Использование проектно – исследовательского метода в развитии познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи
Использование проектно – исследовательского метода в развитии познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Использование проектно – исследовательского метода в развитии познавательного интереса у детей с общим недоразвитием речи
Автор - Захарова Елена Алексеевна, воспитатель, ДОУ №2 компенсирующего вида,
г. Мончегорск Мурманской области.
Одной из составляющих успешного обучения детей в школе является развитие познавательного интереса дошкольников к различным областям знаний и видам деятельности. Интерес ребёнка - дошкольника к окружающему миру, желание познавать и осваивать все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы заставляют педагога находить более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
В настоящее время одним из перспективных методов, способствующим решению этой проблемы, является метод проектно-исследовательской деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний.
В проекте можно объединить содержание образования из самых разных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В основе любого проекта чаще всего лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению имеет формирование временных представлений у дошкольников.
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Во времени живёт и ребёнок. Любому человеку жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени. Но категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе личного опыта человека. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыков чтения и письма.
Освоение времени ребёнком - логопатом идёт медленно и трудно. И тому есть несколько причин:
1. Своеобразие времени как формы проявления реальности.
2. Несформированность у ребёнка механизмов познания времени.
3. Особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте.
4. Небольшой опыт проживания ребёнком жизни во времени.
Значимость представлений о времени в умственном воспитании детей с речевой патологией, позволяющей осуществлять коррекцию речи, послужили основанием для выбора темы проекта: «Путешествие в Царство времени».
Для таких детей характерны трудности в освоении временных представлений и понятий, несформированность ориентировки во времени. Как правило, многие дети не дифференцируют понятия время года и месяц, не знают названий дней недели и частей суток, не умеют определять их последовательность. Они плохо представляют себе длительность какого-либо события, собственной деятельности (занятие, обед, прогулка, просмотр мультфильма, рисование, игра и т.д.), не могут соотнести части суток с положением солнца, луны на небе, состояние природы с временем года. Они не объясняют причинно – временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра). Дети не могут рассказать о содержании деятельности в течение промежутка времени на основе личного опыта. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта.
Основной целью любого проекта в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами познавательно - исследовательской деятельности детей.
Реализуя основную цель, коррекционно – образовательный процесс был выстроен таким образом, чтобы намеченные задачи решались при активном участии всех участников проекта (педагоги, родители, дети). Чтобы каждый ребёнок, в результате проекта, получил необходимый запас умений и навыков, а также реализовал свой личный творческий потенциал.
Для достижения цели проекта были определены следующие задачи:
1. Формировать интерес воспитанников к познавательной деятельности в процессе реализации проекта.
2. Сформировать исследовательские навыки и умения.
3. Заложить прочную основу системы знаний о времени средствами дидактических и речевых игр.
4. Связать знания детей о времени с системой педагогической работы по умственному и речевому развитию.
5. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире, организуя проблемные речевые ситуации, словесные игры, рассматривание картин, предметов, различные наблюдения.
6. Способствовать мотивированному выбору своей деятельности на основе личного опыта переживаний и зрительных впечатлений.
Учитывая своеобразное отставание детей с речевыми нарушениями в формировании познавательной активности, знакомство детей со временем осуществлялось в строгой системе и последовательности, носило комплексный характер, пронизывало все виды деятельности детей - логопатов, с учётом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.
Формирование устойчивого познавательного интереса проводилось с созданием и соблюдением определённых условий:
1. Расширение и углубление знаний каждого ребёнка.
2. Включение детей в активный поиск знаний.
3.Организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, поисковой, наблюдения, общения).
4. Использование наглядных пособий, игр, игровых приёмов.
5. Постепенное усложнение содержания знаний.
Реализация проекта началась с моделирования проблемной речевой ситуации, позволяющей выявить проблему, и предполагала проведение «минуток общения»:
- Дети сами задавали вопрос: «Что такое время? Хотите узнать больше о времени? Предлагайте, что можно сделать, чтобы узнать?»
- Поэтапное решение проблемы.
В результате совместного (педагогами, родителями, детьми) сбора информации, экспонатов часов и календарей для будущего «Мини-музея часов и календарей», дети получили возможность больше узнать о времени.
Знакомство со временем осуществлялось в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, с использованием приборов, измеряющих время и демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Наличие таких занятий обеспечило необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, а также стало непременным, благоприятным условием для формирования у детей чётких представлений о времени.
Одновременно, в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности, вместе с учителем – логопедом проводилась работу над активизацией и расширением словаря детей по теме «Ориентировка во времени», формированием лексико-грамматического строя речи, отрабатывались практические навыки словообразования и словоизменения у детей, проводилась работа по развитию связной речи.
В результате проделанной работы педагогами группы был организован «Мини-музей часов и календарей», оформлен альбом с рисунками детей «Четыре художника». Родителями вместе со своими детьми изготовлены циферблаты часов, что позволило вызвать у детей ещё больший интерес к часам. Дети научились определять время по механическим часам до целого часа.
Работа по формированию представлений о времени, в рамках проектно-исследовательской деятельности, помогла научить детей выражать свои мысли точными, содержательными, образными словами и предложениями. Дети приобрели способность устанавливать взаимоотношения между предметами и явлениями, стали более организованными, собранными. В процессе реализации проекта у детей появился ещё больший интерес к познавательно – творческой деятельности. Значительно повысилась самооценка, уверенность в своих силах, гордость не только за собственный результат, но и за результат других участников проекта, это показала игра – соревнование КВН «Путешествие в Царство времени».
Умение ориентироваться во времени в дальнейшем позволит детям с нарушением речи успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, что является одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе.
Используемая литература:
1. Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», М., «Просвещение», 1991 г.
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «Детям о времени», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
3. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" № 4, 2004 г., с. 99 - 101
Комментарии пользователей