Разработано учителем-дефектологом Кокаревой Е.В.
ГОУ - д/с комбинированного вида № 1595 г. Москвы
В традиционном дошкольном образовании в основном происходит развитие так называемого конвергентного мышления, развивается стиль учения, ориентированный на «правильный ответ». Программы обучения и воспитания требуют от дошкольников усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в устоявшемся виде. Безусловно, конвергентные мыслительные способности дошкольников развивать необходимо. Однако в современных условиях постоянно изменяющейся жизни уже с раннего возраста необходимо предоставлять детям возможность развивать творческое дивергентное мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Такой вид мышления характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие важнейшие навыки, как:
беглость мышления и его продуктивность (множество различных решений одной задачи);
гибкость как возможность самостоятельного выбора стратегии и тактики;
оригинальность как способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;
способность к детальной разработке как способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
легкость ассоциирования;
сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.
Особую трудность при решении задач дивергентного типа испытывают дошкольники с ЗПР. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Кроме того, сниженная познавательная активность, недостаточный уровень развития ряда психических функций, особенности эмоционально-волевой сферы - все это ограничивает возможности детей проявить творчество, они оказываются беспомощным в создании новых образов. Дети с ЗПР с трудом подбирают единственно правильный ответ, а придумать два и более варианта решения проблемы становится совершенно не под силу ребенку с ЗПР…
Напрашивается вывод о невозможности развития дивергентного мышления в коррекционной группе детского сада. Но ведь известно, что дошкольники с ЗПР – это категория детей, имеющих потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, а значит, «если педагогом (дефектологом) не сделано все возможное, значит не сделано ничего»!
Перед специалистами, работающими с детьми с ЗПР (дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями) встает сложная задача - разработать Программу развития дивергентного мышления и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей «особого» ребенка (его дивергентного мышления).
Сфера применения заданий, имеющих не только одно верное решение чрезвычайно многообразна:
в первую очередь, это занятия по продуктивным видам деятельности;
занятия по ознакомлению с окружающим миром;
занятия, направленные на развитие познавательных способностей;
занятия по развитию речи;
занятия по формированию элементарных математических представлений.
Вышеперечисленные направления работы являются необходимыми для успешного преодоления ЗПР, поэтому разработанная Программа развития дивергентного мышления дополняет и углубляет коррекционный процесс.
В Программе развития дивергентного мышления представлены серии творческих заданий, разработанные на основе «Курса развития творческого мышления» (Гатанов Ю.Б., Госстандарт России, ИМАТОН, С-Петербург) и дополненные заданиями на совершенствование мыслительной деятельности дошкольников, их креативности, эмоциональной и волевой саморегуляции. В Программе выделены два направления работы:
Первое направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно-образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Второе направление - формирование способностей к словесному творчеству. Это, прежде всего, специальные словесные игры и упражнения, обучение рассказыванию.
На начальном этапе реализации Программа развития дивергентного мышления не опирается на способность дошкольников применять какой-либо учебный материал. Каждый ребенок может творить, используя только имеющийся у него знания и опыт. По мере расширения круга представлений об окружающем мире Программные задания усложняются и требуют включения в творческий процесс полученных знаний и умений. Важно отметить, что способности, умения и навыки, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь. Главное, что частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.
Достоинствами программы являются возможности ее применения в различных видах дошкольных образовательных учреждений в сочетании с их приоритетными направлениями и интеграции с другими образовательными программами.
Комментарии пользователей