Психолого-педагогические аспекты гигиенического образования детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития
Психолого-педагогические аспекты гигиенического образования детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Карасева Т.В., Солярская С.Н.
ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет"
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
В последние годы резко возросло количество детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития. В Российской Федерации осуществляются мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, их социальной защите. В то же время недостаточное внимание уделяется гигиеническому образованию данной категории детей, поэтому значительная их часть оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, заменяющих их, а это значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.
Очень важное место в процессе развития личности любого ребенка играет гигиеническое образование, умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой. В психолого-педагогической литературе проблема умений и навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для общей и специальной педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане. Как показывает опыт работы, препятствием на пути формирования у данной категории детей необходимых гигиенических умений и навыков в семье или специальном учреждении становится отсутствие специальных методик и программ, а также доступной литературы с описанием педагогических приемов работы в этом направлении.
Часть детей помимо умственной ограниченности имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушения опор-но-двигательного аппарата, миопатию, аутизм, хромосомные нарушения, эпилепсию, и т.д. Отклонения в состоянии здоровья не позволяют не только активно учиться в школе, усваивать элементарные знания по математике, письму, но и создают дополнительные трудности в овладении простейшими навыками самообслуживания. Психологически дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются край-не неустойчивым произвольным вниманием, неспособнос-тью к целенаправленной деятельности, сложностями в ус-воении социальных норм поведения, стойкими нару-шениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов. При этом они не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более млад-шего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.
Для нас представляется важным остановиться на психологических особенностях детей с интеллектуальной недостаточностью более подробно. Восприятие ум-ственно отсталых детей характеризуется замедлен-ностью. Для них требуется больше времени, чем в норме, чтобы раз-глядеть и узнать знакомый объект. Рассматривая предмет, дети видят его глобально, не выделяя специфических черт. Од-новременно воспринимается меньшее количество объектов. Неправильно узнаются перевернутые изображения хорошо знакомых предметов. Кроме того, отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического. У всех умственно отсталых детей обнаруживаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Ха-рактерна задержка становления речи, которая обнаружива-ется в более позднем, чем в норме, понимании обращенной речи. Недоразвитие речи можно наблюдать на различных уров-нях речевого высказывания (при овладении произношением, при усвоении словарного состава). К старшим классам словарный запас умственно отсталых значительно обогащается, однако пред-ложения оказываются преимущественно простыми. Умственно отсталые дети редко бывают инициаторами диалога. Для пересказа текста им требуется большое количе-ство наглядных средств. Что касается памяти, объем запоминаемого материала может быть очень небольшим, и чем более абстрактным является ма-териал, тем меньше его запоминают умственно отсталые дети.
Существенно страдают волевые процессы. Умственно от-сталые дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью. Им свойственны непосред-ственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека. Проявление эмоций зависит от принадлежности детей к различным клиническим группам. Для одних свойственны вялые заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. У других - чрезмерно бурные, неадекватные. У третьих - не прослеживается эмоциональных нарушений. Однако всем умственно отсталым детям свойственна эмо-циональная незрелость, недостаточность и нестабильность чувств, крайний характер проявления радости, огорчения. Самооценка - часто неадекватная, завышенная, но к стар-шим классам появляется критичность, дети начинают правильно себя оценивать. (Корельская Н.Г., 2003).
Главная идея гигиенического обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью - это развитие личности ребенка в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. Мы согласны с мнением Маллера А.Р. (1990), который считает, что главный принцип в работе с умственно отсталыми детьми - практическая направленность всего обучения: "Вся коррекционно-воспитательная деятельность с умственно отсталыми детьми должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой и производительный труд. Как показывает опыт, только в процессе проведения практических занятий можно развивать у умственно отсталых детей речь, корригировать недостатки их мышления, воспитывать целенаправленную деятельность, формировать положительные эмоционально-волевые качества".
Исходя из вышесказанного необходимо создание ряда условий, которые будут способствовать эффективному гигиеническому образованию детей с интеллектуальной недостаточностью:
уважительное отношение к личности ребенка с нарушениями в развитии, что является предпосылкой для развития у него адекватного уров-ня собственного достоинства, появлению мотивации к выполнению определенных действий, направленных на развитие гигиенических знаний, умений и навыков;
создание эмоционально благоприятной атмос-феры, позволяющей ребенку находиться в состоянии постоянного притока положительных эмоциональных впечатлений;
предъявление определенных требований, позволяющих регулировать и контролировать поведение ребенка, но требовательность необходимо соразмерять с возможностями и способностями каждого ребенка;
последовательность и систематичность в гигиеническом образовании ребенка, т.е. обучение от простого к сложному, посте-пенное введение новых знаний, создание для каждого ребенка "ситуации успеха";
процесс гигиенического обучения умственно отсталого ребенка должен быть ориентирован не на возраст воспитанника, а на уровень его развития, т.е. должны учитываться индивидуальные особенности развития восприятия, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы каждого ребенка.
При обучении умственно отсталого ребенка гигиеническим навыкам очень важно учитывать его психологические особенности. Особенности восприятия, памяти и мыслительной деятельности требуют от педагога сдержанности, терпения, многократного повторения пройденного материала. Особенности речи создают определенные трудности в общении с ребенком, поэтому при обучении ребенка педагог должен учитывать уровень речевого развития, строить общение с ребенком на доступном для него языке. Очень важным является создание благоприятной атмосферы во время занятия, ведь дети с умственной отсталостью часто не могут контролировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим, при гигиеническом обучении у ребенка должен формироваться мотив к оздоровительной деятельности на основе потребности в сохранении и укреплении здоровья. Это, в свою очередь будет способствовать постановке значимых целей и определению путей их достижения.
Все перечисленные выше подходы использованы нами при составлении методического обеспечения гигиенического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития, которое может быть рекомендовано для использования в образовательных и медицинских учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Комментарии пользователей