• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

«Я — исследователь»

Сводная информация
Статья из журнала:
Номер журнала:
11/2022
«Я — исследователь»

Федосова Н.А.,

старший воспитатель МКДОУ «Станционно-Ояшинский детский сад», раб. пос. Станционно-Ояшинский Новосибирской обл.

Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой — начинает овладевать причинно-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

В дошкольный период «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования нового материала. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяет ребенку перейти от внешнего («действенного») экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных (представляемых) связях и отношениях вещей.

Познавательно-исследовательская деятельность имеет свою структуру.

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораториях», условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

— развивать мыслительные процессы и операции;

— осваивать методы познания;

— развивать причинно-следственные связи и отношения.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования. В процессе исследований ребенок отвечает на вопросы: «Как я делаю? Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?»

Для работы с детьми в МКДОУ «Станционно-Ояшинский детский сад» была разработана программа «Я — исследователь», направленная на решение следующих проблем:

— низкая степень развития у дошкольников способности самостоятельно мыслить, находить новейшие сведения, добывать необходимую информацию;

— привыкание дошкольников работать в стандартных условиях и ситуациях;

— ограниченные возможности для реализации и удовлетворения познавательных потребностей.

Отличительная особенность данной программы — интегрированный характер большинства занятий, в которых исследовательские задачи совмещаются с другими видами детской деятельности.

Главный акцент в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками установленных задач, подбору приемов и средств, проверке правильности способов решения.

Цель программы: развитие у старших дошкольников познавательно-исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения использовать полученные навыки в жизни, желания к самостоятельному познанию и рассуждению.

Программа способствует решению следующих задач:

— увеличивать и классифицировать обычные естественно-научные и экологические понятия детей;

— развивать навыки проведения элементарных опытов и экспериментов, умения делать выводы и умозаключения на основе собранных результатов;

— стремление к поисково-познавательной работе;

— овладевать приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

— совершенствовать мыслительную динамичность, умение наблюдать, исследовать, делать выводы;

— воспитывать устойчивое внимание к изучению окружающего мира;

— прививать желание экспериментировать, проводить исследования.

Представленная программа позволяет индивидуально напрямую взаимодействовать педагогу с ребенком: совместно, совершенно сходно (на равных), как соучастники, выстраивать особую атмосферу, которая обязательно позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Ожидаемые результаты реализации программы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста:

—дошкольники умеют пользоваться разными источниками, позволяющими получать необходимую информацию о природных объектах и явлениях (кино, экскурсии, презентации, видеоролики, мультфильмы и др.);

— проявляют любопытство, заинтересованность к исследовательской деятельности, познавательную активность;

— эмоционально относятся к природным объектам и явлениям, высказывают свое отношение к конкретному поступку сверстника по отношению к ним;

— умеют делиться с педагогом и другими воспитанниками разными впечатлениями, опираясь на источник полученной информации (телепередача, рассказ воспитателя или близких родственников);

— демонстрируют умение поддерживать разговор, не бояться высказывать свою точку зрения;

— умеют выполнять работу коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;

— соблюдают простые общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице, в природном окружении;

— определяют постоянство разнообразных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), устанавливают, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

— запоминают при выполнении каких-либо действий простейшее условие;

— самостоятельно выполняют действия в течение 15—25 мин. Чувствуют ответственность за выполнение трудовых поручений и просьб.

Новизной данной программы считается интегральное использование элементов ранее известных и современных методик детского исследования.

Программа основывается на следующих принципах:

— научности (соответствие содержания уровню знаний в данном направлении);

— доступности (соответствие содержания, объема изучаемого и методов его изучения уровню развития детей и их возможностям);

— сознательности и активности (позитивное отношение детей к обучению, проявление активности при выполнении заданий);

— наглядности (зависимость эффективности обучения от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека: моторные, тактильные, слуховые, вкусовые);

— систематичности и последовательности (преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе; логическое построение как содержания, так и процесса обучения);

— воспитывающего обучения (воспитание через содержание учебного материала, свое отношение к сообщаемым знаниям, применение методов организации познавательной деятельности, свои личностные качества);

— соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подборе и изложении материала).

Вся программа направлена на получение дошкольниками дополнительных знаний и достижение определенных умений и навыков при использовании разнообразных методов и приемов.

Традиционные методы

1. Наглядные. Наблюдения, картинки.

2. Словесные. Разъяснение познавательных вопросов, беседы.

3. Практические. Опыты, эксперименты, дидактические игры и т.д.

Инновационные методы

1. Игрового проблемного обучения. Он заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

2. Моделирования и конструирования. В условиях детского сада воспроизводятся только простейшие опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

— в характере решаемых задач: они неведомы только детям;

— в протекании данных опытов не происходит научных открытий, а возникают элементарные понятия и умозаключения;

— исследования и опыты, безусловно, должны быть безопасны;

— использование обычного бытового, игрового и также нестандартного оборудования.

Занятия ведутся в групповой комнате. Весь процесс обучения на занятиях основывается нестандартным способом, чтобы существующая положительная мотивация сохранялась и развивалась у детей далее.

С учетом возрастных особенностей детей ведущее место в выборе форм обучения отводится практической и экспериментальной деятельности, игре, которые являются основным способом решения целого ряда воспитательных, развивающих и учебных задач.

Обучение проводится исследовательским методом, когда знания не даются детям в готовой форме, а получают они их путем самостоятельного рассмотрения, сопоставления существенных свойств. В ходе занятий обширно используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и упражнения.

Срок реализации программы — 1 год. При ее реализации ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничного развития личности ребенка и побуждают родителей проявлять желание заниматься с детьми дома; ежеквартально-тематические выставки в ДОО.

Формами подведения результатов согласно осуществлению программы являются праздники, открытые занятия, выставки детских работ, презентация креативных проектов.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению