Конспект итогового лексико-грамматического занятия по теме «Посуда» (для детей разновозрастной группы)
Цель: Активизация речевой деятельности.
Совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
-Развивать физиологическое дыхание детей.
-Развивать речевой слух.
-Развивать связную речь.
-Развивать зрительное внимание.
-Развивать тонкую и общую моторику.
Оборудование: Мягкая игрушка – Кот; чашка с блюдцем, чайник из кукольного сервиза; разрезные картинки из 2, 3, 4, 5, 6 частей; корзинка; дыхательные тренажёры (плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты)
Мотив: Кот – Федот просит ребят помочь отыскать посуду для бабушки Федоры.
Проблемная ситуация:
Как попасть в сказку?
Где спряталась посуда?
Ход занятия:
Орг. мом. (слышится мяуканье котёнка)
Логопед: Ребята вы что-нибудь слышите? Кто это? Пойдемте, посмотрим?
( идут туда, откуда слышится мяуканье (приёмная)) Здравствуй котик! Ты в гости к нам пришел? А почему ты такой грустный?
Кот: Здравствуйте ребята! Меня зовут кот – Федот. Я пришёл к вам за помощью из сказки «Федорино горе». Моя хозяйка бабушка Федора и у неё большое горе. Вся посуда ушла, и мы не знаем что, делать. Вы поможете мне отыскать посуду? Хотя может, вы и не знаете, что такое посуда. (Плачет)
Логопед: Ну, котик не надо плакать. Мы с ребятами обязательно тебе поможем. (Обращается к детям, поможем коту-Федоту?) И про посуду мы многое знаем.
Ребята, назовите коту – Федоту какую посуду вы знаете.
Дети: называют посуду
Логопед: А ещё ребята знают, для чего нужна посуда. Вот, например: Чашка нужна, для того чтобы……..
Дети: пить (чай, воду)
Логопед: Кастрюля нужна, для того чтобы….
Дети: варить (суп, борщ)
Логопед: Сковородка нужна, для того чтобы…..
Дети: жарить (котлеты…)
Кот: Ой, какие молодцы! А вы и, правда, мне поможете?
Логопед: Конечно, поможем. Мы очень любим сказки, а путешествовать по сказке ещё интересней. Ребята, а на чём мы отправимся в путешествие?
Дети: (предлагают виды транспорта.)
Логопед: На волшебном самолёте? А чтобы самолет взлетел, что нам нужно?
Правильно, нужно подкачать колёса и заправить самолёт.
Качаем колеса с-с-с-с (дети выполняют упр. «насос»)
Заправим бензин щ-щ-щ-щ (качают бензин (руки в стороны, наклоны вправо, влево))
Расправим крылья (руки в стороны) и полетели у-у-у-у-у.
( «летят», в сказочную страну (в групповую))
Логопед: Вот мы и в сказке. Посмотрите как здесь красиво. Только, где же спряталась посуда? Давайте, отыщем её?
(дети расходятся по «сказочной полянке», ищут посуду)
Дети находят чайник
(составление описательного рассказа о чайнике)
Логопед: Что это?
Дети: Это чайник.
Логопед: Какой он по цвету?
Дети: Синий.
Логопед: Из каких частей он состоит? Что есть у чайника?
Дети: Носик, ручка, крышка, донышко.
Логопед: Для чего он нужен?
Дети: Чтобы пить чай.
Логопед: Послушайте, какой рассказ у нас получился: «Это чайник, он синий. У него есть ручка, носик, крышка и донышко. Он нужен для того, чтобы пить чай».
(Чайник кладётся в корзину, и дети снова идут искать посуду)
Дети находят чашку и блюдце.
(аналогичное составление описательного рассказа о чашке с блюдцем)
Логопед: Молодцы! Кот-Федот, предлагает нам отдохнуть и поиграть в игру «Помощники». Становитесь все в кружок, а ты котик, вот сюда. (Дети становятся в кружок, а котика сажают на «кочку» и выполняют пальчиковую гимнастику «помощники»)
Раз, два, три, четыре (попеременно хлопают в кулачки, ладошки)
Мы посуду перемыли (ладошка скользит по ладошке)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальцы, начиная с мизинчика)
И большую поварёшку
Мы посуду перемыли (ладошка скользит по ладошке)
Только чашку мы разбили (загибают пальчики, на другой руке)
Нос у чайника отбился,
Ковшик тоже развалился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (попеременно хлопают в кулачки, ладошки)
Логопед: Кот – Федот, а не про тебя ли эта игра? А ну-ка покажи, что ты тут прячешь?
(Логопед заглядывает под кочку, на которой сидел кот. А там «разбитая посуда» (разрезные картинки ))
Логопед: Что это?
Дети: Разбитая посуда.
Логопед: Что же делать? А давайте попробуем склеить её? (дети проходят к столам и собирают разрезные картинки)
Логопед: Молодцы. Отлично поработали, всю посуду собрали. А теперь можно идти к Федорушке. (идут к «домику бабы-Федоры)
Логопед: Здравствуй бабушка – Федора! Мы нашли твою посуду. (отдают корзинку с посудой)
Федора: Здравствуйте, ребятки! Как я рада видеть вас. И посуду мою отыскали?! Вот спасибо. Проходите, я вас чаем угощу. Вот только на плиту поставлю чайник.
Логопед: Бабушка – Федора, пока чай греется, мы с ребятами хотим показать, какую посуду мы принесли тебе.
(подвижная игра, «Посуда», речь с движением)
Дети вместе с логопедом выполняют движения по тексту.
Вот большой пузатый чайник. ( одна рука на поясе, вторая вытянута вперед «носик»)
Очень важный он начальник.
Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе)
Очень крупные бедняжки
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, руки в стороны)
Только стукни, разобьются
Вот серебряные ложки (руки сомкнуты над головой)
Голова на тонкой ножке.
Федора: Ой, какие молодцы. Проходите за стол, я хочу угостить вас чаем. Только будьте осторожны, чай очень горячий.
Логопед: Что нужно сделать, чтобы чай быстрей остыл.
Дети: Подуть на него.
Логопед: Правильно. Давайте подуем на него.(упр. на дыхание) Сделайте вдох, и подуйте на пар, не раздувая щеки, вытянув губы трубочкой.
Логопед: Спасибо, бабушка - Федора, за угощение. Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания.
( Логопед с детьми обсуждают, на чем вернутся в д/с, возвращаются)
Итог занятия.
Комментарии пользователей