Кокарева Татьяна Александровна, учитель-логопед
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1»
162000, Вологодская область, г. Грязовец, ул. Привокзальная, д.3а
Тел.8-8911-521-07-43, e-mail – tatyana-17.10 @ mail.ru
Дата рождения: 17.10.72. Паспорт: серия 19 99 № 054268 выдан Грязовецким РОВД Вологодской области выдан 07.10.99.,
страховое свидетельство №065-883-675-18, ИНН № 352901882224
«Неделя красивой речи» в детском саду.
Идея проведения «Недели красивой речи» возникла в связи с необходимостью привлечь внимание родителей и педагогов к речи детей, автоматизировать поставленные звуки в связной речи дошкольников.
Дети получили «бейджик-напоминание» с буквой. Он означал, что ребенок должен правильно произносить поставленный звук в словах и все окружающие взрослые (воспитатели, младший воспитатель, специалисты и др.) должны поправлять в речи ребенка слова с данным звуком.
Для родителей в раздевальной комнате была предложена информация о речевом режиме во время проведения «Недели красивой речи». (Приложение 1) Родители получили предложение поучаствовать в конкурсе «Портрет буквы». Условия конкурса были заранее вклеены в тетрадь для индивидуальных работ.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие в конкурсе «Портрет буквы».
Условия конкурса:
• На листе формата А-4 (альбомный лист) нарисовать, вылепить или сделать аппликацию буквы, обозначающую звук, над закреплением которого Вы работаете со своим ребенком. Вокруг буквы наклеить картинки, в названиях которых слышится данный звук.
• Работы принимаются до 8 апреля 20010 года.
• Просим принять активное участие.
• При оценке работы будет учитываться оригинальность, аккуратность и качество.
• Победителей и участников ждут поощрительные призы.
Учитель-логопед
Старший воспитатель
Во время проведения «Недели красивой речи» воспитатели группы и работники детского сада постоянно обращали внимание на речь детей, давали образцы правильной и красивой речи, вели разъяснительно-просветительскую работу с родителями.
Подведением итогов «Недели красивой речи» стал «Праздник красивой речи» (Приложение 2) в рамках «Недели здоровья». На празднике дети были разделены на две команды: «Звуковичок» (у детей автоматизируются звуки Ш, Ж) и «Моторчик» (у детей автоматизируются звуки Р, Рь). В командах участвовали те дети, которые занимаются на логопедическом пункте. Остальные дети - зрители, команда поддержки. Дошкольники посоревновались в конкурсах: «Скороговорки», «Угадай предмет», «Вспомни сказочного героя», «Буква заблудилась». Зрители не остались в стороне, поддержали участников команд своими ответами, в случае затруднения конкурсантов. Активно работало жюри: воспитатель и младший воспитатель.
В качестве призов дети получили специально подготовленные и распечатанные книжки-раскраски с чистоговорками и скороговорками.
В заключение праздника подведены итоги конкурса «Портрет буквы». В конкурсе приняли участие 10 семей. Работы выполнены самыми разными способами и оценены в следующих номинациях: «Мозаика», «Игра», «Веселый фломастер», «Коллаж», «Компьютерные технологии», «Семейное содружество», «Самостоятельность и творчество», «Оригинальный взгляд», «Калейдоскоп», «Тестопластика». Участникам вручены и сладкие призы.
Опыт проведения праздника показал, что такая форма работы приемлема, необходима и интересна не только детям, но и взрослым.
Такие праздники необходимы, т.к.:
• организуют родителей на сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения;
• помогают детям автоматизировать поставленные звуки в речи;
• акцентируют внимание детей, родителей, педагогов на собственной речи и речи окружающих.
Материал для папки-передвижки
Во время проведения «Недели красивой речи»:
• Создаем «Единый речевой режим» в детском саду и дома, т.е. контролируем речь детей, закрепляем в речи дошкольников поставленные звуки (для каждого ребенка используется специальный «бейджик – напоминание» с буквой)
• Дома и в детском саду читаем с детьми рассказы, сказки и разучиваем стихи
• Употребляем в речи вместе с детьми «волшебные слова»: «Спасибо», «Пожалуйста», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Здравствуйте», «Извините», «До свидания», «Будьте любезны», «Будьте добры», «Приятного аппетита» и др.
• Для родителей предлагается конкурс «Портрет буквы»(условия в тетрадях детей для индивидуальной работы с логопедом)
Уважаемые родители!
Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?
Учите детей говорить! Учась говорить, они учатся думать. Говорить нужно тоже правильно.
Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.
Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут и логопед, и воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (использования) элементарных принципов любого обучения.
• Ребенок должен учиться играя
• В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результатов
• Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость
• Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота!) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.
Основные требования к «Единому речевому режиму»
• Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, помощника воспитателя, всех членов педагогического коллектива и родителей должна быть образцом для дошкольника
• Каждому педагогу группы и родителям необходимо знать речевые возможности ребенка в конкретный период
• Всем педагогам и родителям необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов, терминов
• Каждый педагог и родители обязаны всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей, но делать это нужно спокойно и тактично. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению речевых недостатков. На занятиях, напротив, стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагать детям найти ошибку и исправить ее.
