• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Задачи и содержание воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
09/2022
В статье раскрывается понятие «патриотизм», задачи и содержание организации образовательного процессе с детьми дошкольного возраста в ДОО по воспитанию нравственных патриотических чувств. Даются пример планирования работы с дошкольниками на период учебного года, где в качестве средства предлагается ознакомление детей с фольклором, а также перечень мероприятий с детьми и родителями, цели организации взаимодействия Задачи и содержание воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Анотасова С.Ю.,

старший воспитатель;

Бабайцева А.С.,

воспитатель ДО № 6, Школа № 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, Москва

В современном российском обществе значительно возросла роль дошкольных образовательных организаций, в рамках которых происходят духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка к самостоятельной жизни. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей является одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Далее подробно остановимся на сущности понятия «патриотизм» и его значении в нравственном развитии личности.

Патриотизм — понятие, в котором выражаются идейно-политические, нравственно-эстетические и психологические отношения людей к своей Родине, Отечеству. Таким образом, понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. В структуре общественного и индивидуального сознания патриотизм выступает, прежде всего, как понимание личностью сущности Отечества, его исторических достижений, места и роли в судьбах мира и человечества

Отечество — край, в котором человек родился и вырос, это «край отцов», его малая родина. В свое время А. Твардовский тонко подметил: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна». Большая Родина, Отечество — это страна, в которой живет народ; это его язык, земля, которую он преобразовал и украсил своим трудом, его культура, традиции, ценности науки, литературы и искусства [3].

Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм — глубокое нравственное чувство, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности.

Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой французской революции в конце XVIII в. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре Кузнецова «Патриот — это тот, кто любит свое Отечество, верен своему народу. Готов на жертву и подвиги во имя Родины». «Патриот, — говорится в словаре С.И. Ожегова, — человек, преданный интересам какого-то дела. Глубоко привязанный к чему-нибудь» [4].

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся, прежде всего, к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу [7].

Как мы видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к Родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более глубокий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения И.Ф. Харламов определяет патриотизм как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость [8].

Патриотическое воспитание — это обогащение подрастающего поколения знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине [1]. Исходя из представленных выше положений, под патриотическим воспитанием дошкольников, вслед за Т.А. Куликовой, мы будем понимать, взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края; воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотическое воспитание по своей природе является одним из компонентов нравственного воспитания личности. Помимо патриотизма в становлении личности важное место занимают такие аспекты нравственного воспитания, как возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития. Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают особое значение народно-педагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими патриотическими качествами. Их очень много. Среди них особо можно выделить:

— стремление жить интересами людей;

— уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения; бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях; солидарность и заинтересованность;

— требовательность к себе как к будущему гражданину и к товарищам;

— ответственное отношение к выполнению нравственных требований, трудовых поручений и заданий и др.

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как составные элементы мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно:

— не в полной мере определено содержание работы с дошкольниками по проблеме патриотического воспитания, учитывающее возможности детей дошкольного возраста в понимании сути понятий «любовь к родине», «патриот»;

— недостаточная заинтересованность родителей, педагогов, средств массовой информации в реализации задач патриотического воспитания в дошкольном детстве, недооценка его значения для формирования нравственных качеств личности;

— недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Вот почему в настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка новых подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы успешной и результативной работе в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Итак, обобщая вышеизложенное, следует отметить, что патриотизм — нравственное качество, основанное на любви и преданности своей Родине, готовности отстаивать ее интересы, беречь ее честь и достоинство. Патриотические чувства несут в себе элементы национального самосознания, культуры межнациональных отношений, что особенно важно в условиях многонационального окружения.

Важнейшая миссия педагога — воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к своему народу, и при этом доброжелательное отношение к другим народам, избегая проявления шовинизма, т.е. ненависти ко всему чужому, высокомерному отношению к непохожим на тебя людям, понимать национальное своеобразие других народов, не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство.

Определяя содержание патриотического воспитания дошкольников, мы подразумеваем:

— формирование у них представлений о ценности и величии Родины, знаний о традициях и культурных особенностях народа, приобщение к их истокам;

— понимание детьми необходимости беречь родную природу, и то, что создано руками человека;

— воспитание стремления к сохранению обычаев и традиций своего народа;

— воспитание чувства сопричастности к окружающему, своей стране.

На данном возрастном этапе эти положения должны стать ключевыми направлениями нравственного воспитания, которое не будет полноценным, если у ребенка не сформированы основы патриотизма. Из представленного содержания патриотического воспитания видно, что наряду со знаниями и представлениями детей большое внимание должно уделяться и эмоционально-чувственному восприятию.

