Использование компьютерных презентаций на логопедических занятиях.
Использование компьютерных презентаций на логопедических занятиях.
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, низкий уровень сформированности словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из – за ряда особенностей формирования речи. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо- речевое развитие детей – логопатов. Поэтому логопедические занятия нельзя представить без применения компьютерных технологий. При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения.
Использование компьютерных презентаций делает процесс коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Методика способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической структур речи. Повышает уровень мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям. Компьютерные презентации можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы. В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа. Она осуществляется с опорой на наглядность. В настоящее время для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.
В детском саду мультимедийные презентации применяются на занятиях в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. У детей, попадающих в логопедические группы, помимо прочих нарушений часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.
Таким образом, применение мультимедийных технологий, ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении дошкольников. Однако, создание учебной презентации для дошкольников с нарушениями речи имеет ряд особенностей.
1. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз.
2. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
3. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.
4. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий, на которых они используются: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Следует отметить, что согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребенка. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора, достаточно большого телевизора и пр. На индивидуальных занятиях рациональней всего использовать компьютерные презентации при автоматизации звуков.
Безусловные преимущества занятий - презентаций в:
• экономии времени при подготовке к занятиям
• отсутствии необходимости дополнительного подбора наглядного и дидактического материала
• повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия. Таким образом, можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях компьютерных презентаций: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы – индивидуальный подход.
Используемая литература.
1. Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
2. Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
3. М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006
Комментарии пользователей