Проблема психомоторного развития детей является одной из важнейших в современной общей и специальной педагогике, поскольку двигательные способности и психика находятся в неразрывном единстве на первых этапах онтогенеза. (Запорожец А. В., Кольцова М. М., Озеров В. П., Мастюкова Е. М.).
«...Поскольку движение является основой нашего поведения, каждый уровень построения движений можно рассматривать и как уровни построения человеческой психики...»– писал Н. А. Бернштейн [1].
Актуальность работы определяется тем, что психомоторное развитие детей напрямую связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
Современная отечественная и зарубежная литература отражает результаты исследований многих авторов, раскрывающих различные вопросы, связанные с психомоторным развитием человека: Сеченов И. М., Павлов И. П., Бернштейн Н. А., Запорожец А. В., Никандров В. В., Озеров В. П., Пиаже Ж., Платонов К. К., и др. [1], [4], [7], [8]
Отправной точкой современных фундаментальных исследований в области психомоторики является естественнонаучная теория рефлекса И. М. Сеченова, которая включает в себя идеи целостного понимания человека через характеристики его поведения и заключатся в объективизации всех форм психического отражения человека в его мышечных движениях.[10] Изучение рефлексов головного мозга позволило связать психомоторную функцию с работой высших отделов центральной нервной системы человека, выделить способность отражать объективную информацию о его двигательном поведении, способность контролировать движения и эффективно управлять ими.
С позиции учений о рефлексологии И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, теории упражнений А. А. Ухтомского, физиологии движений Н. А. Бернштейна, психомоторный процесс предстал сложной, многоуровневой, динамической, саморегулирующейся функциональной системой, детерминированной интеграционной деятельностью структур мозга. Это позволило трактовать психомоторику, «как основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах» -К. К. Платонов [9].
В своей теории интеллекта Ж. Пиаже раскрывает фундаментальные аспекты мышления и связи его с двигательной активностью человека и выделяет стадии психологического развития мыслительных операций.
Исследования ученых отражают взаимосвязь между психомоторным и речевым развитием, прямую зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, координации его движений и развития мелкой моторики (Кольцова М. М., Мастюкова Е. М., Запорожец А. В.) [6].
В последнее время отмечается стремительный рост числа детей с речевой патологией. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи — это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Р. Е. Левина и сотрудники ее лаборатории в 1969 году разработали периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.[2] Затем Т. Б. Филичева выделяет четвертый уровень общего недоразвития речи, определяя его, как нерезко выраженное недоразвитие речи. Детям этого уровня характерны остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.[11] Несмотря на различия проявлений общего недоразвития речи, у детей всех уровней наблюдается некоторое отставание в развитии двигательных функций.
Двигательная недостаточность детей с общим недоразвитием речи выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных дозированных движений, в снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности вызывают выполнение движений по словесной инструкции, задания по пространственно-временным параметрам. Наблюдается недостаточность формирования мелкой моторики пальцев рук.
Недостаточность моторной сферы детей с нарушениями речи отмечали в своих трудах Левина Р. Е., Лопатина Л. В., Мастюкова Е. М., Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. и другие. Множественные трудности коммуникации и обучения, с которыми приходится сталкиваться детям с общим недоразвитием речи, обусловливают необходимость комплексного воздействия при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности. Одной из структур комплексного подхода является формирование психомоторных способностей.
В логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов. В системе коррекционно-воспитательной работы в образовательных учреждениях необходимо уделять особое внимание формированию тонких движений пальцев рук. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук», она особо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области» [5].
Для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи используется следующий комплекс упражнений и игр, оказывающий стимулирующее влияние не только на речевое развитие ребенка, но и являющийся мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: разнообразные упражнения пальчиковой гимнастики; игры с крупами, бусинами, камешками; лепка из пластилина; шнуровка, застежки; работа с конструкторами; игры с мозаиками, пазлами; вырезание ножницами; рисование разными материалами; работа с бумагой; упражнения по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [3] ; графические упражнения- штриховки, повторения узоров; раскрашивание; кинезитерапия- упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, которые помогают осуществить полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями мозга; гидрогимнастика; су-джок терапия- стимулирование активных точек, расположенных на руках и стопах при помощи различных приспособлений, повышает регулирующую роль центральной нервной системы в отношении работы всех органов и систем.
Работа по развитию артикуляторной моторики направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная и дыхательная гимнастика способствуют ускорению развития основных движений органов артикуляционного аппарата детей с речевыми нарушениями.
Важную роль при работе над формированием психомоторных процессов детей с общим недоразвитием речи играют общеукрепляющие упражнения и приемы, такие как: массаж, самомассаж, способствующие повышению тонуса, эластичности и сократительной способности мышц.
Глазодвигательные упражнения способствуют улучшению восприятия, расширяют поля зрения, активизируют процесс обучения. Выработка правильного дыхания способствует общему оздоровлению за счет оптимизации кровообращения и газообмена. Навыки произвольного контроля
Релаксация включает в себя особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Развитие общей моторики включает в себя следующие упражнения: оздоровительный дозированный бег; тренирующая игровая дорожка; психогимнастика, которая проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, игровые задания, пластические упражнения. Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательными, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов.
Помимо традиционных логопедических занятий, эффективным методом преодоления речевых нарушений и развития психомоторных способностей детей является использование ритмики и логоритмики, когда музыка слово и движение, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную деятельность, память, обеспечивают восполнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном развитии детей. Для детей с общим недоразвитием речи разработаны специальные логоритмические занятия, направленные на развитие речи, движений и пространственных представлений. Система их организации соотнесена с этапами логопедической работы и опирается на основные закономерности формирования речи в онтогенезе. Использование логоритмических занятий позволяет добиться устойчивого внимания детей и соответственно повышает результативность в усвоении знаний и выработке необходимых двигательных навыков, обеспечить развитие всех компонентов речи, слуховых функций, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Литература
1. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений., Изд.: RUGRAM, 2022, С.234-286.
2. Волкова Л. С. Логопедия. Учебник для вузов. Изд. центр ВЛАДОС,2009., С.513-548. https://pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtml
3. Зажигина О. А. Упражнения по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования., Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2022,96с.
4. Запорожец А. В. Психология действий., Изд.: МОДЭК МПСИ,2010., С.167.
5. Кольцова М. М., Рузин М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Изд.-У-Фактория,2016.,228с.
6. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития// Дефектология.Изд.Юрайт.,2022. №3-С.3.
7. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Издательство: ФЕНИКС,2012, С. 27.
8. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Изд-во5АСТ,2022, С.192.
9. Платонов К. К. Занимательная психология. Издательство: Римис,2011., С.174.
10.Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга., Издательство: ЮРАЙТ,2022., С.139.
11.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.-М.» Издательство ЭКСМО,2020., С.128.
Комментарии пользователей