Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Кокарева Татьяна Александровна, учитель-логопед
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1»
162000, Вологодская область, г.Грязовец, ул.Обнорского, д.17
Тел.8-817-55-2-15-36; факс. 8-817-55-2-05-34, e-mail: tatyana-17.10 @mail.ru
«Партнерство образовательного учреждения и семьи в логопедической работе»
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта
Кем мечтают стать современные дети? Мечты о профессиях разные, но одно несомненно: всем хочется стать успешными в жизни. Большую роль в достижении этого играет наша речь – умная, грамотная и правильная. Учиться ей необходимо всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Поможет в таком непростом деле учитель-логопед.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Многолетняя практика логопедической деятельности подтверждает необходимость привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи воспитанника. В коррекционной работе важно заручиться поддержкой родителей, стать не просто союзниками, но и грамотными помощниками друг другу.
Иногда родители не уделяют должного внимания упражнениям на преодоление речевых проблем. Это связано с двумя причинами:
• родители не слышат недостатков речи своих детей;
• не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему много огорчений. Сверстники порой высмеивают его, взрослые делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение важно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Для этого необходима просветительская работа с родителями. Приобретенные знания помогают родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.
В работе с родителями эффективно используются различные формы:
• выступления-практикумы и выступления-презентации на родительских собраниях;
• индивидуальные консультации;
• организация совместной работы взрослых и детей по выполнению логопедических заданий дома;
• наглядная информация;
• проведение индивидуального занятия с ребенком в присутствии родителя;
• анкеты;
• буклеты.
Основа взаимоотношений учителя-логопеда с родителями закладывается при знакомстве на первом собрании в группе. Для родителей младших групп дается информация по профилактике речевых нарушений у детей. (Приложение 1) Для родителей средней и старших групп обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. Проводится практикум по выполнению артикуляционных упражнений. (Приложение 2) Родители перед зеркалами пробуют выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что и взрослым это нелегко.
Использование мультимедийных презентаций на родительских собраниях помогает доступнее подать информацию и заинтересовать родителей. (Приложение 3) Детские фотографии, иллюстрирующие процесс выполнения упражнений на слайдах презентации, пробуждают желание присоединиться к выполнению заданий и помочь ребенку. Просмотр видеофрагментов логопедических занятий с детьми стимулирует родителей на дальнейшую работу.
Перед собранием необходимо подобрать литературу, изучение которой поможет родителям в преодолении проблем. После собрания можно просмотреть предложенные книги, записать необходимую информацию и даже сделать заказ на приобретение.
В просветительской деятельности используются современные вспомогательные средства:
• информационные стенды;
• папки-передвижки;
• буклеты.
Информационные стенды и папки-передвижки дают информацию родителям по развитию речи, знакомят со справочным материалом из газет и журналов. Буклеты дают рекомендации о том, как правильно заниматься с детьми дома и представляют собой краткую памятку-руководство.
Для удобства родителей логопед работает 2 раза в неделю в вечернее время. Взрослые приглашаются на индивидуальные занятия с ребенком. Мама или папа может увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается и в совместном выполнении заданий дома, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях. Используя предложенный материал для исправления речевой патологии, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на занятиях речевых навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, т.е. в повседневной жизни.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему успешному школьному обучению.
Приложение 1.
Особенности речи и профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
/Выступление на родительском собрании. II младшая группа./
Три года – возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять интересующие ребенка моменты. Задавая вопросы, малыш просто хочет больше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить.
Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, числительные. Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов.
И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки.
Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. В этом возрасте ребенок не всегда может верно произнести шипящие звуки [ ш, ж, ч, щ], сонорные [ л, ль, р, рь]. В некоторых словах, особенно в труднопроизносимых, ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, магазин – гамазин, покатай – копатай.
Однако все эти несовершенства возрастные и в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают.
В этом возрасте необходимо обогащать и расширять словарь ребенка. На помощь родителям придут книги. Чтение художественных произведений расширяет знания об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде. Важно правильно подобрать книги для чтения. Для детей четвертого года жизни стихи, рассказы, сказки должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию. Одно и то же художественное произведение можно читать по нескольку раз. Прочитав сказку или рассказ, спросите малыша, о чем говорится в них. Учите ребенка пересказывать художественные произведения. Считалки, потешки, загадки способствуют развитию не только речи, но и памяти.
Родители должны обращать внимание на развитие разговорной речи. Формирование ее происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Ребенка постоянно нужно стимулировать к речи. Например, «Катя, расскажи, где мы с тобой сегодня были?» и др.
Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь.
В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный комплекс упражнений.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3 – 5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6 – 8 раз.
Выполнить с родителями артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Чашечка», «Иголочка», «Лошадка», «Качели». (Все упражнения представлены в буклете.)
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры (примерно, 3 минуты):
• Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
• Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
• Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
• Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Предложить родителям выполнить упражнения на развитие дыхания. Подуть на различные бумажные пособия.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Физиологи установили, что развитие речи находится в непосредственной зависимости от степени тренировки рук. Поэтому развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. Для тренировки пальцев рук следует использовать пальчиковые игры. Вот такие игры можно предложить детям 3 – 4 лет.
Поиграть с родителями «Моя семья»
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я.
Вот моя семья!
Очень полезно заниматься с ребенком «конструированием» из пальчиков. На первых порах инициатива должна принадлежать взрослому. Именно он показывает, как сделать с помощью рук лодочку (прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их), цветок, очки или зайчика.
