Гармонизация просодических возможностей как профессионально значимого качества студентов-дефектологов
Гармонизация просодических возможностей как профессионально значимого качества студентов-дефектологов
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Л.Ю. Александрова, доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики НовГУ
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Задачу профессиональной вербально-просодической подготовки студентов дефектологических специальностей в отечественной высшей школе нельзя считать решенной, поскольку элементы такой подготовки в курсах педагогики, психологии, логопедии, в частных методиках и предметах филологического блока не объединены целостной концепцией, часто рассматриваются как второстепенные. Между тем просодические аспекты речевого мастерства являются одними из важнейших с точки зрения оптимизации речевого взаимодействия педагога с ребенком, имеющим проблемы в развитии.
Понятиями "просодия", "просодема", "просодический" гуманитарное знание оперирует еще со времени расцвета древнегреческих ораторских и риторских школ. (Аристотель, Архитас, Платон, Квинтилиан и др.), где они рассматривались как сумма этикетных норм выразительности публичной речи. В системе современных наук человековедческого блока анализируются различные аспекты речевой просодии. Так в философии (В.Б. Бирюков, Н.И. Демин, Б. Кроче и др.) просодия осмысливается через категорию "меры", в физиологии и медицине (Н.А. Берншейн, В.М. Бехтерев, М.Б. Кроль, А.А. Ухтомский и др.) - в синонимическом ряду с понятием "динамический". В акустике применение объективных инструментальных методов исследования дает возможность трактовать просодию как взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсивности, разворачивающейся во времени. Основополагающим является термин "просодия" и для музыковедения, где он связан с понятием музыкальной интонации (Б.В. Асафьев, В.А. Богородский, В.П. Морозов и др.). По словам Б.В. Асафьева, музыка имеет интонационную природу. Наблюдая за средствами словесного и логического ударения, В.А. Богородский определял изменения тона голоса с помощью фортепиано и фиксировал их в нотной записи. В науках филологического круга "просодия" является одним из базовых фонетических понятий. Термин был употреблен еще Максимом Греком для обозначения одной из частей грамматики (наряду с орфографией, синтаксисом, этимологией), изучающей членение речи и соединение расчлененных частей. М.В. Ломоносов в "Российской грамматике" называл просодией изменение голоса по высоте и силе. В современной лингвистике просодию понимают как дополнительные музические особенности речи, не зависящие от основной артикуляции. Просодические единицы называют суперсегментыми в отличии от сегментных-звуковых (Г.Н. Богомазов, Е.А. Брызгунова, Л.И. Златоустова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, И.Г. Торсуева, Н.В. Черемисина-Ениколопова и др.).
В лингвистических исследованиях нет единства в употреблении терминов, обозначающих просодические единицы. Иногда синонимично понятию "просодические средства" употребляется понятие "интонационные средства". В других случаях интонация рассматривается как структурный компонент просодии, рядоположенный другим структурным компонентом - ритму, темпу, паузации и т.д.
В психо- и онтолингвистике (Ж.М. Глозман, Е.И. Исенина, О. Метт, А.М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин, С.Н. Цейтлин и др.) накоплены сведения о раннем биостарте просодических возможностей речи по сравнению со звукопроизносительными и лексико-грамматическими, а также о характере просодических различий людей в зависимости от возраста, пола, профессиональной принадлежности и социокультурных особенностей. Для психологии и педагогики феномен речевой просодии представляет особый интерес как важнейшее средство социального взаимодействия (В.А. Артемов, Дж. Боулби, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, В.А. Калягин, Ж. Пиаже и др.).
Исследованиями в области специальной педагогики и логопедии выявлено, что при целом ряде нозологических форм интеллектуальных, сенсорных, эмоционально-волевых и речевых нарушений просодическая несостоятельность оказывается достаточно манифестной. Так, у умственно отсталых детей исследователи отмечают слабость и немодулированность голоса, монотонность интонации, темпоральные расстройства (С. Борель Мезонни, Г.А. Каше, И.Ю. Левченко, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Е.Ф. Соботович и др.). У детей с РДА патологическое влечение к ритму проявляется в раскачивании, верчении, трясении предметов, а также в "затухании" интонации к концу фразы, вычурности интонации и т.д. (О.С. Никольская, К.С. Лебединская, М.А. Либлинг, И.А. Костин и др.). Грубые просодические расстройства, провоцируемые просодической депривацией, отмечаются у детей с нарушением слуха (Р.М. Боскис, Э.Н. Леонгард, Ф.И. Флери и др.). У детей - логопатов просодические затруднения выступают как ведущие или дополнительные при целом ряде нарушений языковой и речевой деятельности. В частности при нарушениях голоса (Е.С. Алмазова, И.П. Козлянинова, О.С. Орлова, Л. Хоппе и др.), алалиях (Б.М. Гришпун, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Н.Критчли и др.), дизартриях (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова и др.), заикании, бради- и тахилалии (А.З. Андронова-Арутюнян, Л.И. Белякова, Г.А. Волкова, И.А. Поварова и др.); афазии (Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, А.В. Семенова, Р.М. Симерницкая, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и др.). Рассматривая этиологию нарушений просодических возможностей у лиц с отклонениями в развитии, следует подчеркнуть, что наряду с органическими причинами они бывают вызваны нарушением социальных механизмов речевого взаимодействия. В основе последних чаще всего лежит количественная или качественная недостаточность просодических образцов, препятствующая гармоничному присвоению детьми вербально-просодического опыта.
Исходя из этого, техники вербально-просодического взаимодействия с детьми должны выстраиваться на базе просодически безукоризненных стимулов педагогической речи. Однако, исследования, проведенные со студентами дефектологических специальностей, выявили у них ряд просодических затруднений, препятствующих эффективности коррекционно-педагогической деятельности. Так, из 725 студентов, обучающихся по очной или заочной форме, снижение темпоральных характеристик отмечаются у 73, интонационная обедненность у 179, паузационные затруднения у 38 человек.
Мы предполагаем, что среди факторов, провоцирующих просодическую несостоятельность речи многих будущих дефектологов, главным является произошедшее в последнее десятилетие падение речевой культуры общества. Вторым фактором является снижение престижа педагогической профессии, вследствие чего в педагогику часто приходят "случайные" люди, не имеющие достаточных предпосылок для конструктивного вербально-просодического взаимодействия. Перед нами стоит задача теоретического обоснования и практической реализации просодических аспектов подготовки педагога-дефектолога в русле отечественной речевой традиции. В настоящее время проводится полномасштабное экспериментальное исследование, в котором принимают участие студенты дефектологических специальностей НовГУ и младшие школьники Демянского, Старорусского, Пестовского, Хвойнинского и Боровичского районов Новгородской области.
Комментарии пользователей