Предупреждение дисграфии: работа над формированием слоговой структуры слова
Предупреждение дисграфии: работа над формированием слоговой структуры слова
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Предупреждение дисграфии у детей с нарушениями речи:
работа над формированием слоговой структуры слова
Учитель-логопед детского сада № 378 г. Казани
Волкова Наталья Николаевна
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Важно правильное соотношение между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Правильное овладение слоговой структурой слова залог успешного обучения в школе, необходимое средство при профилактике дисграфии и дислексии.
Подготовительную работу по формированию слоговой структуры слова следует начинать с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речи взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию, умение различать на слух без зрительного подкрепления музыкальные игрушки.
Коррекционная работа проходит поэтапно, согласно типам слоговой структуры А.К. Марковой, т.е. формирование слоговой структуры слова построено таким образом, что предлагаемый материал усложняется в зависимости от наращивания количества и использования различных типов слогов.
Cистема работы с каждым типом слоговой структуры такова, что первые семь типов отрабатываются в старшей группе, а остальные – в подготовительной.
Приняв за основу классификацию А.К.Марковой, мною были разработаны и используются на практике задания и упражнения для формирования слоговой структуры слов восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого типа (в стадии разработки находятся еще два последних типа слоговой структуры: это двусложные слова с двумя стечениями согласных и четырехсложные слова с открытыми слогами). Задания и упражнения постепенно усложняются, лексический материал подбирается в зависимости от возраста и от освоенности звуков. Попутно с формированием слоговой структуры слова отрабатываются и грамматические формы, проводится работа по связной речи. Материал построен в форме речевых заданий, устных и письменных упражнений, дидактических игр, имеющих в виду также и следующие цели:
1. Слоговой звукобуквенный анализ.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие лексики.
4. Формирование грамматических представлений, включающих в себя:
• упражнения на словоизменение существительных (число, род, падеж);
• упражнения на усвоение предложно-падежных конструкций;
• упражнения на словообразование существительных (образование уменьшительно-ласкательных существительных, образование существительных со значением вместилища, образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия и др.);
• упражнения на словообразование глаголов (образование слов с помощью глагольных приставок, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, образование существительных от глаголов);
• работа над родственными словами.
4. Составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 8 ТИПА (по Марковой)
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ)
1. Упражнение «Один-много»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; формирование навыков словообразования; формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Оборудование: карточки с недописанными словами, отдельно карточки с
–ТКА и –ДКА по несколько штук.
Ход игрового упражнения: детям предлагается определить, как заканчивается слово и поставить рядом со словом соответствующую карточку.
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк, -ечк, -ичк; словообразование ласкательных собственных имен женского и мужского рода.
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки (берлога, панамка, туфелька, мочалка, тюльпаны, оценка, котлета)
• Медведь зимой спит в …
• В жаркую погоду нельзя выходить на улицу без …
• Золушка на балу потеряла …
• Петя помыл тело…
• Весной в саду расцвели …
• Ученик гордится хорошей … и стыдится плохой …
• Из мясного фарша сделали …
• Кузнец работает в …
• Пограничник охраняет …
6. Упражнение «Найди и назови место картинки»
Цель: учить употреблять в речи пространственные предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ПОСЛЕ, используя слова со слоговой структурой восьмого типа; развитие внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки (примеры на табло).
Ход игрового упражнения: разложить картинки на табло (3 на 6 ячеек). В ходе игры логопед задает вопросы: что находится между той или иной картинкой, какая картинка перед какой, за ней, над ней, под ней? Где находится картинка? Какая картинка слева от нее? Справа от нее?
Картинки:
УЛИТКА
ПАВЛИНЫ
ПАНАМКА
ПРУЖИНА
ТЮЛЬПАНЫ
КАПУСТА
ДЕВОЧКА
ОБЛАКА
ОДЕЖДА
ПШЕНИЦА
ПОДУШКА
МОЧАЛКА
БАБУШКА
ДЕДУШКА
КОСЫНКА
ТУФЕЛЬКА
ИНДЮКИ
КОТЛЕТЫ
7. Упражнение «Магазин»
Цель: учить употреблять в речи слова 8 типа слоговой структуры; закрепление лексической темы «Продукты питания»; развития внимания, памяти.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных отделов в магазине (мясной отдел, хлебный, рыбный, овощной, отдел фруктов, отдел приправ, молочный, кондитерский), предметные картинки с изображением продуктов (БУБЛИКИ, КОТЛЕТЫ, КОНФЕТА, КОЛБАСА, КАПУСТА, СМЕТАНА, СЕЛЕДКА, ОГУРЦЫ, ЯБЛОКИ, ВИНОГРАД, БАРАНКИ, РЯЖЕНКА, ГОРЧИЦА, СОСИСКИ, КАРТОФЕЛЬ, БАКЛАЖАН, ИРИСКА, ПРЯНИКИ, РЕДИСКА, КАМБАЛА, ПЕЛЬМЕНИ)
Ход игрового упражнения: определить в каком отделе продается тот или иной продукт и разложить картинки по «отделам», одновременно озвучивая: огурцы продаются в овощном отделе, конфеты продаются в кондитерском отделе и т.д. Затем раздаются детям «корзинки для продуктов». Предлагается купить в магазине продукты и рассказать, что приобрели и в каком отделе.
8. Упражнение «Запомни, повтори»
Цель: закрепление употребления слов 8 типа в чистоговорках.
Две кукушки, две болтушки
Куковали на опушке:
Раз – кукушка, два – кукушка:
Оглушили всю опушку.
9. Упражнение «Отгадай ребусы»
Цель: продолжать закреплять употребление в речи слов 8 типа; развитие внимания, логического мышления.
100 лица
(столица)
КОМ
____________
ТА
(комната)
ЖДА
__________
ДЕ
(надежда)
У
_________
ШКА
(подушка)
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 9 ТИПА
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ОДНИМ СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ)
1. Упражнение «Много-один»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Голубь - воркует
Ворона - каркает
Кошка - мурлычет
Свинья - хрюкает
Курица - кудахчет
Лягушка - квакает
Утка - крякает
Журавль - курлычет
3. Упражнение «Чем отличаются эти слова»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; учить различать глаголы совершенного и несовершенного вида.
4. Упражнение «Придумай одно слово вместо двух»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; формирование навыков словообразования слов из двух основ.
Логопед:
ВЕЗДЕ ХОДИТ –
САМ СВАЛИВАЕТ –
СНЕГ ПАДАЕТ –
ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ –
ЦВЕТЫ РАЗВОДИТ –
ПЧЕЛ РАЗВОДИТ –
ЗЕМЛЮ КОПАЕТ –
БЕНЗИН ВОЗИТ –
ПО СКАЛАМ ЛАЗИТ –
ХОДИТ С ПОМОЩЬЮ ТЕПЛА –
ПТИЦ ЛОВИТ –
ЛЕТИТ С ПОМОЩЬЮ ВЕРТУШКИ –
Цель: учить употреблять в речи трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; навыки употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ЧЕК- и –ЧИК- .
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; закрепить лексическую тему «Профессии».
Играет на пианино
Управляет поездом
Продает товары
Выращивает цветы
Руководит школой
Рисует картины
Носит багаж на вокзале
Работает с камнем
Чинит часы
Копает землю
Ухаживает за садом
Мальчик, который пасет стадо животных
Ходит по лесу с ружьем и высматривает зверей
Командует солдатами
Выращивает в поле урожай зерновых культур
Спасает людей, попавших в беду
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с одним стечением согласных и закрытым слогом; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
МЛАДЕНЕЦ – КОЛЯСКА ВИНОГРАД – ИЗЮМ
КОРОВНИК – КОРОВА ГРУЗОВИК – ВОДИТЕЛЬ
КУРЯТНИК – КУРЫ АВТОБУС – ПАССАЖИРЫ
ГРЕБЕШОК – ПЕТУШОК АКВАРИУМ – РЫБКИ
ЛЕПЕСТОК – ЦВЕТОК
Образец: Младенец лежит в коляске.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 10 ТИПА
(ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ)
1. Упражнение «СТРЕЛОЧКА»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; словообразование существительных с помощью суффикса –К-, -ОШК-, -ЕШК-, -УШК-
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; учить употреблять слова в родительном падеже единственного числа.
ЛАСТОЧКА – нет ЛАСТОЧКИ
КРЫЛЕЧКО – нет КРЫЛЕЧКА
КОРМУШКА – нет КОРМУШКИ
СНЕЖИНКА – нет СНЕЖИНКИ
ГРАДУСНИК – нет ГРАДУСНИКА
ИЗБУШКА – нет ИЗБУШКИ
ЗАКЛАДКА – нет ЗАКЛАДКИ
КОРЗИНКА – нет КОРЗИНКИ
СОЛНЫШКО – нет СОЛНЫШКА
СКОРЛУПА – нет СКОРЛУПЫ
ЛАМПОЧКА – нет ЛАМПОЧКИ
КВАРТИРА – нет КВАРТИРЫ
ЧАСТУШКА – нет ЧАСТУШКИ
КИСТОЧКА – нет КИСТОЧКИ
ЗАПЛАТКА – нет ЗАПЛАТКИ
ОБЛОЖКА – нет ОБЛОЖКИ
ЛАМПОЧКА – нет ЛАМПОЧКИ
ШКАТУЛКА – нет ШКАТУЛКИ
3. Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; употребление в речи суффикса –ОЧК- и –ЕЧК-, развитие внимания, памяти, логического мышления.
Цель: учить употреблять в речи трехсложные слова с двумя стечениями согласных; навыки употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ОЧК- и –ЕЧК- .
ЛЕНТА
КРОШ А
ТУМБ А
ВЕРБ А
ПТАШ А
МОРД А
ПЛЮШ А
СКАЗ А
КРЫЛ О
СПИЧ А
СВЕЧ А
КЛЕТ А
КНОП А
КРУЖ А
ПЧЕЛ А
КЛУШ А
ГРЯД А
СЛОВ О
КЛЮШ А
ПЛИТ А
БЛУЗ А
ПРЯЖ А
СТОП А
ПРОБ А
КРЫШ А
СТЕН А
КНИЖ А
5. Упражнение «Угадай, кто это?»
Цель: учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; закрепить лексическую тему «Профессии».
Ход игры: соединить соответствующее понятие с представленным в левом столбике объяснением.
Играет в шахматы
Летает в космос
Чертит чертежи
Вставляет новое стекло
Работает на кране
Помогает врачу лечить, делает прививки и уколы
Работает на станке
Уже не мальчик, но еще не юноша
Рассказывает сказки
Действует против кого-то
7. Упражнение «Объясни, чем отличаются слова.
Составь с парами слов предложения»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; образование слов со значением вместилища, со значением части, развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
СНЕГ – СНЕЖИНКА ХЛЕБ – ХЛЕБНИЦА
ПЕСОК – ПЕСЧИНКА МАСЛО - МАСЛЁНКА
ТРАВА – ТРАВИНКА
ЗЕРНО – ЗЁРНЫШКО
8. Упражнение «Закончи предложения»
Цель: продолжать учить четко произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Слова для справок: СВИНАРНИК, КОРЗИНКА, ГРАДУСНИК, СКОРЛУПА, СТАНЦИЯ, ПРИЧЕСКА.
• Свинья со своими поросятами живет в …
• Грибник складывает грибы в …
• Температуру измеряют (чем?) …
• Цыпленок клювиком разбил (что?) … и появился на свет.
• Поезд подъезжает к следующей …
• Парикмахер сделал красивую …
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ 11 ТИПА
(ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА)
1. Упражнение «Один – много»
Цель: учить четко произносить односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова; учить употреблять слова в единственном и множественном числе.
Оборудование: предметные картинки с изображением одного предмета и множества.
Это - РОТ, а это - … (РТЫ).
Это – ЛОБ, а это - … (ЛБЫ).
Это – ПЕНЬ, а это - … (ПНИ).
Это – ЛЕВ, а это - … (ЛЬВЫ).
2. Упражнение «Что появилось из действия?»
Цель: учить четко произносить односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова; образование существительных их глаголов-действий; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Цель: учить четко произносить односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова; звукобуквенный анализ;
Логопед: Послушай (прочитай) предложения и сравни выделенные слова.
Вова взял шест. Завод стал выпускать сталь.
Вове шесть лет.
Брат пошел на почту.
Гога был трус. Не надо брать чужие вещи.
А ты, Гога, не трусь!
4. Упражнение «Умные ромашки»
Цель: учить четко произносить односложные слова со стечением в начале или в конце слова.
Оборудование: "Ромашки", в середине которых СТ, НТ, РТ, ЛК, СЛ, КЛ, СТ, ПЛ. "Лепестки" в зависимости какие звукосочетания добавляются. Например: для -СТ буквосочетание РО- (РОСТ), ПО- (ПОСТ), ШЕ- (ШЕСТ) и т.д.
-СТ к конце слова (РОСТ, ПОСТ, ШЕСТ, МОСТ, ТОСТ, НАСТ, КУСТ, ТЕСТ, ЛИСТ, ЖЕСТ).
-НТ в конце слова (ЗОНТ, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ВИНТ, КЕНТ).
-РТ в конце слова (СОРТ, ТОРТ, ПОРТ, КОРТ, МАРТ, БОРТ, СОРТ).
-ЛК в конце слова (ВОЛК, ПОЛК, ТОЛК, ЩЁЛК, ШЁЛК).
СЛ- в начале слова (СЛОГ,СЛАБ, СЛОН, СЛУХ, СЛОМ, СЛЁТ, СЛЕД, СЛИВ, СЛЁГ).
КЛ- в начале слова (КЛЁН, КЛУБ, КЛЮВ, КЛЮЧ, КЛАН, КЛОН, КЛЁВ, КЛОК, КЛЕЙ).
СТ- в начале слова (СТИХ, СТАР, СТУК, СТОЛ, СТУЛ, СТОГ, СТОН).
ПЛ- в начале слова (ПЛОВ, ПЛОТ, ПЛАЩ, ПЛАН, ПЛАЧ, ПЛУГ, ПЛЕН, ПЛАЦ, ПЛОХ).
5. Упражнение «Весёлые превращения»
Цель: учить употреблять в речи односложные слова со стечением в начале или в конце слова; преобразование слов путем наращения согласных; навыки звукобуквенного анализа.
Цель: учить употреблять в речи односложные слова со стечением в начале или в конце слова;
Вариант 1: Преобразование слов путем замены конечного согласного на звук Ч; навыки звукобуквенного анализа.
ВРАГ – ВРАЧ
ТКАНЬ – ТКАЧ
ПЛАН – ПЛАЧ
ГРАММ – ГРАЧ
СМЕРТЬ –СМЕРЧ
КЛЮВ – КЛЮЧ
Вариант 2: Упражнение «Чем отличаются слова»
ТРУД – ПРУД КТО – ЧТО
ТРУД – ТРУС ГНОМ - ГРОМ
ГНУТЬ – ГНАТЬ ГЛАЗ - КЛАСС
ХЛЕБ – ХЛЕВ ГРИБ - ГРИПП
Цель: продолжать учить употреблять в речи односложные слова со стечением в начале или в конце слова; учить преобразовывать слова от уменьшительно-ласкательного значения к начальной форме.
ГНОМИК – ГНОМ
ФЛАЖОК – ФЛАГ
КОСТОЧКА – КОСТЬ
ШНУРОК – ШНУР
ГЛАЗИК – ГЛАЗ
КРУЖОК – КРУГ
БЛИНЧИК – БЛИН
СНЕЖОК – СНЕГ
ЗОНТИК – ЗОНТ
КРАНИК – КРАН
ГРИБОК – ГРИБ
СТУЛЬЧИК – СТУЛ
СТОЛИК – СТОЛ
8. Упражнение «Составь предложения»
Цель: учить употреблять в речи односложные слова со стечением в начале или в конце слова; употреблять слова с различными падежными окончаниями; развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Логопед: Составь предложения с парами слов:
Мех – смех, мель – шмель, кот – скот, вор – двор.
Например:
У лисы хороший мех. Кот грелся на солнце.
У реки был слышен смех. Скот гнали к реке.
Лодка села на мель. В квартиру пробрался вор.
На цветок сел шмель. Мальчик вышел во двор.
Список использованной литературы:
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2000.
2. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. …канд.пед.наук. – М., 1963.
3. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2001.
Комментарии пользователей