Титаренко Г.Б., учитель – логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар;
Артеменко С.Э., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар
Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребенка.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую – то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Для коррекции и профилактики эмоциональных состояний используются этюды и игры. Этюды на выражение основных эмоций: «Любопытный», «Раздумье», «Круглые глаза», «Ласка», «Грязная бумажка», «Сердитый дедушка», «Гроза», «Ваське стыдно», «Разные настроения», «Внимательный и добрый мальчик», «Вежливый ребенок», «Застенчивый мальчик».
Этюды на выражение положительного поведения: «Два друга» (после чтения стихотворения Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли и пантомимикой его иллюстрируют).
Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
В нашей работе мы разработали и изготовили дидактическую игру «Книга эмоций», где объединили эмоции, настроения и знания хороших и плохих поступков.
В «книге эмоций» разместили четыре дидактических игры: «Разные эмоции», «Собери портрет-настроение», «Нарисуй свое настроение», «Что такое хорошо, что такое плохо».
Игра «Разные эмоции»
Дидактическая задача:
учить узнавать эмоцию по
маске;
уметь изобразить её;
снижать эмоциональное
напряжение;
тренировать психомоторные
функции;
корректировать
нежелательные черты
характера.
Игровое правило: надевать можно только одну маску.
Игровые действия: угадывание эмоций по маске,
воспроизведение эмоции детьми.
Ход игры
Дети садятся полукругом. Один ребенок берет маску из «Книги эмоций», одевает её. Дети отгадывают, какая эмоция изображена на маске и изображают её. Затем следующую маску берет тот ребенок, который лучше всех воспроизвел эмоцию маски.
Игра «Собери портрет – настроения»
Дидактическая задача:
упражнять детей собирать
портрет из отдельных частей;
закреплять знания детей о
частях лица и об эмоциях;
снижать эмоциональное
напряжение;
корректировать
нежелательные черты
характера.
Игровое правило: правильно собрать из частей
целый портрет. Игровые действия: нахождение и складывание частей
портрета.
Ход игры
Дети рассматривают маски эмоций, затем из частей: носа, губ, рта, глаз, волос составляют портрет, выбранной эмоции. Побеждает тот, кто правильно соберет портрет.
Игра «Нарисуй своё настроение»
Дидактическая задача:
упражнять детей в умении
понять своё настроение;
учить выражать его в
определенном символе:
солнышко (радость), тучка
(грусть), нотка
(веселость).
Игровое правило: рисовать только один символ.
Игровые действия: рисование определенного символа
настроения в соответствующем
дне недели.
Ход игры
Ребенок определив свое настроение, выбирает определенный символ: солнышко (радость), нотка (веселость), тучка (грусть). Затем берет фломастер нужного цвета: желтый (солнышко), синий (тучка), красный (нотка) и рисует свой выбранный символ в определенном месте (напротив своей фотографии), в соответствующем дне недели. Дети рисуют свое настроение каждый день в любое время дня, когда им захочется. Ребенку необходимо правильно отобразить своё настроение.
Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Дидактическая задача:
обращать внимание детей на
то, что добрые чувства,
поступки, отношения и дела
вызывают уважение, дружбу,
любовь;
уточнить, что добро
противостоит злу, ссорам,
лжи, зависти;
развивать положительные
эмоции;
корректировать
нежелательные черты
характера;
воспитывать желание
совершать хорошие поступки;
развивать связную речь.
Игровая задача: узнать по картинкам, что такое
хорошо, что такое плохо.
Игровые действия: отгадывание по картинкам,
хороший или плохой поступок;
сравнивание поступков;
разложить разрезные картинки.
Ход игры
Дети рассматривают и сравнивают картинки плохих и хороших поступков. Объясняют, чем поступок плох, чем хорош.
Разрезные картинки раздаются детям по несколько штук. Дети раскладывают картинки на плохие и хорошие поступки, объясняя при этом, какой этот поступок.
Выигрывает тот ребёнок, который точнее и правильнее объяснит тот или иной поступок на картинке.
«Книга эмоций» помогает нам формировать положительный, эмоциональный и психический настрой ребёнка, формировать нравственное представление о бережном отношении друг к другу, к окружающим. Переживать хорошее, как радость, испытывать неприязнь к плохому. Ребёнок начинает лучше разбираться в своих эмоциональных ощущениях и чувствах, в своём настроении и в настроении других детей.
Желаем удачи!!!
Используемая литература: М.И.Чистякова Психогимнастика М. 1990 г.
Комментарии пользователей