Логопедическое лото "Загадка" (для автоматизации звука [Л])
Логопедическое лото "Загадка" (для автоматизации звука [Л])
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Лото придумано для автоматизации звука [Л]. Параллельно осуществляется работа по развитию звукового, слогового анализа слова. Задания по карточкам предусматривают развитие речи на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Дети учатся образовывать родственные слова, слова-антонимы, согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, определять род существительных, проводится работа над значением слова, обогащается и активизируется словарный запас детей по различным темам.
Играя в лото, дети развивают свою мыслительную деятельность путем выделения четвертого лишнего, обобщения, сравнения. Отгадывание загадок развивает абстрактное мышление.
Описание игры:
Логопед раздает детям карточки лото. Дети рассматривают картинки, выясняют, названия каких картинок они не знают. Затем логопед читает загадку, ребенок называет отгадку, четко произнося в слове звук [Л], после этого он может положить на картинку цветную фишку-кружок (из раздаточного материала). По завершении игры, логопед берет одну из карточек у детей и проводит по ней работу согласно заданию, помещенному на обратной стороне. Играть в игру можно несколько раз, т.к. ученики могут меняться карточками.
Загадки для лото по автоматизации звука [Л]:
1.Что за маленькое солнце
Засветилось у оконца,
Там, где мальчик Сенечка
Обронил три семечка.
(подсолнух)
2.Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву.
(яблоко)
3.Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(елка)
4.Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(белка)
5.Этот дядя – лицедей,
В цирке веселит людей.
клоун)- авторская
6.Насекомое, которое дает мед и воск.
(пчела)
7.От топота копыт
Пыль по полю летит.
(лошадь)
8.Зубат, сероват,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет.
(волк)
9.Что за дом со шнуром,
Даже летом стужа в нем?
(холодильник)
10.Какая птица вьет гнездо около жилья человека?
(ласточка)
11.Белые сережки
На зеленой ножке.
(ландыш)
12.Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это … (лось)
13.Как называется домик у белки?
(дупло)
14.Опасная, зубастая рыба, живущая в морях и океанах.
(акула)
15.Стоит палка,
На палке – мочалка,
Птиц пугает – с огорода прогоняет.
(пугало)- авторская
16.На этом шаре вся земля –
Пустыни, горы и моря.
(глобус)- авторская
17.Живет он в реке
Под названием Нил,
Зеленый, зубастый … (крокодил)- авторская
18.Взяли в руки два весла
И поплыли хоть куда.
(лодка)- авторская
19.Живет он в жарких странах,
Ушастый, добрый, славный.
Своим носом, как рукой,
Обливает всех водой.
(слон)
20.Вкусная девица –
Хлебушку сестрица.
(булка)- авторская
21.Тонконогая Ненила
Всех одела – нарядила,
На самой бедняжке
Даже нет рубашки.
(иголка)
22.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта не пронесу.
(ложка)
23.Висят на стене четыре доски,
На них я поставлю и книги, и цветы.
(полка)- авторское
24.Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мной копал,
Тот и устал.
(лопата)
25.Эта посуда сестрица ложке.
(вилка)
26.Ножек четыре,
Шляпа одна,
Нужен, коль сядет
Обедать семья.
(стол)
27.Две в руках, две в ногах –
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда
И оставишь два следа.
(лыжи)
28.Он в воде сидит,
А я на берегу,
На него я наглядеться не могу.
(поплавок)
29.Он никого и никогда
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(лук)
30.Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(пила)
Задания по карточкам:
Карточка с картинками ПИЛА, ИГЛА, ПОПЛАВОК, ЛОПАТА
Задания:
1.Определить место звука [л] в слове (начало, середина, конец).
2.Разделить слова на слоги.
3.Определить род.
4.Сколько слогов в слове «игла»? Изменить слово так, чтобы в нем стало 3 слога.
5.Какой предмет лишний, почему?
6.Игра в мяч:
Для чего нужен поплавок? (предполагаются ответы полными предложениями)
Чем копают землю?
Чем пилят дрова?
Чем зашивают одежду?
Карточка с картинками ЛАНДЫШ, ЕЛКА, ГЛОБУС, ПЧЕЛА
Задания:
1.Определить место звука [л] в слове.