Наиболее полно такое взаимодействие чувств и сознания было отражено в концепции патриотического воспитания С.А. Козловой. Она основывается на интегрированности патриотического чувства, объединяющего в одно целое все стороны развития личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую и физическую. Это позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве, включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его проявления. С.А. Козлова показала, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка [1; 5].

Опираясь на исследования П.М. Якобсона и Е.А. Лука, Л.Е. Никонова говорит о необходимости учета эмоционального развития ребенка при формировании у него патриотических чувств. Однако эмоции рассматриваются ею не как самостоятельный компонент патриотизма, а как своеобразная предпосылка к развитию чувственного опыта ребенка по отношению к окружающей действительности. Автор считает, что в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоциональные переживания вызываются, в основном, оценками взрослого, тогда как у старших дошкольников развитие эмоций предполагает социализацию чувств, что, в свою очередь, облегчает процесс усвоения знаний, лежащих в основе патриотического чувства. При этом Л.Е. Никонова отмечает, что старшим дошкольникам доступны и те знания, которые выходят за рамки непосредственно воспринимаемого, для усвоения которых необходимо наличие не только определенных понятий, но и эмоционального отклика на них. Однако в работе эта мысль не была раскрыта.

Другие исследователи — Е.И. Радина, А.М. Виноградова отмечали, что формирование патриотизма у дошкольников имеет чувственную основу и формируется, прежде всего, на основе любви к близким людям и ближайшему окружению. В то же время, как считает С.А. Козлова, нельзя полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы тем самым воспитываем любовь к Родине. История имеет примеры, когда любовь к близким граничила с безразличием к окружающему и даже предательством. А это значит, что базой для патриотического чувства будет служить определенный уровень всестороннего развития ребенка. Для этого необходимо накопление знаний и опыта общения с ребенком.

Все вышеизложенное позволяет говорить об универсальности механизма нравственного воспитания как для простых, так и для сложных интегрированных чувств и качеств личности. Исходя из этого, мы считаем, что патриотическое воспитание — часть нравственного воспитания и подчиняется его механизму.

Анализ исследований позволил нам предположить возможность формирования основ патриотизма уже в период начального развития всех трех его компонентов. Исходя из проведенного анализа педагогических и психологических исследований, мы предполагаем возможность формирования и развития патриотизма на конкретно-чувственном уровне уже в старшем дошкольном возрасте при целенаправленном воспитании, так как:

— у детей старшего дошкольного возраста достаточно сильно развиты процессы возбуждения, позволяющие наиболее полно проявляться положительным эмоциям (А.Г. Ковалев, Е.Н. Лук);

— интенсивно начинают развиваться мышление и другие интеллектуальные процессы (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин);

— наиболее ярко выражены подражательность, пластичность нервной системы (В.С. Мухина, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец);

— интенсивно развивается мотивационная сфера, появляется соподчинение мотивов (А.Д. Кошелева);

— разнообразится и развивается деятельность: общение, игра, труд (М.И. Лисина).

Все это позволяет говорить об интегрированности эмоционального компонента и его сочетании с гностическими и деятельностными компонентами на данном этапе развития ребенка.

Исходя из этого, наиболее созвучны с нашими позициями целей патриотического воспитания дошкольников определенные Т.А. Куликовой и С.А. Козловой:

— формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;

— формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;

— воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;

— воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) [2].

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста также определяется С.А. Козловой и Т.А. Куликовой и предполагает:

— приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

— ознакомление с семьей, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

— проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

— организацию творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости [1].

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильного представления о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

— люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;

— в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

— здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

— в родном крае могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

— здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

— каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны — рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития служит своеобразной предпосылкой к воспитанию начал патриотических чувств.

Организация педагогического процесса в ДОО должна быть направлена на то, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Во время экологических занятий, прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

И так формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.

Задачи и содержание патриотического воспитания позволяют выделить критерии сформированности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста по четырем компонентам:

— эмоционально-чувственный, который включает в себя выражение любви к родному дому, культурному наследию, природе малой родины;

— когнитивный, предполагающий наличие представлений о родном доме, культурном наследии, природе малой родины, проявление любознательности;

— мотивационный, включающий желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности, заинтересованность в приобретении знаний о родном крае, культурном наследии, природе малой родины и т.п.;

— практический, предполагающий умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим [6].

Рассмотрев и проанализировав задачи и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что чувство патриотизма и необходимые патриотические представления следует прививать с самого раннего детства.

Задача педагога — комплексно воздействовать на все лежащие в основе патриотического воспитания компоненты (эмоционально-чувственный, когнитивный, мотивационный, практический), которые определяют задачи патриотического воспитания. Решение задач будет более успешным при использовании педагогом разнообразных средств.

Исходя из того, что в основе патриотизма лежит осознание ребенком своей сопричастности с окружающим, понимание неповторимости, самобытности культурных ценностей и традиций своего народа, осознание его величия и славы, следует признать, что важнейшим условием воспитания патриотизма является приобщение ребенка к русской национальной культуре, которая наиболее полно отражается в фольклоре. Фольклор окружает ребенка с детства благодаря знакомству с произведениями устного народного творчества. В качестве примера решения задач воспитания патриотических чувств предлагаем план, составленный для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста и направленный на воспитание патриотических чувств, знаний о родном крае, где в основу работы положено ознакомление с отечественной национальной культурой (см. таблицу).

Таблица

План организации образовательного процесса по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

 

Формы работы

Задачи

1

2

«Фестиваль народных промыслов»

Октябрь

Серия семинаров для родителей «Что значит быть патриотом?», «Значение фольклора в патриотическом воспитании детей» (онлайн)

Задачи: актуализировать знания родителей о том, что является сущностью патриотического воспитания, современные подходы к воспитанию патриотических чувств, значение фольклора, его влияние на сознание ребенка в воспитании патриотических чувств, заинтересовать родителей, стимулировать желание участвовать в совместной работе по воспитанию патриотизма

Занятие «Богатыри Русские»

Задачи: знакомить детей с фольклорным жанром былина, былинными героями, их характере, поступках, воспитывать патриотические чувства

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Задачи: знакомить детей с богатырями, избраженными на картине, отмечать особенности их внешности, характера, их поступки, воспитывать патриотические чувства

Проект «Калейдоскоп русских народных сказок»

Задачи: формировать представления о сказочных персонажах — защитниках Родины, их поступках, характере, учить сравнивать разных героев сказок

Викторина «Защитники Родины в народных сказках и былинах»

Задачи: продолжать формировать представления о былинных и сказочных героях, защитниках своего народа, их характере и поступках, воспитывать патриотические чувства

Ноябрь

Инсценирование сказки «Репка. На новый лад»

Задачи: учить детей выделять черты характера сказочных персонажей, анализировать их поступки; воспитывать заботливое отношение к старшим, дружеские чувства; давать представления о традиционных занятиях жителей деревни; учить выразительно, передавать речь героев, способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности, развивать у ребенка творчество

Интегрированное занятие с ИКТ по изобразительной деятельности (декоративно-прикладное искусство) «Народные промыслы»

Задачи: обогащать знания о народных промыслах, средствах передачи элементов росписей в декоративно-прикладном искусстве

Беседа «Ярмарка на Руси»

Задачи: закреплять знания о ярмарке как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурных особенностей, что можно встретить на ярмарке, кто ее организует, привлекать к активному участию в подготовке к празднику

Развлечение «Волшебный сундучок бабушки Дарьи»

Задачи: знакомить дошкольников с элементами народного костюма и украшений разных регионов России, украшать народный костюм элементами декоративной росписи (изобразительная деятельность), способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности

Подвижные игры: «Кресты», «Жмурки», «Бабка-ежка», «Скакалка», «Лапти»

Задачи: формировать представления детей о народных играх, воспитывать уважение к своему народу, развивать двигательную активность

Разучивание песенок: «Ой, ду-ду-ду…», «Кому репа…», «Налетай народ...»

Задачи: готовить детей к празднику «Ярмарка», воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность

Беседа «Кто пойдет на ярмарку?»

Задачи: давать представление о фольклорном персонаже Петрушке, акцентировать внимание на его особенностях характера, формировать представления о коробейниках, элементах костюма, деятельности

Праздник «Русская ярмарка»

Задачи: продолжать формировать знания о традициях народа, представления о народном быте, трудолюбии русского народа, воспитывать чувство гордости за свой народ

«Сказочная страна»

Декабрь

Консультация для родителей «Как читать детям сказки?»

Задачи: акцентировать внимание родителей на воспитательном влиянии устного народного творчества, его возможностях в воспитании патриотических чувств, на культурных особенностях народа, формировать интерес к народной культуре, привлекать к активному участию в подготовке и проведении праздников родителей и других членов семьи

Развлечение «В гостях у сказки»

Задачи: учить передавать особенности характера и образы народных сказочных персонажей, способствовать погружению детей в атмосферу русского национального быта

Инсценирование сказок: «Маша и Медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка»

Задачи: формировать представления о крестьянском быте, обычаях, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей

Занятие «Волшебные вещи в сказках»

Задачи: знакомить детей с бытом и народно-прикладным искусством русского народа, особенностями сказочных вещей (меч-кладенец, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, палочка-выручалочка и др.) на примере народных сказок

Кукольный театр для малышей «Лисичка со скалочкой»

Задачи: помогать детям уяснять главное в характере сказочных персонажей; учить выразительно передавать речь героев, образы, развивать творчество, воспитывать интерес, чувство

Викторина «Угадай сказку»

Задачи: актуализировать знания о народных сказках, разных жанрах, их особенностях, героях

«Рождественские хлопоты»

Январь

Беседа «Зимние Святки»

Задачи: формировать знания о традиционном, русском христианском обычае, об особенностях и истории, воспитывать интерес к народным традициям и обычаям

Развлечение для детей и родителей «Посиделки»

Задачи: расширять знания о народной вышивке, о традиции совместного труда рукодельниц на посиделках, разучивать русскую народную игру «Ворота», воспитывать интерес к совместной деятельности детей и родителей

Беседа с презентацией «Колядовщики»

Задачи: давать представление детям о фольклорных персонажах — колядовщиках, их внешности, одежде, разучивать колядные песни, атрибуты

Музыкальное занятие «Ознакомление детей с обрядовыми песнями»

Задачи: знакомить детей с обрядовыми песнями и их особенностями к празднику «Васильев день», формировать интерес к истории своего народа, способствовать формированию духовной связи с родным народом, чувства сопричастности к нему

Физкультурный досуг на основе народных подвижных игр: «Лапта», «У медведя во бору», «Пастух и стадо», «Гори, гори ясно»

Задачи: формировать представления детей о народных играх, воспитывать уважение к своему народу и его традициям, развивать двигательную активность

Мастер-класс для родителей «Рождественские подарочки»

Задачи: учить родителей вместе с детьми изготавливать различные украшения на елку (бусы, игрушки), поделки из бумаги, изображающие животных

Разучивание колядок: «Коляда, коляда…», «Не дашь пирога…»

Задачи: формировать знания о различных закличках, колядках, воспитывать эмоционально-положительное отношение к празднику

Развлечение «Щедрый вечер»

Задачи: акцентировать внимание дошкольников на фольклорных традициях народа, способствовать погружению детей в атмосферу русского национального быта

Февраль

Открытое занятие для родителей «Как раньше на Руси Масленицу отмечали»

Задачи: продолжать формировать представления взрослых и детей о фольклорных традициях народов России, воспитывать желание узнавать о том, как отмечали Масленицу на Руси, развивать познавательный интерес

Беседы «Скоморохи»

Задачи: формировать представления у детей о персонаже русского фольклора — скоморохе, его характере, внешнем виде, способствовать заинтересованности детей

Занятие «Ознакомление детей с обрядовыми песнями»

Задачи: знакомить детей с обрядовыми песнями к празднику «Масленица», формировать интерес к народной культуре, способствовать погружению детей в атмосферу русского национального быта

Разучивание песен: «Наша Масленица…», «Гости дорогие…», «Ой блины, блины…»

Задачи: продолжать знакомить с народными песнями к празднику «Масленица», воспитывать интерес к пению, желание исполнять народные песни

Подвижные игры: «Салки», «Утка и селезень», «Гуськи», «Заря-заряница»

Задачи: формировать представления детей о народных играх, обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать интерес к народным играм

Развлечение для детей и родителей «Наша Масленица»

Задачи: формировать знания о сущности праздника «Масленица», его особенностях, способствовать пониманию ценностей народных традиций

Домашнее задание для родителей: изготовление костюмов к празднику «Масленица»

Задачи: привлекать внимание родителей к подготовке к празднику «Масленица», формировать представления о культурных особенностях народов

Праздник «Масленица»

Задачи: закреплять знания о празднике, способность к пониманию особенностей праздника, передавать его характер, формировать интерес к народной культуре

Занятие «Проводы весны»

Задачи: закреплять знания детей об основных признаках зимы, о песнях, потешках зимнего периода

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Март

Занятие «Весна пришла»

Задачи: продолжать формировать знания детей об особенностях весны как времени года, традициях встречи весны на Руси

Досуг для детей и родителей «Как в старину весну встречали»

Задачи: воспитывать интерес к старинным русским обрядам, формировать знания об обрядах встречи весны на Руси

Разучивание песен и закличек: «Матушка весна», «Солнышко-ведрышко», «Жаворонушки», «Кулик из-за моря», «Весна приди!»

Задачи: продолжать формировать представления о традициях и обычаях народа, воспитывать интерес к культурным особенностям народов России, способствовать эмоциональной отзывчивости и заинтересованности детей, обогащать знания детей о народных песнях и закличках

Физкультурный досуг на основе народных игр «Весенний переполох» «Жаворонок», «Ворон», «Коршун», «Филин и пташки»

Задачи: формировать представления детей о народных играх, воспитывать уважение к своему народу и его традициям, развивать двигательную активность

Праздник «Веснянка»

Задачи: акцентировать внимание дошкольников на фольклорных традициях народа, воспитывать высокие человеческие эмоции, способствовать погружению детей в атмосферу русского национального быта

 

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению