Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.
Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.
Опубликовано: 23 ноября 2024 Автор:
Долганюк Е. В. , учитель – дефектолог МДОУ № 9 «Журавлик», г. Великий Новгород
Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.
Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Дети с ЗПР особенно испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые - лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. А также использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, использование жестов, мимики, поз.
Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь стимулируется внутренними мотивами и особенно ситуацией, в которой происходит диалог, репликами собеседника.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Диалог - сложная форма взаимодействия для детей с ЗПР. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологическое высказывание в форме 2-3 предложений.
Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
Участие в диалоге требует сложных умений:
1) внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную
собеседником;
2) формулировать в ответ собственное суждение;
3) правильно выражать его средствами языка;
4) менять вслед за мыслями собеседника тему речевого
взаимодействия;
5) поддерживать определенный эмоциональный тон;
6) слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Правила ведения диалога:
— соблюдать очередность в разговоре;
— выслушивать собеседника, не перебивая;
— поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
— проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
— не говорить с полным ртом;
— говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
— использовать литературную лексику;
— строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
Овладевая родным языком, ребенок должен усвоить многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения. Исходя из этого, можно выделить еще одну группу задач по формированию детского диалога:
- ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;
- формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этикета, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.
Общие задачи по обучению дошкольников диалогу:
1) формировать умения пользоваться различными единицами
диалога в соответствии с их функциональным назначением;
2) способствовать усвоению основных правил ведения диалога,
его культуры;
3) обучать дошкольников правилам речевого этикета.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи у детей с ЗПР :
1. Развитие понимающей речи взрослых и детей в группе.
2. Использование активной речи детей как средства общения,
побуждения ребенка к общению с взрослым.
3. Ответы на вопросы: (Кто это? Что это? Что делает? Какой?
Какая? )
4. Учить детей выражать свои просьбы своими словами.
5. Поощрение детей задавать вопросы (Кто? Что? Где Что делает?
Зачем?).
6. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме,
не отклоняясь от содержания вопроса.
7. Воспитание потребности у детей делиться своими впечатлениями,
наблюдениями, рассказывать о том, что сделал, как играл.
8. Продолжается воспитание культуры общения: формирование
умений приветствовать родных, знакомых, товарищей с
использованием штампов речевого этикета:
(«Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Привет!»).
В ходе изучения специальной литературы, посвященной вопросу формирования диалогической речи у дошкольников, было выявлено, что обучение диалогу в ДОУ сводится, в основном, к вопросно-ответной форме работы или точному воспроизведению заученных детьми пространных и сложных диалогов, в то время как умение вести беседу безусловно предполагает вопросно-ответную работу, но к ней не сводится.
Основным направлением моей работы является изучение исходного уровня развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР 5-6летнего возраста.
Задачи:
- выявить исходный уровень развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР 5 – 6 лет;
- определить особенности диалога в данной возрастной группе.
Критериями сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки: владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование, составление диалога.
Процедура констатирующего эксперимента проводилась на базе МДОУ №9 компенсирующего вида г. Великий Новгород.
В исследовании приняли участие дети с задержкой психического развития 5 – 6 летнего возраста.
Каждый критерий сформированности диалогической речи изучался и анализировался отдельно.
1. Речевой этикет.
Для эксперимента были отобраны доступные детям темы для выбора речевых ситуаций общения: приветствие, знакомство, просьба, извинение, конфликт в игре, обращение к взрослому. Положительным считался ответ, включающий речевой штамп, соответствующий данной ситуации. Анализ данных приведен в диаграмме 1.
Таблица 1
Уровни речевого этикета (в %)
Уровни Кол-во детей в %
Нулевой 41
Низкий 33
средний 20
высокий 6
Итак, на основе полученных результатов первого задания можно выделить следующие особенности усвоения речевого этикета дошкольниками с ЗПР. Дети 5 – 6 лет с ЗПР владеют ограниченным объемом фраз речевого этикета, которым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, прощание, просьба). Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Не зная речевых штампов, в малознакомых ситуациях дети теряются и замолкают, не пытаясь вступить в контакт с собеседником. Самостоятельно из речи взрослых речевые штампы не выделяют. В речи используют односоставные, неполные предложения, не включая в них обращения.
2. Запрос информации.
Каждый испытуемый ставился в условия, побуждающие его обратиться с несколькими вопросами с определенной целью, т. е. провести расспрос.
Результаты анализа данных приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Уровни развития запроса информации (в %)
Уровни Кол-во детей в %
Нулевой 52
Низкий 30
Средний 18
высокий 0
Таблица 3
Характеристика вопросов (в %)
Вопросы Кол-во детей в %
общие 87
социально-
коммуникативные 13
познавательные 0
На основе полученных результатов выполнения второго задания можно сделать вывод: дети способны задать несколько вопросов с помощью педагога, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается – теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием, о чем еще спросить, как сформулировать вопрос. Чаще дети пользуются общими вопросами. Нередко вопросительная интонация заменяется утвердительной.
3. Реплицирование.
Цель – узнать,какие реплики дети используют чаще, а также их речевая реакция в беседе. Предлагалась игра «Разговор по телефону». Реплики – стимулы говорил взрослый, а реплики – реакции – ребенок.
Результаты выполнения данного упражнения зафиксированы в таблице 4.
Таблица 4
Уровни развития реплицирования (в %)
Уровни Кол-во детей в %
Нулевой 26
Низкий 54
Средний 20
высокий 0
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в беседе с детьми с ЗПР инициатором всегда выступает взрослый; ребенок пассивно исполняет роль «ответчика» на речевые стимулы взрослого, поэтому диалоги принимают вид беседы или расспроса с односторонней инициативой со стороны взрослого. Структура макродиалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики – реакции детей в диалоге краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник. В беседу со взрослым дети вступают охотно, но после 2-3 вопросов теряют интерес к беседе, отвлекаются и отказываются разговаривать.
4. Составление диалогов.
Цель – выявить уровень составления диалогов детьми по ситуации, изображенной на картинке.
Анализ производился по таким критериям, как: самостоятельность в составлении диалога, количество диалогических единств в нем, виды реплик, объем информации, содержание диалога. Результаты анализа умения вести диалог приведены в таблице 5.
Таблица 5
Уровни ведения диалога (в %)
Уровни Кол-во детей в %
Нулевой 60
Низкий 40
Средний 0
высокий 0
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что дети с ЗПР 5 – 6 лет придумать диалог по картинке не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки.
Дети нулевого уровня в речевой контакт с собеседником не вступают. Ответы заменяются действиями или жестами. Дети часто молчат и отказываются отвечать на вопросы.
С учетом полученных результатов исследования, логопедическая работа по формированию диалогической речи как средства коммуникации у детей с ЗПР 5-6 летнего возраста предполагает формирование:
1. Собственно речевых умений. К ним относятся умения:
• вступать в общение (ребенок должен уметь и знать когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
• поддерживать и завершать общение ( при этом учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);
• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умений речевого этикета. К ним относятся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, благодарность, прощание и др.)
3. Умений общаться в паре, группе из 2-5 человек, в коллективе.
4. Умений общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Невербальных умений – уместно использовать мимику и жесты.
Таким образом, выделение учителем – дефектологом особенностей диалогической формы речи у дошкольников с ЗПР позволит уточнить не только уровень сформированности речевых умений и навыков детей различных возрастных групп, но и правильно спланировать систему коррекционного воздействия.
Комментарии пользователей