Тема: «Дифференциация предлогов НА и ПОД»
Цель: закрепить навыки практического употребления в речи предлогов НА, ПОД
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить представления детей об одежде, обуви, головных уборах, частях тела, игрушках, мебели, о сезонных изменениях.
• Учить решать проблемные задачи.
Коррекционные задачи:
• Формировать пространственные представления.
• Актуализировать словарь по темам «Одежда, обувь, головные уборы», «Зима. Зимние забавы», «Игрушки», «Мебель», «Части тела».
• Повышать речевую и мыслительную активность.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
• Развивать мелкую моторику и общие движения.
Воспитательные:
• Воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, старательность, желание помогать.
Оборудование:
У логопеда - куклы Хрюша и Каркуша, одежда (брюки, шорты, колготы, носки, футболка, комбинезон, свитер, куртка (с меховым воротником), шарф, варежки,), обувь (сандалии, ботинки), головные уборы (панамка, шапка ) аудиозапись «Марш оловянных солдатиков», игрушечная мебель (диван, кресло, стул, стол), парные картинки для составления предложений с предлогами, карточки с изображением героев занятия, полоски для схемы предложения, символы предлогов НА и ПОД.
У детей – большие конверты с символами предлогов, маленькие конверты с полосочками, сюжетные картинки.
Словарная работа: гарнитур
Предварительная работа: разучивание двустишия
Отдохнуло наше тело,
Что же, примемся за дело.
Ход занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Гости пришли посмотреть, как много мы знаем и умеем.
- Там, там, там, тихо сели по местам.
- Спинки … (прямые).
- Глазки смотрят … (на Вас).
- Руки не мешают, а … (помогают)
- Ротики не болтают, а … (отвечают)
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.
Слышится карканье.
- Кто бы это мог быть? (Ворона)
Влетает оранжевая ворона.
- Здрравствуйте, ребята!
- Да это же наша старая знакомая Каркуша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Но как-то странно она выглядит. (Она оранжевая)
- Прррриближается весна, карр, карр, и мне хочется быть ярррркой и кррррасивой, вот я и покррррасила свои пёррррышки в орррранжевый цвет, карр, карр. Прррравда крррасиво!?
(Звучат ответы детей)
- Каркуша, делу время, потехе час.
Время занятий настало для нас!
Хочешь присоединиться к нам?
- С пррревеликим удовольствием.
- Тогда присаживайся.
- Сейчас я буду давать Вам трудные задания. Но повторять буду только один раз, поэтому слушать нужно внимательно.
- Ладони под стул, ладони на голову …
- А можно я попрробую, карр, дать ребятам задание, карр, карр?
- Попробуй.
- Ладони стол …
- Ребята, вы поняли, что нужно сделать? (Нет)
- Почему не понятно?
- Какие слова потеряла Каркуша? (Маленькие слова НА и ПОД)
- Зачем нужны слова НА и ПОД?
- них и нельзя обойтись.
- Послушайте ещё раз: «Ладони на стол, ладони под стол».
- Какие слова помогли выполнить задание? (НА и ПОД)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- Расскажи, … (Сегодня мы будем говорить о маленьких словах НА и ПОД)
- Ой, какая я забывчивая, каррр. У Вррединки же сегодня день ррррождения, и она прросила меня, карр. передать приглашение на праздник Филе, Степашке, Хрюше, Мишутке, и другим её друзьям, и, конечно же, вам, ребята. Карр, карр. Ну, вот, вам я приглашение передала, карр, полечу дальше. До свидания, кар, кар!
- Ну что ж ребята, примем приглашение?
- Договорились, мы пойдём в гости к Врединке, а по пути поговорим о словах НА и ПОД. А в подарок захватим символы-подсказки (показ), ведь, скорее всего, Врединка, как и Каркуша, не знает маленьких слов-помощников.
- Что у меня в руках? (Симвла слова НА)
- О чём он рассказывает? (О том, что мы говорим НА, когда предмет сверху)
- Что у меня в руках? (Символ слова ПОД)
- О чём он рассказывает? (О том, что мы говорим ПОД, когда предмет внизу)
- Заглянем для начала к Хрюше.
3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ «НА» И «ПОД».
Д.И. «ПОМОЖЕМ ХРЮШЕ СОБРАТЬСЯ В ГОСТИ»
А вот и его комната.
(На столе комната Хрюши. В комнате беспорядок. Все вещи разбросаны. Хрюша стоит посреди комнаты в трусах и в майке.).
Где носок?
А вон – под креслом!
Где рубашка?
На полу!
Куртки тоже нет на месте ….
Вот! Нашёл – она в углу! –
Там вчера я раздевался ….
Шарф … куда ж он подевался?
Где ботинки? Не найду?!
Загляну-ка под кровать!…
Хрюша наш идёт гулять!!!
- Давайте поможем Хрюше собраться. Сначала расскажите, где лежат Хрюшины вещи, используя маленькое слово ПОД.
- А теперь используем слово НА.
(Дети составляют предложения типа: «Рубашка лежит под кроватью», то же с брюками, шортами, колготами, носками, футболкой, комбинезоном, свитером, панамкой, шапка, сандалиями,, сапогами, курткой (с меховым воротником), шарфом,, варежками)
По мере нахождения, вещи выкладываются на стол.
- Вспомните, какое сейчас время года, и ответьте, вся ли найденная нами одежда понадобится сейчас Хрюше?
Почему?
- Давайте повесим на спинку дивана ту одежду, которая понадобится Хрюше.
(Вызывается один ребёнок.)
- Для какого времени года предназначена оставшаяся одежда?
- Разложим вещи в том порядке, в каком Хрюша будет их надевать.
(Вызывается один ребёнок.)
- Поможем Хрюше одеться. Выходим по одному и рассказываем, что на что надеваем: «Я надену рубашку на туловище».
- Какое маленькое слово помогло нам правильно рассказать о том, что мы надевали Хрюше? (Маленькое слово НА)
- Хрюша одет. Взгляните, некоторые предметы его одежды одного цвета. Собрание похожих по материалу или цвету вещей, называют красивым словом ГАРНИТУР.
- Повторим это слово по слогам: ГАР-НИ-ТУР.
- А теперь произнесём всё слово: ГАРНИТУР.
- Перечислите, что из Хрюшиной одежды входит в ГАРНИТУР. (Варежки, шапка, шарф)
- Бывает гарнитур одежды, а бывает мебельный гарнитур.
- Можно ли Хрюшину мебель назвать гарнитуром? (Да. Она одного цвета)
- Молодцы. Отправляемся дальше.
4. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ДВУМ ОПОРНЫМ СЛОВАМ И ЗАДАННОМУ ПРЕДЛОГУ.
Д.И.»НАВЕДИ ПОРЯДОК»
- Заглянем к Филе. Филя убирает свою комнату. Давайте поможем убрать все вещи по своим местам..
- Посмотрите на карточки. Они помогут вам понять, где какой предмет должен находиться. Составьте предложения, используя маленькие слова НА и ПОД.
Логопед выставляет на наборное полотно по одной паре картинок (ваза и стол, книга и полка, мяч и кровать, кукла и стул, машинка и телевизор)
5. Д.И. УЗНАЙ ГОСТЯ.
Вот мы и у Врединки. Здесь уже много гостей.. Отгадайте, кто пришёл. Назовите маленькое слово, встретившееся в загадке.
• Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы. (Зайчонок Степашка)
• Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна, просыпается от сна. (Медвежонок Мишутка)
Отворилась тихо дверь, и вошёл усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко,и
• умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род – на охоту вышел … (котёнок Царапка)
• С хозяином дружит, дом сторожит. Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака Филя)
6. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. ВЫПОЛНИ КОМАНДУ.
- Первым делом друзья решили поиграть.
Мишутка предложил игру «Выполни команду». Давайте и мы немножко поиграем. Выходите на ковёр, вставайте в кружок. Запоминаем правила игры.
Пока звучит музыка, вы шагаете друг за другом. Как только музыка остановилась – слушаете мою команду. Отдавать команду я буду тихо и для того, чтобы её услышать, никто не должен разговаривать.
Ножками затопали, зашагали по полу.
Положите правую руку на левое плечо.
Хлопните в ладоши под левым коленом.
Положите ладони на голову.
Поставьте руки на пояс.
Руки под подбородок.
Вытяните руки вперёд и положите левую ладонь под правую.
Отдохнуло наше тело, что же, примемся за дело.
Там, там, там. Тихо сели по местам.
7. ДОБАВЛЕНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОПУЩЕННОГО ПРЕДЛОГА.
Д.И. ИСПРАВЬ ОШИБКИ
Пока друзья играли, ёж смотрел в окно и записывал всё, что видел во дворе. Вот что у него получилось.
- Понятно нам, что увидел ёжик?
- Почему? Чего не хватает?
Вызывают предложения улыбки –
Есть неточности, есть и ошибки.
Обрадуем ёжика и друзей,
Исправим ошибки скорей.
Я ещё раз произнесу предложение, а вы покажите мне подходящий символ
На лицах светятся улыбки –
Исправить мы смогли ошибки.
Запишем, что у нас получилось – составим схему первого предложения.
Бабушка сидит на скамейке.
(Один ребёнок выкладывает схему на доске.)
- Повторите предложение.
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое первое слово?
- Покажите пальчиком это слово.
- Какое второе слово?
- Покажите пальчиком это слово.
- Какое третье слово?
- Покажите пальчиком это слово.
- Какое четвёртое слово?
- Покажите пальчиком это слово.
- Поднимите руки, у кого такая же схема как на доске.
- Придумайте своё предложение, подходящее к этой схеме. Используйте маленькие слова, которые мы сегодня повторяли.
(Ответы детей)
- Убрали полосочки.
8. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДЛОГОВ «НА» И «ПОД».
Д.И. ЖМУРКИ.
Друзья решили поиграть в жмурки. Водит котёнок Царапка. Подскажем ему, кто куда забрался.
Взяли картинки. Перевернули. Посмотрели на них.
Составляем предложение и подставляем картинку к подходящему символу на доске.
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Какие маленькие слова помогли нам составить предложения?
Когда мы используем слово НА?
А когда используем слово ПОД?
Занятие окончено. Все ребятки хорошо занимались. Настало время получить угощение.
Комментарии пользователей