2.Разделить слова на слоги.
3.Определить род.
4.Провести звуковой анализ слов.
5.Придумать предложения по картинкам.
6.Ответить на вопросы полными предложениями:
Где растет ландыш?
Какое насекомое живет в улье?
Какой предмет помогает изучать географию?
Какое дерево украшают на Новый год?
7.Назовите елку ласково. Какое слово длиннее: елка ил елочка? Почему? Как называются ветви ели? (еловые лапы) У кого еще бывают лапы? (многозначность слова)
Карточка с картинками ДУПЛО, ХОЛОДИЛЬНИК, ЯБЛОКО, ЛОДКА
Задания:
1.Определить место звука [л] в слове.
2.Разделить слова на слоги.
3.Определить род.
Как называется дом у белки? Дом у медведя? Дом у волка? Дом у лисы?
(Отвечать полным предложением: У белки дупло. Белка живет в дупле).
4.Где растет яблоко? (на яблоне)
Варенье из яблок – яблочнОЕ,
Компот из яблок – яблочнЫЙ,
Желе из яблок – яблочнОЕ.
5.Назовите продукты из холодильника, в названии которых есть звук «л» (молоко, масло, яблоки, салат, сало и т.д.)
6.Какие продукты делают из молока? (Из молока делают…..)
7.Повторить рисунок лодки по клеточкам. Запомнить и повторить предложение: Лодка плыла по голубой глади моря.
Карточки с картинками ЛОСИ, ЛОШАДЬ, БЕЛКА, КРОКОДИЛ
Задания:
1.Определить место звука [л] в слове.
2.Определить род и число.
3.Разделить слова на слоги, назвать самое длинное слово.
4.Назови картинки одним словом. Какое животное лишнее? (2 варианта: лошадь, крокодил)
5.Назови детенышей животных.
6.Придумай предложения по картинкам.
7.Пересказы рассказов о данных животных.
Карточки с картинками ЛАСТОЧКА, ПУГАЛО, БУЛКА, КЛОУН
Задания:
1.Определите место звука [л] в слове.
2.Раздели слова на слоги.
3. Определи род.
4.Измени слово булка так, чтобы в нем стало 3 слога.
5.Измени слово булка так, чтобы оно превратилось в название животного.
6.Я назову признак предмета, а вы должны угадать сам предмет по его признаку: ВЕСЕЛЫЙ, СТАРШНОЕ, ПЕРЕЛЕТНАЯ, СДОБНАЯ.
7.Игра в мяч « Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов)
Что делает клоун? (веселит)
Что делает пугало? (пугает)
Встает - … (ложится)
Грустит - … (улыбается)
Смеется - … (плачет)
Строит - … (ломает)
8.Речь с движением:
Ло-ло-ло – в огороде пугало (руки развести в стороны, напрячь)
Ла-ла-ла – не боимся пугала (руки на пояс, наклоны в стороны)
Пугало, пугало, прыгало, прыгало
На одной ножке
В лес по дорожке. (прыгать то на правой, то на левой ноги попеременно)
9.Что охраняет пугало? Найти на кубиках овощи, в названии которых есть звук [л]
Карточка с картинками ТАРЕЛКА, ВИЛКА, СТОЛ, ЛОЖКА
Задания:
1.Определите место звука [л] в слове.
2.Раздели слова на слоги. Какое слово самое длинное? Самое короткое?
3.Какая картинка лишняя? (стол)
4.Измените слово стол, чтобы в нем стало 2 слога.
5.Подобрать к слову СТОЛ родственные слова.
6.Измените слова ВИЛКА, ЛОЖКА так, чтобы в них стало 3 слога.
7.Сочинить рассказ от имени стола, вилки, ложки, тарелки.
Карточки с картинками СЛОН, АКУЛА, ВОЛК, ПОДСОЛНУХ
Задания:
1.Определить место звука в слове.
2.Разделить слова на слоги
3.Определить род.
4.Отгадайте предметы по их признакам: УШАСТЫЙ, СТРАШНАЯ, ЗОЛОТОЙ, ГОЛОДНЫЙ.
5.Подбор родственных слов к словам СЛОН, ВОЛК.
6.Составление рассказа по картинке «Слон»
Комментарии пользователей