• В присутствии ребенка никогда не следует высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех.
• Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять
Приложение 2
Праздник красивой речи
Цель: автоматизировать поставленные звуки Р, Ш, Ж в связной речи
Задачи:
• развивать фонематическое восприятие,
• развивать темп и ритм речи;
• развивать языковое чутье, умение слушать других;
• формировать фонематические представления;
• закреплять умение задавать вопросы;
• воспитывать любовь к родной речи.
Детей разделить на 2 команды «Моторчик» (дети, у которых автоматизируется звук Р) и «Звуковичок» (дети, у которых автоматизируются звуки Ш, Ж). У каждого ребенка свой бейджик -напоминание с буквой. Праздник проводится в рамках «Недели красивой речи», как подведение итогов.
Ход праздника:
Логопед. - Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите пригласить вас в путешествие по стране «Красивой, правильной речи». Помогать нам будет веселый паровозик и команды детей «Моторчик» и «Звуковичок» (представить участвующих детей). У детей – эмблемы.
Команда «Моторчик» представляет свою команду, читает стихотворение П. Высоцкого «Почему?»
Логопед. - Послушайте, почему команда называется «Моторчик».
Почему?
Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат: «Гар-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят: «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р».
Не скажу я никому,
Почему
Летит вертолет: «Др-р-р»,
Трактор ревет: «Тр-р-р»,
Катер плывет: «Шр-р-р».
И не догадается никто,
Что
Тигры рычат,
Вороны кричат,
Ставни скрипят,
Кони храпят,
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать!...
Команда «Звуковичок» представляет стихотворение С.Михалкова «Сашина каша»
Сашина каша
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно –
Как люди говорят,
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может…
Он может, но не хочет
За речью последить –
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Логопед. - Скажите, пожалуйста, зачем нужно красиво и правильно говорить? (Ответы детей.)
Начинаем наше путешествие. Во время путешествия говорить нужно понятно, красиво и правильно. Вас будет оценивать наше жюри. Каждый конкурс оценивается жетоном, который кладется в коробочку с соответствующей эмблемой.
Паровозик, в путь.
1 остановка. «Скороговорки»
Для каждой команды предложить произнести правильно и красиво 2 скороговорки. Сначала проговорить в медленном темпе, затем в быстром.
«Моторчик».
Тары - бары, растабары!
У Тамары куры стары!
На горе, на горке
Герой наш Егорка.
«Звуковичок»
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Шишки на сосне,
Шашки на столе.
2 остановка. «Отгадай предмет». Чья команда быстрей отгадает? Педагог читает описание предмета по одному предложению. Тот, кто догадался, поднимает руку.
• Это ягода. Она бывает черного, красного и даже белого цвета. Ягода маленькая, похожа на бусину. Ягода эта кисло-сладкая. Из нее можно приготовить варенье, компот. (черная смородина)
• Это животное. Оно дикое. Животное серого цвета. Животное похоже на большую гору. Живет в теплых странах. У него большие, толстые ноги, как бревна. Большие уши, как два лопуха. Есть два бивня. Маленькие глазки. У животного есть длинный хобот. (слон)
• Это посуда. Она бывает большой и маленькой. У нее есть две ручки и крышка. Она бывает эмалированная, аллюминевая. В ней варят суп, тушат картошку.
• Это домашнее животное. Это животное может быть белого, черного, рыжего цвета или каждого цвета понемногу. У животного есть уши, хвост, туловище и лапы. Животное ловит мышей.
3 остановка. «Сказочные герои».
Динамическая пауза «Буратино». Проводит ребенок из группы.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Задание. Команде «Моторчик» вспомнить сказочных героев, в названиях которых есть звук Р.
Команде «Звуковичок» вспомнить сказочных героев, в названиях которых есть звуки Ш, Ж.
4 остановка. Игра со зрителями. «Назови маленький предмет».
Учитель-логопед называет предмет. Ребенок называет его с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (Например, стол – столик)
Слова: кот, мышь, собака, рыба, мешок.
5 остановка. Игра «Буква заблудились».
Двустишия читаются по очереди для каждой команды.
Для команды «Моторчик».
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка.
Роет землю старый кот,
Под землею он живет.
Для команды «Звуковичок»
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Маша песенку учила,
Мошка хвостик свой ловила.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Подведение итогов игры. В качестве призов дети получают специально подготовленные и распечатанные книжки-раскраски с чистоговорками и скороговорками.
В заключение праздника подведены итоги конкурса «Портрет буквы».
Используемая литература:
1. Анищенкова Е.С. речевая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Гуськова А.А. Малые фольклорные жанры в формровании звуковой культуры речи. – ж. «Логопед», № 1, 2008.
4. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «Гном-Пресс», 1997.
5. Модылевская И.Б. Логопедические праздники в школе. – ж. «Логопед», № 1, 2008.
6. Овчинникова Т.В. Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей.- ж. «Логопед», № 3, 2008.
7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
8. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.
9. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы. – М.: ТЦ Сфера,2006.
Комментарии пользователей