Для того чтобы ребенок научился понимать чувства своих родителей, ему необходимо развить эмпатию. Простые просьбы о проявлении сочувствия недостаточны. Он должен быть воспитан с учетом эмоциональной культуры.
Зачем это нужно?
Многим родителям знакомы следующие фразы, услышанные в детстве:
1. "Не плачь как девчонка!"
2. "Ты же мужчина, что ты истеришь!"
3. "Слабак и туфяк. Рыдает он над фильмом" и многое другое.
Вредность таких установок для психики очевидна. Подавленные и непроявленные эмоции всегда приводят к проблемам со здоровьем, обусловленным психологическим стрессом. Ученые утверждают, что увеличение уровня стресса приводит к появлению желудочной язвы.
Поэтому мы должны учить ребенка с самого детства правильно воспринимать свои эмоции, обрабатывать их и не подавлять. Это не означает, что ребенку предоставляется право на бесконтрольные истерики. Это означает, что нет хороших или плохих эмоций. Грусть, печаль, злость, ненависть, гнев - все они имеют свое место. Через них человек осознает отрицательные аспекты жизни, ощущает обиду и боль.
Не следует стыдить ребенка за его сильную эмоциональность. Некоторые дети легко выходят из себя - это нормально. Просто у них такова нервная система. Если ребенок будет подавлять ее функцию, это негативно скажется на его здоровье.
Из-за возраста дошкольники не понимают абстрактных понятий. Для них бессмысленно говорить "не тяни кота за хвост - ему больно!". Эта фраза для них бездейственна и не объясняет ничего. Вместо этого вы можете слегка потянуть ребенка за руку и спросить, понравилось ли ему это. Все время требовать моментального исправления необязательно. Однако можно помочь ребенку подумать о том, что если ему что-то неприятно, то другому человеку может быть так же?
Игровые методы
Путь к здоровой психике начинается с осознания эмоций. Показывайте ребенку картинки с различными эмоциями, которые чувствует малыш. Например, картинка с плачущим, злым или обиженным ребенком. Предлагайте дошкольнику показывать карточку и называть то, что на ней изображено.
Можно усложнить задачу и попросить ребенка поразмышлять. Например, почему ребенок может плакать? Что вызвало его гнев? Как он проявляет радость?
Во время истерики ребенок не может контролировать себя. Разрешите ему проплакаться, а затем спросите о его чувствах. Он проявил такое поведение из-за усталости? Раздражения? Обиды? Необходимо выразить свои эмоции, минуя обвинения!
Опишите свои чувства с использованием "Я-сообщений". Например: "Я расстроена твоим поступком. Ты так вел себя в магазине. Я чувствовала стыд и растерянность". Описывайте поступки ребенка, а не его личность! Не говорите, что он тупой, бессовестный или мерзкий. Иначе у него могут возникнуть комплексы неполноценности.
Ребенок не рождается с пониманием собственных эмоций. Поэтому родители обязаны помогать ему в этом. Подсказывайте, как называется то или иное чувство. Это можно делать в игровой форме, через сказки или создавая специальные ситуации. Например, если дошкольник рыдает после падения, скажите: "Ты плачешь, потому что тебе больно".
Комментарии пользователей