ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока с логопатами 1 класса
по теме: «Дифференциация звуков Ч-Ц».
Цели: учить детей сравнению артикуляций двух звуков, давать характеристику звукам, учить умению найти сходство и различие между ними; соотносить звук с буквой, составлять слова из букв, самостоятельно записывать словами название картинок; учить звуковому анализу слов.
Учить восстанавливать деформированное предложение, применяя знакомые правила, заучивать стихотворение с использованием игрушек.
Воспитывать в детях самоконтроль, развивать внимание, память, фонематический слух, умение планировать свою деятельность на уроке.
Оборудование: схема характеристики согласных звуков, звуковые сигналы, тетради, ручки с цветными стержнями (красный, синий, зелёный), демонстрационные картинки: чайка, цепь, чулки, синица, цапля, спички; игрушки: ёжик и бычок.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Сядет тот, кто назовет слово со звуком Ч или Ц».
II. Уточнение артикуляции звуков Ч и Ц (положение языка в обоих случаях).
III. Характеристика звуков по схеме. (Ч – согласный, всегда мягкий, глухой, непарный (показ сигнального значка), Ц - согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный (показ сигнального значка).
Вопрос: чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, глухие и непарные).
Чем они отличаются? (1)Артикуляцией. 2)Ц – всегда твердый, а Ч – всегда мягкий).
IV. Соотнесение звука с буквой (уточнение образов букв).
V. Запись букв Ч и Ц.
Задание: продолжить строчку букв. Перед записью дети комментируют строчку букв на доске: «Мы видим чередование тройки букв Ц заглавной, ч строчной, ц строчной и Ч заглавной, ц строчной, ч строчной (Цчц Чцч Цчц Чцч … )».
VI. Задание логопеда: «Я буду называть звуки Ч или Ц, а вы на следующей строчке будете рисовать стрелочки: зелёную вверх вместо буквы ч ( ↑ ), синюю вниз вместо буквы ц ( ↓ )». Проверка задания: вместо стрелочек дети называют звуки.
VII. Игра «Соберите буквы в слова». (ч,р,е,а,к – речка, р,у,и,к,а,ц – курица).
Правило: кто догадался, тот поднимет руку. Детям, для которых задание трудновыполнимо, подсказывают вслух по одной букве логопаты, которые догадались быстрее: «первая буква эр (дается время подумать), вторая е, и т.д., пока ребенок не догадается сам.
VIII. Запись слов по названию картинок. На фланелеграфе картинки: чайка, цепь, чулки, синица, цапля, спички. Задание: записать слова в тетрадь через запятую. Перед написанием дети произносят слова хором, уточняя правила: ча, чу; первое слово с большой буквы, в конце последнего – точка.
IX. Звуковой анализ слова цепь разноцветными ручками (дети под каждой буквой обозначают кружочком соответствующий звук – гласный (красный), согласный твердый (синий), мягкий (зеленый). Проверка сделанной работы с подробной характеристикой каждого звука детьми (по цепочке за партой или у доски). Сравнение количества звуков и букв в слове.
X. Физминутка:
Ца-ча-ца-ча-ца-ча-ча- касаются большим пальцем обеих рук других пальцев поочередно
Мы увидели грача. ладони – на грудь, затем – машут руками, как крыльями
Он на веточке сидит, присели
Во все стороны глядит. повороты головой в разные стороны
Ветка наклоняется, стоя, наклоны с опусканием рук вперед-вниз
Птица-грач качается. стоя, покачивание поднятых рук из стороны в сторону
XI. Восстановление деформированного предложения: жили сестрицка алонушка и братеч Иванюшка
Дети находят ошибки и исправляют, объясняя правила. Записывают исправленное предложение в тетрадь.
XII. Выставляются игрушки: ёжик, бычок. Чтение стихотворения C.Б. Успенского сопровождается показом.
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
«В рот не суй, что попадётся!»
Вопросы.
Какое стихотворение: шуточное или серьёзное? Почему?
Кого встретил бычок? Что произошло после этого?
XIII. Заучивание стихотворения с детьми.
XIV. Итог урока.
Комментарии пользователей