Обратить внимание родителей на выставку пособий для развития пальчиковой моторики рук.
Стимуляции двигательной и речевой функции способствуют разнообразные практические действия:
• перебор крупных деревянных бус;
• сборка деревянных или пластмассовых пирамидок;
• выкладывание из крупной мозаики разноцветных дорожек;
• шнуровка (плоские фигурки игрушек «прошиваются» шнуром по дырочкам;
• изготовление поделок из пластилина, конструктора, природных материалов;
• наматывание толстых ниток в клубок;
• обведение изображений предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях;
• завязывание и развязывание узелков на веревочках, ленточках разной толщины.
Регулярные игры и упражнения для пальчиков не только стимулируют развитие речевой функции, но и будят детское воображение, фантазию, а также незаметно готовят руку ребенка к предстоящему в школе овладению письмом.
Таким образом, в задачи родителей детей данного возраста входит обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и ее грамматической правильности, развитие артикуляционного аппарата, дыхания и пальчиковой моторики.
Приложение 2
Особенности звуковой культуры речи детей 4-5 лет
/Выступление на родительском собрании. Средняя группа./
На пятом году жизни у большинства детей завершается процесс овладения звуками родного языка.
В этом возрасте произносительная сторона речи детей значительно улучшается: полностью исчезает смягчение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах (милиционер, сковорода и др.). Большинство детей к концу года овладевает правильным произношением шипящих, звуков [Л, Р], отчётливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру (не [моко], а молоко; не [сковода], а сковорода).
Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Некоторые дошкольники нередко упорно в течение довольно длительного времени продолжают заменять трудные в артикуляционном отношении звуки более простыми, например, шипящие согласные свистящими (шапка – [сапка], жук – [зук]). До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если такие речевые недочёты наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, необходима специальная логопедическая помощь.
Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребёнка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог сам правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей ещё может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти - это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечёткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата необходима.
Предложить родителям сделать перед зеркалом 5 - 6 артикуляционных упражнений: «Лягушка», «Качели», «Лошадка», «Грибок».
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия, т.е. дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Например, игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш]», «Позвони в колокольчик», «Подними руку».
Поиграть с родителями. Инструкция: «Я буду называть слова, если Вы услышите в слове звук [ш], поднимите правую руку». Слова: стол, шапка, шкаф, стена, кошка, сыпать, сын, школа.
Развитый речевой слух даёт возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи.
В этом возрасте дети могут менять громкость своего голоса с учётом содержания высказывания, то есть возможности использования голосового аппарата у них значительно расширяются. Дети могут говорить с различной громкостью, в разном темпе.
Предложить родителям произнести чистоговорку. Произнести тихо, громко, медленно, быстро. «Тише, мыши, не шумите. Нашу Машу не будите».
Для произнесения отдельных звуков требуется сильная воздушная струя. Для этого необходимо тренировать речевое дыхание. Для тренировки подойдут самые обычные ребячьи забавы: надувание мыльных пузырей, больших шаров, резиновых игрушек, игры с дудочками, свистками.
Показать родителям игрушки для развития длительного выдоха: свечки, султанчики, качели и др. Предложить на них подуть.
В сентябре этого года было проверено звукопроизношение детей вашей группы. С чистой речью выявлено … детей. … детей зачислены для занятий на логопедический пункт, остальные будут приняты по мере освобождения мест. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Для занятий дома заводится тетрадь. В тетради записывается задание, которое ребенок выполняет совместно с родителями дома. Обычно задания даются на выходной день. В понедельник тетрадь приносится в группу. Родители помогают ребенку рисовать картинки, если требуется; обязательно проговаривают весь речевой материал.
Со всеми детьми ежедневно в группе воспитатели проводят артикуляционную гимнастику, а так же работают над развитием длительного выдоха.
Всех родители приглашаю подходить за консультацией, советом, помощью, если возникнут какие-то проблемы.
Приложение 3.
Подготовка руки дошкольника к письму
/Выступление - презентация на родительском собрании.
Подготовительная группа./
☺ «Рука – вышедший наружу мозг» - писал Кант. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функций руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
☺ Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
☺ Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма. Для того чтобы правильно и красиво писать, необходимо тренировать руку ребенка еще в дошкольном возрасте, так как техника письма требует слаженности работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
☺ Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности.
Поэтому еще до школы ребенка необходимо учить:
• правильно сидеть при письме
• правильно держать ручку – сформировать правильный захват орудия письма - щепоть
• ориентироваться в окружающем пространстве
☺ Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Для развития мелкой моторики так же можно использовать пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом - «Покрути карандаш двумя пальцами... Тремя пальцами», с катушкой из-под ниток «Закрой дырочку» и шариками, игровые упражнения типа «Посолим суп» и пр.
Полезна для детей игра «Мозаика», «Лего», работа со штампами, ручной труд (например, работа с иголкой, ножницами).
Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Умение различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих видов обучения.
☺ Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
• Показать правую, затем левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
• Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
Можно предложить и более сложные задания:
• показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу.
☺ Для формирования ориентировки в окружающем пространстве предлагаются следующие упражнения:
• Покажи, какой предмет находится справа от тебя.
• Положи книгу слева от себя.
• Положи карандаш справа от тетради.
• Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа ручку и т.д.
Интересной формой работы с детьми является графический диктант. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
Дети, у которых существуют проблемы в формировании правильного захвата ручки и нажима при письме, можно рекомендовать специальный тренажер. ☺
☺- знак переключения слайдов
Комментарии пользователей