• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Артикуляционная гимнастика в сказках

Опубликовано: 22 декабря 2024 Автор:

Артикуляционная гимнастика в  сказках Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, – то радостно, то требовательно, то жалобно.
Л.С. Выготский писал: «Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить еду, а сказав «ма-ма», можно позвать «маму».
В настоящее время количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
Дети младшего дошкольного возраста часто затрудняются в выполнении упражнений, их внимание неустойчиво, а повторение одного и того же упражнения их быстро утомляет.
Мы предлагаем использовать упражнения, имеющие условные названия и связанные с определенным игровым образом, которые требуют перевоплощения, вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению мы даем разные названия. Например, положение « острого языка» (иголочка или жало), можно сравнить с морковкой, концом ножниц, верхушкой елки, ракетой, остро заточенным карандашом. При работе над темой «Домашние и дикие птицы», то же положение языка преподносим как клюв петуха, дятла, аиста, и другие. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать острые ушки лисы, иголки ежика. Упражнение в надувании обеих щек может называться по-разному: « сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «колобок», «щечки-мячики».

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты.
В своей работе, для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, предлагаем проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке". Каждый раз, приступая к занятию, рассказываем новую сказку, а также придумываем свои, сказки, которые являются дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

Артикуляционную гимнастику проводим перед завтраком, в непосредственно образовательной деятельности, перед прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы.
Каждая сказка связана с лексической темой. Сказка сопровождается показом картинок, что делает ее ярче, понятнее.

Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:
• Улучшить подвижность артикуляционных органов.
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
• Увеличить амплитуду движений.
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов.
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.


Литература:
1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.
2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012
3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.
Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению