Титаренко Г.Б. учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар
Артёменко С.Э. воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитии речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и в не их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр ("Назови слово", "Скажи наоборот" и другие). В играх развивается мышление и речь, которые тесно связаны между собой ("Угадай, что мы задумали!", "Что сначала, что потом?", "Давай подумаем"). При общении детей в игре активизируется речь, решаются спорные вопросы. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы, что в свою очередь приводит к развитию речи (диалогической).
Логопедическая работа осуществляется в форме обучения. Обучение проходит преимущественно в виде специальных групповых игр. Игра, как известно, активизирует ребёнка к разговору и служит прекрасным средством совершенствования его речи.
Первое место занимает игра в куклы, с которыми "дети охотно и не принуждённо разговаривают". Так же дети любят разговаривать по телефону. В игре дети охотно, легко и быстро, часто не заметно для себя, усваивают правильное произношение звуков.
Для логопедической работы можно использовать любые виды игр, применяемых в детских садах. При проведении дидактических игр должно считаться с индивидуальными особенностями детей, слабым давать более лёгкий речевой материал, сильным – более трудный, робких – подбадривать, бойких – подзадоривать, слишком резвых – притормаживать.
«Игра…без активной деятельности – всегда плохая игра». Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребёнка определённой умственной работы. Задачи дидактических игр разнообразны. Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание.
Для умственного развития детей:
- сравнение предметов;
- отгадывание и загадывание загадок;
- определение предмета по его признаку
(цвет и форма);
- обобщение предметов и так далее.
Сравнение – один из важнейших приёмов познания окружающего мира. Установление сходства и различия хороши дидактические разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, чашки. Чтобы собрать, например, пирамидку, требуется сравнивать кольца по размеру, цвету. Труднее сравнение по представлению: «Что изменилось?», «Что не так?», требуется сравнить расположение предметов, их внешний вид с тем, что было раньше.
Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно провести игры: "Чудесный мешочек", словесные игры на обобщение: "Кому что нужно?".
Дидактические игры на развитие речевого слуха: "Угадай, что я сделала?", "Запомни, повтори", "Угадай, кто позвал?", "Эхо".
Дидактические игры на звукоподражание : " Кто как кричит", "Поезд", "Лошадки".
Игры особенно полезны в логопедической работе, так как в них наиболее активно проявляются отношения детей.
В логопедических группах применяют набор картинок и игрушек, речевое лото, парные картинки, конструктивные картинки, подбери предмет.
Дидактические игры на ориентировку на плоскости, внимания, наблюдательность:
- лабиринты;
- подбери правильно деталь;
- что лишнее?;
- найди разницу;
- найди силуэт;
- путешествие по карте.
Готовность ребёнка к получению новых знаний, а так же лёгкость и быстрота их усвоения зависит от умственных способностей ребёнка, то есть умение ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно анализировать происходящее.
Ниже приведён пример игры
«Путешествие по карте», при помощи геометрических фигур, разнообразных знаков.
направлений, Дидактическая задача: активизировать процессы
мышления, наблюдательности,
ориентировки на плоскости,
речи детей.
Игровое правило: получив в руки карточку, пройти
по ней маршрут до конца;
рассказать по какой дороге идёт
и куда попадает, называя при
этом пункты, по которым он
проходит.
Игровое действие: правильно пройти по маршруту до
конца при помощи карточки, кто
ошибается, платит фант.
Ход игры:
Ребёнок, рассматривает большую карту, на которой изображены разные маршруты. Проводится небольшая беседа о содержании карты. Затем раздаётся маленькая карточка одного из маршрутов, объясняется, как правильно надо пройти по маршруту, соблюдая повороты и сверяясь со знаками.
«Куда приведут эти дорожки?»
Ребёнок, проходя по маршруту, рассказывает, как он проходит этот маршрут, называя направления и знаки, которые он проходит. Остальные дети наблюдают, правильно ли он проходит маршрут. Когда пройдёт первый ребёнок, следом идёт по своему маршруту другой ребёнок. Если ребёнок ошибается, платит фант. В конце игры фант исполняет желание (читает стихотворение, рассказывает сказку, танцует и так далее).
Выигрывает тот, кто правильно прошёл маршрут. Он загадывает желание тому, кто проиграл. Аналогично проводятся другие игры.
Желаю удачи!!!
Используемая литература:
А. К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду» М. 1991 г.
А. И. Сорокина « Дидактические игры в детском саду» М. 1982 г.
Р.И.Бардина Психолог в детском саду «Куда не ходят поезда?» журнал «Карапуз» 2000г.
Комментарии пользователей