель программы: развитие у старших дошкольников познавательно-исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения использовать полученные навыки в жизни, желания к самостоятельному познанию и рассуждению.
Программа способствует решению следующих задач:
— увеличивать и классифицировать обычные естественно-научные и экологические понятия детей;
— развивать навыки проведения элементарных опытов и экспериментов, умения делать выводы и умозаключения на основе собранных результатов;
— стремление к поисково-познавательной работе;
— овладевать приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
— совершенствовать мыслительную динамичность, умение наблюдать, исследовать, делать выводы;
— воспитывать устойчивое внимание к изучению окружающего мира;
— прививать желание экспериментировать, проводить исследования.
Представленная программа позволяет индивидуально напрямую взаимодействовать педагогу с ребенком: совместно, совершенно сходно (на равных), как соучастники, выстраивать особую атмосферу, которая обязательно позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Ожидаемые результаты реализации программы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста:
—дошкольники умеют пользоваться разными источниками, позволяющими получать необходимую информацию о природных объектах и явлениях (кино, экскурсии, презентации, видеоролики, мультфильмы и др.);
— проявляют любопытство, заинтересованность к исследовательской деятельности, познавательную активность;
— эмоционально относятся к природным объектам и явлениям, высказывают свое отношение к конкретному поступку сверстника по отношению к ним;
— умеют делиться с педагогом и другими воспитанниками разными впечатлениями, опираясь на источник полученной информации (телепередача, рассказ воспитателя или близких родственников);
— демонстрируют умение поддерживать разговор, не бояться высказывать свою точку зрения;
— умеют выполнять работу коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;
— соблюдают простые общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице, в природном окружении;
— определяют постоянство разнообразных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), устанавливают, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
— запоминают при выполнении каких-либо действий простейшее условие;
— самостоятельно выполняют действия в течение 15—25 мин. Чувствуют ответственность за выполнение трудовых поручений и просьб.
Новизной данной программы считается интегральное использование элементов ранее известных и современных методик детского исследования.
Программа основывается на следующих принципах:
— научности (соответствие содержания уровню знаний в данном направлении);
— доступности (соответствие содержания, объема изучаемого и методов его изучения уровню развития детей и их возможностям);
— сознательности и активности (позитивное отношение детей к обучению, проявление активности при выполнении заданий);
— наглядности (зависимость эффективности обучения от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека: моторные, тактильные, слуховые, вкусовые);
— систематичности и последовательности (преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе; логическое построение как содержания, так и процесса обучения);
— воспитывающего обучения (воспитание через содержание учебного материала, свое отношение к сообщаемым знаниям, применение методов организации познавательной деятельности, свои личностные качества);
— соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подборе и изложении материала).
Вся программа направлена на получение дошкольниками дополнительных знаний и достижение определенных умений и навыков при использовании разнообразных методов и приемов.
Традиционные методы
1. Наглядные. Наблюдения, картинки.
2. Словесные. Разъяснение познавательных вопросов, беседы.
3. Практические. Опыты, эксперименты, дидактические игры и т.д.
Инновационные методы
1. Игрового проблемного обучения. Он заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
2. Моделирования и конструирования. В условиях детского сада воспроизводятся только простейшие опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
— в характере решаемых задач: они неведомы только детям;
— в протекании данных опытов не происходит научных открытий, а возникают элементарные понятия и умозаключения;
— исследования и опыты, безусловно, должны быть безопасны;
— использование обычного бытового, игрового и также нестандартного оборудования.
Занятия ведутся в групповой комнате. Весь процесс обучения на занятиях основывается нестандартным способом, чтобы существующая положительная мотивация сохранялась и развивалась у детей далее.
С учетом возрастных особенностей детей ведущее место в выборе форм обучения отводится практической и экспериментальной деятельности, игре, которые являются основным способом решения целого ряда воспитательных, развивающих и учебных задач.
Обучение проводится исследовательским методом, когда знания не даются детям в готовой форме, а получают они их путем самостоятельного рассмотрения, сопоставления существенных свойств. В ходе занятий обширно используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и упражнения.
Срок реализации программы — 1 год. При ее реализации ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничного развития личности ребенка и побуждают родителей проявлять желание заниматься с детьми дома; ежеквартально-тематические выставки в ДОО.
Формами подведения результатов согласно осуществлению программы являются праздники, открытые занятия, выставки детских работ, презентация креативных проектов.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle