Сказкотерапия как метод коррекции речи детей группы риска
Сказкотерапия как метод коррекции речи детей группы риска
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Баширова Р.Р., преподаватель
русского языка ГОУ СПО
Салаватский педагогический колледж,
учитель высшей категории
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Чтение представляет собой сложный интегративный психофизический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов.
Как отмечают многие исследователи, учащиеся с задержкой психического развития испытывают разнообразные трудности при обучении чтению. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установление ассоциативных связей между зрительным, духовным и речевым центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
За первый год обучения все учащиеся с ЗПР усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги, половина школьников владеют слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные ученики читают по буквам.
Наиболее распространенный недостаток чтения первоклассников с ЗПР - монотонность, отсутствие пунктуационной информации; при исследовании понимания смысла прочитанного текста выявляется фрагментарность восприятия.
Во втором классе 70% школьников читают по слогам и целыми словами, однако трудные слова, непривычные обороты речи читают по слогам. Наиболее характерной особенностью чтения учащихся во 2-ом классе остается угадывающее чтение.
На 3 году обучения половина учащихся полностью овладевает чтением целыми словами. Медленно и трудно у учащихся совершенствуется навык правильности чтения. В основном, это смысловые замены.
В процессе коррекционного обучения у школьников формируется способность к аналитическому восприятию текста. Учащиеся чаще начинают исправлять свои ошибки.
Опыт обучения детей с ЗПР показывает, что применение различных коррекционных методик формирования навыка чтения происходит замедленно и трудно. Но студенты педагогического колледжа, изучая данную программу, пытаются на уроках использовать результативные методики коррекции нарушения чтения.
Исследовав теоретические основы дислексии и реализовав экспериментальную программу коррекции нарушений чтения с детьми ЗПР, наши студенты пришли к выводу, что коррекция дислексии положительно влияет как на общую успеваемость детей с ЗПР в школе, так и на их личностные качества. Применение коррекционных методик при нарушении чтения обеспечивает формирование самоприятия, повышение самооценки, уверенность в себе, в своих силах.
Среди множества изученных методик студенты коррекционного отделения особое предпочтение отдали сказкотерапии или сказкокоррекции. Это - замечательная методика Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой. "Развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии", - считает она.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Но называли это по-разному. Автор данной методики выделяет четыре этапа в развитии сказкотерапии:
I этап - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но сам процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается и сегодня.
II этап - собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в глубинном аспекте связано с именами К.Г. Юнга, В. Проппа и других.
III этап - психотехнический. Нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы не использовался прием "Сочини сказку". Современные практические подходы принимают сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
IV этап - интегративный. Он связан с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Итак, сказкотерапия - это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, подбор каждому человеку своей особенной сказки.
Познакомившись со структурой коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, студенты коррекционного отделения колледжа начали сами активно работать со сказками и применять их на уроках чтения в коррекционных классах. Конечно, не у каждого студента получалось работать на уроке со сказкой, ведь необходимо в себе выработать чувство радостного трепета перед ежедневными чудесами, предвосхищение чуда, удивления. И только человек с открытым сердцем может научить на уроке добру, помочь стать посредниками между своим внутренним миром и душами маленьких человечков, которых ты обучаешь русскому языку.
Самое главное то, что мы стали применять эту методику со своими дополнениями на уроках письма, чаще на уроках чтения, превращаясь на один урок в Великих Сказителей.
Литература
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. Как помочь особому ребенку. - СПб., 1998.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., Издательство "Союз", 2002.
Комментарии пользователей