Вебинар «Социально-коммуникативное развитие детей в условиях инклюзии»
Вебинар «Социально-коммуникативное развитие детей в условиях инклюзии»
Наталья Викторовна Микляева — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», автор программы «На крыльях детства»
Фрагмент интервью журналу «Управление ДОУ»
Текст интервью полностьюКак Вы оцениваете современное состояние дошкольного образования? Каким Вы видите детский сад будущего?
Состояние дошкольного образования все время анализируется как состояние системы. Но это не только бездушная система — это синергия состояний людей, в нем участвующих — воспитателей, специалистов и руководителей ДОУ. Об этом состоянии свидетельствуют сказки, которые придумывают современные педагоги. Такие сказки...… кажутся ранеными.
Это самый простой тест на профессиональное выгорание: попросить воспитателя придумать сказку — волшебную историю про то, как решилась та или иная — любая проблемная педагогическая ситуация. Сочиняя такие истории, педагоги, имеющие профессиональный надлом, вносят в них не только содержание своих «педагогических кошмаров», о которых говорил А.С. Макаренко. Они четко и ярко демонстрируют свою неготовность взглянуть на проблему глазами ребенка и изменить себя ради изменения ситуации. В их сказках изменяются дети. Их запугивают, применяя педагогику насилия: «Не будешь убирать за собой — все игрушки тебя бросят и уйдут», «Не будешь слушаться маму — она заболеет и умрет, но ты не расстраивайся, потому что это только сон: ты проснешься, исправишься — и все будет хорошо», «Будешь злиться и драться — все тебя бросят, потому что такой ты никому не нужен», «Будешь плохо заниматься — тебя перестанут уважать и любить окружающие, а вырастешь — станешь дворником» и т.д. Таких историй около 20%. Другая стратегия педагога: убежать от проблемы, предоставив возможность действовать волшебному персонажу, который все исправит: фее, палочке-выручалочке, волшебной книге, Пишичитаю. Так поступают около 25% современных педагогов. В итоге через такие сказки и истории детям демонстрируют совсем не веру в чудо, а неверие в него. Потому что в педагогике чудо — это результат душевного труда, напряжения всех сил педагога: интеллектуальных, волевых и эмоциональных. Если нет осознания этого труда — озабоченности «правами Бога» в душе каждого ребенка, как говорил А. де Сент-Экзюпери, то не будет и чуда.
Поэтому состояние современного дошкольного образования я оцениваю как состояние человека, очень уставшего от проблем и перемен, но продолжающего бежать дальше, потому что до финиша еще далеко. Как состояние спринтера, который экономит силы, потому что у него никак не откроется второе дыхание, но он очень этого ждет.
Я думаю, детский сад будущего — это и есть второе дыхание. Оно должно прийти само — «вылупиться» из реальности. Поэтому мне не нравятся идеализированные модели-рассуждения о том, каким детским сад будущего должен быть. Мне больше по душе модели-конструкторы: адаптивные к изменениям, происходящим в обществе, модульные и легко трансформирующиеся, контекстные — учитывающие запросы и возможности, проблемы всех участников образовательного и управленческого процессов и самого социума, самоорганизующиеся. Поэтому коллектив, который я возглавляю, разработал конструкторы-модели интегрированного образовательного процесса на день, неделю, месяц и год, конструкторы-технологии составления образовательной программы и программы развития современного детского сада, фонда поддержки и развития, бизнес-плана ДОУ. Все это издано или готовится к печати в вашем издательстве. Даст Бог, на этом мы не остановимся.
Вебинар «Социально-коммуникативное развитие детей в условиях инклюзии»
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть