При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Никулина К.А.,
воспитатель ГБОУ «Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова», Москва
Сегодня, в сложных социально-экономических условиях, вопросам здоровья детей при дается особое значение, так как только здоровый ребенок способен к полному раскрытию всех своих потенциальных возможностей и природных задатков. Именно поэтому вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности дошкольной образовательной организации.
Игра служит методом физического воспитания. В ходе подвижных игр совершенствуются двигательные навыки детей. В игре дошкольники направляют свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Они действуют в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость, что способствует совершенствованию движений, формированию умений управлять своими движениями и координировать их. Это позволяет не растеряться от неожиданного изменения игровой задачи или обстановки, адаптироваться к новым условиям.
Подвижные игры одно из основных средств физического воспитания детей. свою потребность в движении дошкольники стремятся удовлетворить именно в играх. Подвижная игра сознательная активная двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач и соблюдение игровых правил. Отличительной особенностью или спецификой этого вида игр является мгновенная ответная реакция ребенка на сигнал («Замри!», «Лови!», «Догоняй!») [3].
Подвижные игры необходимы для хорошего овладения движениями, они развивают активность и создают предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных умений, а также способствуют формированию координации. Благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность, вместе с тем, значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства [1].
В работах отечественных психологов и педагогов подвижные игры рассматриваются как деятельность, имеющая особое значение для разностороннего развития дошкольников. Е.А. Аркин считал их незаменимым средством развития детей, основным рычагом дошкольного воспитания. По его мнению, подвижные игры содействуют работе крупных мышечных групп, развивают личную инициативу, психофизические качества, смелость, находчивость, дисциплину, тренируют анализаторные системы, а разнообразие движений, характерное для этих игр, препятствует утомлению. Значительную роль в результативности игры Е.А. Аркин отводил педагогу: его умению заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог, а в случае необходимости подключиться к игре [1].
Э.Я. Степаненкова также отмечает, что подвижные игры являются средством физического развития и отличаются рядом особенностей [3].
Г.А. Покровский подчеркивает, что эти игры имеют большое воспитательное значение, поскольку «требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяются смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр проводится на свежем воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма» [2].
Современные дети мало двигаются (намного меньше, чем их родители, бабушки и дедушки в детстве), двигательную активность сейчас заменяют просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более обеспокоены отсутствием пространства и времени для активных и творческих игр дошкольников. А чтобы поддержать интерес к ним, необходимо знакомить детей с такими играми. И задача педагога помочь родителям в этом.
К сожалению, сегодня воспитатели не в полной мере уделяют внимание подвижным играм в режиме дня дошкольной образовательной организации. следует также отметить, что в настоящее время игры детей изменились: воспитанники перестали играть в салки, лапту и другие игры разной подвижности.
Сюжеты, содержание, правила и атрибуты игр современных детей претерпели значительные изменения, что требует поиска новых подходов к их организации и проведению. В подвижной игре есть масса возможностей для активного творческого взаимодействия детей и взрослых, при этом необходимо, чтобы педагог довольно хорошо владел комплексом разнообразных методов и приемов регулирования взаимоотношений в коллективе дошкольников.
Через подвижную игру дети могут перерабатывать полученные из окружающего мира впечатления и знания. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в движении. Исполняя ту или иную роль в игре, дошкольники учатся договариваться, следовать правилам и принимать первые самостоятельные решения, переосмысливают окружающее, формируют собственное мнение о происходящих событиях, сверстниках и взрослых. В подвижной игре также развиваются коллективные взаимоотношения, поскольку она предусматривает активное взаимодействие детей и взрослых. Дошкольников в игре объединяют общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. В подвижной игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходят активное эмоциональное и физическое взаимодействие между детьми, обмен мнениями, идеями, замыслами, совместные игровые двигательные действия. Для нее также характерна эмоциональная напряженность, обусловленная игровым замыслом, стремлением быть первым, достичь поставленной цели, стремительностью действий, строгим соблюдением правил. При неумелом руководстве в ходе игр нередко вспыхивают конфликты, которые влияют на взаимоотношения в группе детей. Особенно это касается игр соревновательного типа, поскольку в процессе здорового игрового соперничества необходимы содружество и партнерство, командный дух.
Игра это то, что дети делают свободно, без принуждения. Она помогает проявить инициативу и самостоятельность. Добровольно подчиняясь правилам игры, ребенок учится проявлять волевое усилие, совершенствует двигательные и коммуникативные навыки.
Немаловажны атрибуты игры: они стимулируют фантазию ребенка, оставляя ему простор для двигательной активности. Подвижные игры имеют значительный потенциал для физического развития дошкольников, являются средством физической культуры, способствуют обогащению двигательного опыта дошкольников, формированию культуры движений и физических качеств.
Подвижные игры сознательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. В процессе игры дети выполняют различные виды движений (ходьбу, прыжки, бег, борьбу, лазанье, метание, бросание, ловлю и т.п.) в развлекательной, ненавязчивой форме, поэтому она представляет собой уникальное средство физического воспитания дошкольников.
Помимо этого универсальность подвижных игр как средства физического воспитания дошкольников заключается и в отсутствии зависимости их проведения от погодных условий, наличия материально-технической базы и т.п., т.е. их можно проводить круглогодично.
Подвижные игры занимают особое, даже, можно сказать, центральное место в системе средств дошкольного физического воспитания. Их педагогическое значение заключается в комплексном развитии физических качеств, что способствует совершенствованию всего двигательного аппарата, всех систем организма [4].
Несомненное преимущество подвижных игр перед другими физическими упражнениями заключается в отсутствии монотонности, разностороннем влиянии на различные системы и функции организма, а также в возможности непрерывно изменять как интенсивность, так и вид движений в процессе смены водящего и введения дополнительных заданий.
Таким образом, подвижные игры должны играть большую роль в современном воспитательном процессе, и важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.
Литература
1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. пед. интов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд., испр. и доп. М., 1978.
2. Покровский Г.А. Детские игры, преимущественно русские, в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной. М., 2017.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд., испр. М., 2014.
4. Степаненкова Э.Я., Семенова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: Моногр. М., 2013.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle