Уверенное владение навыком сознательного, правильного, беглого чтения является одним из основных условий успешности обучения младших школьников с задержкой психического развития. Однако этот процесс вызывает у данной категории детей большие трудности, которые могут серьёзно препятствовать освоению общеобразовательной программы. Правильно спланированная и своевременно начатая коррекционно-развивающая работа поможет облегчить процесс обучения ребёнка чтению, сделать его максимально естественным и эффективным.
Как и у нормально развивающихся сверстников, процесс формирования навыков чтения у учащихся с ЗПР включает в себя: технические навыки, процесс понимания смысла читаемого и проходит следующие этапы:
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями;
2. Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
3. Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
4. Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
Таким образом, направлениями работы по предупреждению дислексии являются: устранение технических ошибок чтения, автоматизация навыков слогослияния, автоматизация навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания. Овладевая технической стороной чтения, ученик последовательно переходит от одного этапа к другому: от чтения элементарных единиц (буквы, слоги) к более комплексным (слова, словосочетания).
В первом и во втором классах работа по профилактике дислексии заключается в основном в предупреждении одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения. Процесс формирования навыков чтения у первоклассников проходит параллельно с коррекцией нарушений устной речи, поскольку чтение, как и письмо, отражает недостатки устной речи.
Процесс формирования навыков чтения у детей с ЗПР не должен быть скучным и нудным. Эффективность работы намного увеличится, если задания и упражнения будут облечены в эмоциональную форму, наполнены увлекательными играми. Использование ИКТ и игровых технологий в процессе профилактики дислексии у детей с задержкой психического развития будет способствовать их умственному развитию, поможет научить думать, анализировать, ориентироваться.
1 этап. Овладение звуко-буквенными обозначениями.
Процесс овладения чтением детьми с задержкой психического развития протекает замедленно. Уже на первом этапе дети встречаются с трудностями, которые выражаются в:
- неусвоении букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв;
- неузнавании букв и невозможности соотнести графическое изображение букв с соответствующим звуком и связанное с этим неправильное считывание;
- замене при чтении графем на сходные по звучанию, артикуляции или изображению.
Хороший результат даёт использование следующих упражнений на закрепление графического образа букв:- Подчеркни такую же букву, как внизу.
- Найди и раскрась букву.
- Обведи в кружок все буквы А.
- Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
- Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось.
- Вылепи букву из пластилина.
- «Вышей» букву. Используется картонная карточка с изображением буквы с дырочками для шнурка. Действуя как ниткой и иглой при вышивании, ребёнок продевает шнурок через дырочки в соответствии с направлением и последовательностью движений руки при написании буквы.
Упражнение способствует запоминанию зрительного образа буквы, подключению моторной памяти, развитию мелкой моторики.
- Письмо букв на манке, обводка букв на наждачной бумаге.
- Конструктор букв. Ребёнок составляет букву из отдельных её элементов.
- Буква сломалась. Допиши букву. Мысленное представление недостающих элементов букв - это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей.
Упражнения помогают ребенку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение.
- Графический диктант букв по клеточкам. Развиваются слуховое, зрительное внимание, память, пространственные представления.
- Упражнение способствует прочному запоминанию букв.
- Упражнения «Буквы спрятались», «Дорисуй вторую половинку буквы»
- Упражнение «Стилизованные буквы».
- Упражнение: Буквы «спрятались» за забором. Узнай их и напечатай в клеточках.
- Соедини с буквой А только те предметы, названия которых начинаются со звука [а].
Эти упражнения выполняются на первом этапе обучения чтению. Они помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат ребёнка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы.
2 этап. Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности
После того, как усвоены все буквы, у многих детей с ЗПР отмечается долгий период побуквенного способа чтения. Причиной этого является недостаточная сформированность звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения. Трудности заключаются в том, что даже узнав букву и соотнеся её с соответствующим звуком, дети не могут слить буквы в слог, называя буквы поочередно, либо сначала «про себя» называют буквы изолированно и только после этого произносят слог слитно.
Для них характерны многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру:
1) пропуски согласных при стечении (скамейка- намека);
2) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз - парвоз);
3) добавление звуков (под дождём - поддождием);
4) перестановка звуков (лопата - лотапа);
5) пропуски, перестановки слогов (канава - кавана).
Ребёнок должен научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл). На этом этапе важно совмещение звукового значения буквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ребенку, как она читается, т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна раскрываться постепенно.
Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки): читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв. Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния».
На данном этапе можно использовать следующие игры и упражнения:
- Чтение слогов, напечатанных стилизованными буквами. Упражнение поможет усвоить правильное прочтение слогов, типа согласный+гласный а также быстро узнавать буквы в разном их обличье, будет способствовать их лучшему зрительному запоминанию, поможет преодолевать препятствия, возникающие при чтении слов, особенно слов повышенной степени трудности.
- «Катаемся с горки». Логопед, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки» — быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.
- «Магнитофон». Логопед поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
- «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
- «Помоги Незнайке». Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
- «Поймай звуки». Ребенку произносят отдельные звуки (м,а). Какой слог должен получиться?
- «Слово рассыпалось». Составление слова из данных букв.
- Выделение первого прочитанного слога из названий предметных картинок
Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками. Слоговые таблицы способствуют преодолению трудностей слияния согласного с гласным, помогают быстро находить и узнавать буквы, способствуют развитию навыка чтения и письма.
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
- быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали;
- быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый;
- чтение слогов, которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы;
- нахождение в таблице и чтение слогов, и в которых есть мягкий согласный;
- чтение слогов, в которых есть заданная буква (например, буква а или и);
- чтение заданной строчки или столбика;
- нахождение в таблице и чтение заданного слога и придумывание с ним слов и т. д.;
- упражнение «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок находит его в таблице, показывает и читает (-ВА (бритва, клюква, корова, трава); -ГА (бумага, телега, берлога, дорога).
Применение необычного и эффективного упражнения «марсианские» стихи (И.Л. Калинина) развивает подвижность артикуляционного аппарата, вырабатывает навык безошибочного чтения слов со сложной слоговой структурой, прекрасно мотивирует детей к чтению, дети с удовольствием их читают, получая при этом большую пользу. Эти «стихи» состоят из забавных зарифмованных звукоподражаний, например: «Тар быр рока, Мур тур дока, Бары сыры нода, Нады мыры бода». Дети не смогут запомнить набор слогов, их внимание сосредоточено лишь на технической стороне процесса, поэтому их прочитывание может стать многократным.
3 этап. Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова.
На данном этапе каждый слог читаемого слова отклады¬вается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл. Однако из-за недостаточной сформированности звукового и слогового синтеза, составляющего одну из важных предпосылок успешного овладения навыком чтения, происходит длительное «застревание» на слоговом способе чтения. Р.И. Лалаева отмечает, что слово, прочитанное по слогам, это искусственно разделённое на части слово. Оно отличается от привычно звучащего, слитно произнесённого слова устной речи в единое слово, ребёнок не узнаёт слова. Поэтому ребёнок с недоразвитием звукослогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги. Если на втором этапе мы научим ребенка прочитывать слоги разной структуры без затруднений, то и при чтении слов дети не будут испытывать затруднений. А правильно, без ошибок прочитанное слово легче понять и осознать его смысл.
Пониманию прочитанных слов будут способствовать упражнения с использованием предметных картинок. На первых порах мы учим детей правильно прочитывать слова с опорой на предметную картинку (предметы даны со всеми деталями и в словах-названиях напечатаны все буквы). Этот прием облегчает ребенку процесс соединения слогов в слова. Например, узнать контуры предметов, наложенных друг на друга, прочитать слова и сказать, к какому из слов нет соответствующего рисунка. Упражнение многофункционально, так как позволяет не только развивать технику чтения и понимание прочитанного, но и зрительное внимание, звуковой и слоговой анализ. Можно предложить детям и такие задания: прочитать и вставить пропущенные буквы в названия картинок; подобрать к каждой картинке соответствующую подпись (даны силуэты предметов, подписи к ним не соответствуют порядку следования рисунков).
Хорошо развивают навык чтения, а также эффективно развивают фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие и память упражнения на отгадывание ребусов и составление слов из букв и слогов; чтение слов, которые отличаются одной буквой. (ток – тук – стук – стул); чтение столбиков слов с одинаковыми концовками (уголёк, киселёк, тополёк, мотылёк, стебелёк).
Важность овладения технической стороной чтения детьми с задержкой психического развития обусловлена тем, что темп их чтения, как правило, медленный, а, как известно, только при овладении скорости чтения не менее 40 слов в минуту достигается понимание прочитанного текста.
4 этап. Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
Этап овладения смысловым чтением - самый длительный этап. По мнению Т.Г. Егорова, процессы совершенствования навыка чтения будут идти по пути развития выразительности. Выразительное чтение, по его мнению, - самая высокая форма чтения, переходящая в искусство, и учиться этому дети будут очень и очень долго, вплоть до окончания школы.
Опыт работы показывает, что применение описанных приёмов и методов работы по предупреждению нарушений чтения даёт устойчивые положительные результаты, позволяет создать базу для формирования навыка сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами. А это является необходимым условием успешного овладения учащимися с задержкой психического развития уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Литература.
1. Калинина И.Л. Игробуквотека: букварь для дошкольников. – Тверь: ТО «Книжный клуб», 2010.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
3. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи.- М. : Айрис-пресс, 2006.
4. Крупенчук О.А.. Учим буквы. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
5. Куликовская Т.А. Тренажёр по чтению. ООО«Стрекоза», Москва, 2015.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
7. Мисаренко Г.Г.. Дидактический материал для техники чтения в начальной школе. Учебное пособие. АНО «Институт инноваций в образовании им. Занкова Л.В», 2013.
8. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок.- М.:АРКТИ, 2007.
Комментарии пользователей