Методические комплексы педагогической поддержки родителей детей с тяжелыми нарушениями речи
Методические комплексы педагогической поддержки родителей детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Н. В. Войниленко, директор МСКОУ школы-интерната № 11, Челябинск
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
С целью создания условий для реализации права родителей на информационное обеспечение в сфере комплексной диагностики и комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (Н.Н. Малофеев, 2000) МС(К)ОУ школа-интернат №11 V вида г. Челябинска с 2001 года проводит эксперимент по взаимодействию с семьями учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Развернутая в школе-интернате экспериментальная деятельность направлена на выполнение внешнего и внутреннего социального заказа на коррекционные и образовательные услуги (их спектр и качество). Инновации направлены на разрешение противоречий между новыми задачами образования и старыми образовательными технологиями; между новыми образовательными технологиями и сложившейся системой взаимодействия участников образования в учреждении интернатного типа.
Стратегическая цель инноваций - обеспечение доступности качественных коррекционно-образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями в школе-интернате V вида.
Основная цель эксперимента: проектирование и реализация системы взаимодействия с семьями обучающихся воспитанников, при максимальном использовании возможностей всех служб и подразделений школы-интерната.
В соответствии с целью нами определены задачи эксперимента:
определение и теоретическое обоснование функций педагогического коллектива специального (коррекционного) образовательного учреждения в сопровождении семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;
разработка и поэтапное внедрение модели взаимодействия педагогического коллектива МСКОУ школы-интерната с родителями обучающихся и воспитанников;
разработка методических комплексов психологической, педагогической поддержки родителей обучающихся, методических рекомендаций для родителей по выполнению домашнего задания для детей с речевой патологией.
В 2003-2004 учебному году творческой группой теоретически обосновано построение модели взаимодействия участников образования и определены методы ее практической реализации.
Анкетирование педагогического коллектива, проведенное в 2003-2004 учебному году, выявило, что учителя начальных классов наибольшие затруднения испытывают при подготовке к урокам развития речи. Это объясняется тем, что в распоряжении учителей не было на тот период разработанных для МС(К)ОУ V вида учебных, методических и дидактических пособий для данного учебного предмета.
В марте 2005 года на практическом семинаре с педагогами школы д.п.н., профессор, заведующая лабораторией ГНУ "ИКП РАО" Г.В. Чиркина презентовала учебник по развитию речи для школ V вида, находящейся в процессе издания и подарила библиотеке недавно изданный учебник "Произношение. Мир звуков". Однако сложности с комплектованием библиотечного фонда специализированной учебной литературой определили необходимость разработки пособий по организации деятельности педагогов, обучающихся и их родителей. Результаты работы по данному направлению оформлены в виде сборника "Методические рекомендации по организации и проведению уроков развития речи". Материалы сборника позволили педагогам методически грамотно разрабатывать и проводить уроки развития речи, обеспечивать соответствие языкового материала программным требованиям, рационально применять разнообразные методы и формы работы по развитию лексико - грамматического строя, связной речи обучающихся начальных классов.
С целью закрепления речевых умений и навыков, полученных на уроках развития речи, разработан сборник "Домашние задания по развитию речи для обучающихся 1-х классов". Задача данного пособия - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Сборник способствует установлению контакта с семьей и реализации преемственности в работе учителя и родителей по устранению речевых нарушений у ребенка, помогает создать условия для его дальнейшего успешного обучения. Данный сборник рекомендован родителям, учителям начальных классов, воспитателям, работающим с детьми с общими недоразвитием речи.
В 2006-2007 учебному году завершена работа по созданию "Рабочих тетрадей по развитию речи", которые предназначены как для самостоятельной работы обучающихся на занятиях, так и для совместной работы с учителем или родителями. Составители рабочих тетрадей систематизировали материал, направленный на овладение способами и средствами речевой деятельности, обогащение словаря, расширение кругозора обучающихся. Весь лексический материал представлен разделами "Работа над словом и предложением" и "Работа с текстом", что соответствует разделам программы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Творческие задания (работа по картинкам, по серии сюжетных картинок, написанные сочинений по опорным словам, по предложенному началу или концу рассказа), упражнения по развитию речи являются эффективным средством, позволяющим развивать психические процессы, связанную речь обучающихся, навык самостоятельной работы, творческие способности детей.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в МС(К)ОУ само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации. С этой целью нами разработан целый ряд программ и пособий, в том числе Рабочие тетради (№1, №2) для организации учебной деятельности обучающихся с общим недоразвитием речи I- II уровня в домашних условиях совместно с родителями. Это позволяет продолжить коррекционную работу в домашних условиях, привлечь родителей к выполнению заданий, повысить их пелагическую компетентность.
Выпускники I ступени обучения проходят обследование ПМПК. По результатам обследования речи за последние 3 года отмечено:
2004-2005 уч.год
2005-2006 уч.год
2006-2007уч.год
Всего обследовано
36 чел.
32 чел.
26 чел.
Выпущено в общеобразовательные учреждения
11 (30%)
7 (22%)
8 (31%)
Остались в школе-интернате
25 (70%)
23 (78%)
12 (69%)
Среди них заикающиеся в стадии ремиссии
6 чел.
9 чел.
4 чел.
Оставшиеся дети, перейдя в 5 класс, адаптируются к новым условиям обучения в основной школе. Особенно тяжело протекает процесс адаптации у детей с заиканием. Как видно из таблицы, таких обучающихся достаточно много. В связи с актуальностью данной проблемы творческой группой педагогов разработана "Рабочая тетрадь для обучающихся 5 классов с заиканием" является оказание помощи заикающимся через совместную деятельность ученика с учителями русского языка и литературы, воспитателями, родителями в закреплении навыков плавной речи, полученных на занятиях логопеда. Благодаря использованию тетради реализуются комплексный подход в коррекции речевой деятельности обучающегося всеми участниками образовательного процесса.
В современной литературе, как правило, приводятся тексты для чтения заикающимися без специальной разметки. В связи с этим нами особое внимание уделено разметке текстов, которая помогает ребенку читать без запинок, соблюдая правила речи, интонацию. Тексты подбирались с учетом содержания школьной программы по литературе. Это дает возможность обучающимся с заиканием успешнее готовиться к урокам самостоятельно, закрепляя навыки плавной речи.
Актуальность разработанных педагогами школы-интерната пособий определяется крайне недостаточной представленностью подобных материалов как для специалистов, так и для родителей детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Мониторинговые исследования, проведенные в 2006-2007 учебном году, показали положительную динамику коррекционного процесса и уровня обученности по математике, русскому языку, чтению в сравнении с 2005-2006 учебным годом в начальной школе.
За период экспериментальной работы было реализовано одно из важных условий эффективности коррекции - комплексное воздействие на речевую деятельность обучающегося - учитель-воспитатель-родитель. Компетентное коррекционное воздействие проводилось не только в образовательном учреждении, но и в домашних условиях. В результате повысилась эффективность коррекционной работы.
Повышение эффективности коррекции речевых нарушений и уровня обученности воспитанников позволяет говорить о результативности взаимодействия школы - и семьи.
Комментарии пользователей